
Недавно мной в адрес Верховного Суда Российской Федерации в интересах юридического лица в рамках уголовного судопроизводства была направлена кассационная жалоба на Постановление Тверского районного суда г.Москвы об удовлетворении ходатайства следователя ГСУ ГУ МВД России по Москве о наложении ареста на имущество.
Через месяц жалоба была мне возвращена письмом за подписью судьи Верховного Суда Российской Федерации по причине отсутствия ордера адвоката.
Чтобы не вступать в переписку с Верховным Судом, заведомо для меня и моего доверителя не имеющей никаких положительных перспектив, вынужден был повторно направить кассационный материал с приложением ордера и следующим разъяснением:
Для судьи ______ разъясняю:
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения в случаях, предусмотренных федеральным законом. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает предоставление адвокатом ордера только в случае участия его в уголовном деле в качестве защитника.
Так в соответствие с ч.4 ст. 49 УПК РФ адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.
Аналогичное требование содержится в ч.4 ст. 401.4 УПК РФ: к жалобе, поданной защитником, прилагается ордер или другой удостоверяющий его полномочия документ.
Согласно ч.1 ст. 49 УПК РФ защитником является лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
В случае представления интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или иного лица, которому Законом предоставлено право на подачу заявлений, жалоб или ходатайств, адвокат защитником не является, а потому представляет доверителя на основании доверенности.
В связи с тем, что далеко не все должностные лица внимательно читают и изучают Закон, полагаю было бы уместным Генеральной Прокуратуре и Верховному Суду Российской Федерации дать разъяснения на этот счет.