Наверняка каждый из Вас сталкивался с предложениями потенциальных клиентов, предлагающих поработать за «гонорар успеха», то есть за предполагаемые клиентом дивиденды, которые он возможно получит в будущем, из которых может быть заплатит адвокату.
Естественно, что с точки зрения клиента, здравый смысл в этом предложении сотрудничества имеется и содержит в себе одни лишь только плюсы, так как платить адвокату ничего не надо, адвокат работает на свой страх и риск, тратя при этом свое собственное время и средства, а в случае успеха клиент, ничего не вкладывая и ничем не рискуя, получает определенные для себя блага.
Казалось бы хорошая схема для сотрудничества, тем более что и законодатель недавно предусмотрел подобную форму оплаты:
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)
Статья 25. Соглашение об оказании юридической помощи
4.1. В соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов, в соглашение об оказании юридической помощи может включаться условие, согласно которому размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи, за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.
Вот и я с такими предложениями, поработать за «гонорар успеха», сталкиваюсь достаточно часто.
За более чем 20-летний стаж в адвокатской профессии всех потенциальных соискателей юридических услуг с подобной формой «благодарности» я разделил на следующие категории:
1. Обращения за помощью в получении «дивидендов», шанс получить которые равен нулю либо близок к этому.
В данном случае какой бы процент вознаграждения потенциальный клиент не предлагал, помноженный на нулевой шанс его получения, сводит вознаграждение к нулю. Поэтому незачем обижаться на адвоката, отклонившего столь «заманчивое» предложение обогатить как клиента, так и исполнителя, ведь при подобном подходе к делу ни временные, ни материальные затраты адвоката никогда не будут возмещены.
При этом, подобная категория потенциальных клиентов как правило не желает получать услугу «консультация», так как он пришел «всего лишь спросить», вываливая шлак документов и сведений, в которых адвокат должен бесплатно разобраться для принятия решения о запрашиваемой юридической помощи.
Такие обращения составляют абсолютное большинство из всех описываемых в настоящей публикации.
2. К следующей группе обращений следует отнести обращения по малобюджетным делам, где предполагаемое вознаграждение в лучшем случае сопоставимо с тем, за которое адвокат готов взяться за дело при 100% предоплате.
Напоминаю потенциальным клиентам о том, что в случае оказания услуги в «кредит», стоимость услуги возрастает в несколько раз, что обуславливается значительным риском неполучения гонорара, самостоятельным несением адвокатом материальных затрат на получение положительного результата, а так же большим временным промежутком с момента начала оказания услуги и до предполагаемого фактического вознаграждения. Если дело является малобюджетным, например, взысканию с ответчика подлежит 1 рубль, то это вовсе не значит, что адвокат будет работать за 50%, так как стоимость работы существенно выше предполагаемого вознаграждения.
3. В последнее время увеличивается категория граждан, которые предлагают адвокату самостоятельно получить вознаграждение с противоположной проигравшей стороны в качестве расходов на представителя.
Причем то, что они никаких расходов не понесли и, соответственно, право на компенсацию не имеют, их это не смущает.
4. Граждане, являющиеся соискателями юридической помощи по уголовному делу или по делу об административном правонарушении с оплатой «гонорара успеха», несмотря на законодательный запрет, нет, нет, но тем не менее периодически также обращаются с подобными предложениями.
Причем как я не старался выяснить, что по их мнению является «успехом» в уголовном или административном деле, каковы на это шансы и как это условие прописать в Соглашении об оказании юридической помощи, внятного ответа так ни разу и не получил.
5. К одной из самых малозначительных категорий относятся соискатели, которые действительно могут рассчитывать на заключение Соглашения об оказании юридической помощи, размер выплаты вознаграждения по которому ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи.
Для себя я определил следующие критерии возможности заключения подобного Соглашения:
— вероятность положительного исхода дела для потенциального клиента выше 50%, для чего его правовая позиция должна быть основана на Законе и подтверждаться доказательствами;
— стоимость «гонорара успеха» может определяться в процентах или в твердой денежной сумме, но не менее 500 000 рублей;
— потенциальный клиент должен предоставить гарантии выплаты вознаграждения в случае получения для него положительного результата.
Если кто-то из коллег сможет дополнить мою классификацию клиентов, рассчитывающих на оказание юридической помощи с оплатой «гонорара успеха», буду признателен.
И напоследок недавняя история про то, как очередной соискатель, потеряв значительную сумму денег, решил ее возместить, обратившись ко мне с предложением поработать за «гонорар успеха».
В один из холодных, но солнечных мартовских дней мой телефон известил меня, что некто желает со мной поговорить. Выяснив, что я это действительно я, мой собеседник с места начал вываливать на меня часть истории своей жизни о том, как обманным путем был лишен своего имущества.
Лет эдак 8-9 назад мой собеседник заключил с адвокатом Х соглашение на оказание юридической помощи по гражданскому делу в суде кассационной инстанции. Оплатив 200 000 рублей гонорара адвоката, клиент внес в обеспечение возможного привлечения специалистов и экспертов еще 300 000 $ в рублях и в валюте, с условием возврата, если не будет получен положительный для клиента результат.
Так как планируемый результат достигнут не был, а деньги адвокатом возвращены не были, то клиент обратился в суд с иском о взыскании вышеназванной суммы солидарно с адвоката и адвокатского бюро, в котором адвокат осуществлял свою деятельность.
Не знаю, какие препараты перед принятием решения принимала судья, но иск клиента был удовлетворен частично… с адвокатского бюро были взысканы 300 000 $ и проценты по ст. 395 ГК РФ. В части взыскания денежных средств с адвоката судом было отказано. Решение обжаловано не было и благополучно вступило в законную силу.
С тех пор вот уже много лет клиент безуспешно пытается добиться исполнения решения суда. Собственно меня это обстоятельство нисколько не удивило, тем более, что со слов клиента бывшие партнеры из адвокатского бюро разбежались, а у самого бюро нет никакого имущества, в связи с чем исполнительное производство было «закрыто».
При таких обстоятельствах клиент решился на шаг необычайной щедрости, пообещав мне 50% «гонорара успеха» в случае, если я помогу ему получить 20 000 000 рублей.
Естественно, что ни о каких консультациях либо иных способах обсуждения решения создавшейся проблемы клиент категорически говорить не желает. Я же со своей стороны тратить время и силы на бесперспективное дело клиента желанием не горю, в связи с чем на этом наши переговоры были окончены.