Десять лет адвокатского стажа. Много это или мало, вопрос не в том. Важно, что на протяжении десяти лет ни один судья, ни одна судебная инстанция ни разу не усомнились в праве действующего на основании ордера адвоката-представителя заявлять в гражданском процессе ходатайство о взыскании в пользу своего доверителя расходов по оплате услуг представителя, то есть судебных расходов.
Казус произошел 10 июня 2016 г. в Березовском городском суде, определением было возвращено ходатайство адвоката о взыскании с проигравшей стороны судебных расходов.
Основанием возвращения ходатайства послужил тот довод, что полномочия адвоката как представителя оформлены ордером, а не доверенностью с указанием соответствующего полномочия. Суд посчитал, что требования ч.4 ст. 131 ГПК РФ, регламентирующие порядок подписания искового заявления, а также ст. 54 ГПК РФ, предписывающие обязательное указание в доверенности на полномочия подписания искового заявления и предъявления его в суд, распространяются и на порядок заявления представителем ходатайства о взыскании судебных расходов.
Определение Березовского городского суда было обжаловано в суд апелляционной инстанции – Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда (жалобу рассматривал состав судей состав судей Чуньковой Т.Ю., Рыжониной Т.Н., Сорокиной А.В.), в суды кассационной инстанции – Президиум Кемеровского областного суда (жалобу изучала судья Бойко В.Н.) и даже Судебную коллегию по гражданским делам ВЕРХОВНОГО СУДА РФ (жалобу изучал судья Асташов С.В.).
Однако вышестоящие инстанции, включая ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ, оставили определение Березовского городского суда без изменения, мотивируя свои выводы о его законности тем, что
из нормы ч.1 ст. 100 ГПК РФ следует возможность присуждения судом судебных расходов только по письменному ходатайству стороны, при этом такое письменное ходатайство является по своей сути требованием о взыскании денежных средств в пользу лица, заявившего такое ходатайство.
Право представителя заявлять ходатайства не свидетельствует о том, что представитель, действующий на основании ордера, вправе заявлять требования о взыскании в пользу доверителя денежных средств.
Название документа, в котором содержится просьба о взыскании судебных расходов, — ходатайство, а не«заявление» не может свидетельствовать о наличии у адвоката полномочий для подписания данного заявления(ходатайства), поскольку в данном ходатайстве сформулировано материально-правовое требование к ответчику, правом на которое соглашение и ордер адвоката не наделяет.
Довод жалобы о том, что для подачи письменного ходатайства о взыскании судебных расходов от имени доверителя представителем — адвокатом не требуется доверенность, поскольку ордер, выданный адвокатским образованием, предоставляет ему полномочия на выступление в суде, что включает в себя право на заявление ходатайств, основан на неправильном толковании норм процессуального права
Между тем, спустя год, Ленинский районный суд г. Кемерово как ни в чем не бывало удовлетворяет заявленное адвокатом-представителем ходатайство о взыскании судебных расходов в пользу своего доверителя. Представитель действовал на основании ордера адвоката.
Удобный случай для постановки эксперимента, на проведение которого добро моего доверителя было получено.
Переговорив с представителем ответчика, Я написал для него частную жалобу, в основу которой заложил дословно все те доводы, которые послужили основанием для признания законным определения Березовского городского суда.
В обоих судебных спорах на стороне ответчика выступала одна и та же организация.
Обжалуемое определение Ленинского районного суда г. Кемерово суд апелляционной инстанции – Кемеровский областной суд в составе судей Овчаренко О.А., Зайцевой Е.Н., Потловой О.П) оставил без изменения.
Далее, получив добро своего доверителя на продолжение эксперимента, Я написал для ответчика кассационную жалобу в президиум Кемеровского областного суда.
Определением судьи Гребенщиковой О.А. в передаче кассационной жалобы на рассмотрение президиума было отказано.
В основу мотивировки законности определения Ленинского районного суда г. Кемерово судебными инстанциями были положены те же самые доводы, которые при обжаловании определения Березовского городского суда ранее этими же судебными инстанциями признавались не состоятельными.
Доводы, по которым определение Березовского городского суда суды апелляционной и кассационной инстанции признавали законным, в случае с определением Ленинского районного суда г. Кемерово расценивались как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная система при неизменности соответствующих правовых норм продемонстировала по одному и тому же вопросу(вправе ли действующий на основании ордера адвокат-представитель заявлять ходатайство о взыскании судебных расходов) диаметрально противоположные позиции, одна из которых явно не соответствует интересам адвоката, поскольку умаляет его право на совершение процессуального действия в интересах своего доверителя.
Для судебной системы явно противоположные позиции судов первой инстанции оказались вполне законными.
В настоящее время, получив добро доверителя, пишу для ответчика кассационную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Делаем ставки, господа, за результат ее рассмотрения...