Прощание с иллюзиями ч. 1: разоблачение мифов доверителей о цене и качестве работы юристов
Личная боль
Каждый юрист неоднократно сталкивается с таким воплем доверителей: «Почему за такую работу столько денег?». Сталкиваюсь с ним и я. Этот тезис о дороговизне нивелируется за счет ряда скрытых в головах доверителей установок о том, когда и за что можно платить или нельзя. Удивляет, что размер бизнеса доверителя, его социальный статус, образование эти вредные установки не перекрывают.Эти мифы/установки очень осложняют жизнь и юристам (как и аудиторам, оценщикам, экспертам, докторам), так и доверителям (клиентам). Осложняют, значит, что доверители выбирают сомнительных (или дешевых) советников, которые «ломают» их дела либо грамотный советник начинает вести «свою игру» на повышение гонорара.
Давайте разберем мифы/установки «по костям» и увидим страшные последствия принятия таких установок.
Миф 1: чем больше, тем лучше.
Заключается в попытке свести значение работы юриста к физическому объему выполненных работ, т.е. кол-ву созданных документов (договоров, исков, жалоб) и их объему (5 листов плохо, а 55 листов хорошо). К чему такой посыл доверителей приводит на практике?
Составление контрактов
При составлении юрист выполняет три глобальных задачи, по общему правилу: 1) отразить бизнес процессы, 2) защитить доверителя, 3) сделать договор читаемым: коротким, ясным и понятным. Юрист, принимающий правило «Чем больше, тем лучше», начинает шпарить сочинение «Война и мир» за счет:
а) введения огромного кол-ва терминов и соответствующего раздела (договор на 6 листах, из которых термины – 3!),
б) гипердетализации процессов (претензии принимаем только в письменной форме на листах формата А4, направляемые путем…… считаются полученными…., если нет….то),
в) обильного цитирования ГОСТов, СНИПов, стандартов (можно просто сделать ссылки на них, указывая, что они являются частью контракта),
г) оставления бессмысленных положений: «Споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством» (смысловой нагрузки нет, а место на бумаге занято).
Результат: огромный, трудночитаемый и не понимаемый договор. Стороны, не разобравшись в правах, обязанностях, ответственности, а порой и цене «махнули его не глядя». Потом конфликт и проигранный спор в суде с потерей многих-многих миллионов.
Составление процессуальных документов в судебных процессах: иски, жалобы, ходатайства, пояснения
Профессионалы знают, как загружены наши судьи. В частности, в Арбитражном суде Москвы – тысячи дел на судью! А ведь в одном деле бывают сотни томов!!! Дай Бог, что судья уделит иску 5 минут. Что нужно такому судье? Иск без воды на 4-5 листах максимум (бывает и больше необходимо, бывает, что надо писать сложно и запутанно, но эти случаи мы не обсуждаем).
Нормальный юрист доведет эту позицию до доверителя и оставит 5 листов с детальным изложением фактов. А остальные «коллеги» превращают иск в сочинения на 30, 40, а то и 100 листов (каюсь, сам такие писал на заре карьеры). Объем создается путем обильного цитирования законодательства, судебной практики, писем госорганов.
Доверитель видит толстый иск и чувствует счастье: «Какой у меня юрист молодец. Видна работа!». Судья видит такой иск и матерится, на чем свет стоит. Почему? Смотрим пункт 1 – сотни или тысячи дел на очереди, бессонные ночи, нет выходных. Вы оскорбили судью, подав такой бестолковый иск. Прибавьте, что многие судьи подслеповаты и 12 шрифт times new roman для них – испытание зрения на прочность, а 10 – кошмар.
Далее, судья бросает такой иск в угол, не изучив его. Вот скажите: «Задача юристом выполнена?». По мне, НЕТ. Судья иск не изучил, т.е. в факты не вник. В голове у него сидит негативная установка по отношению к истцу, а значит, ваши шансы на победу уменьшились.
Резюме: профессионал тот – кто способен кратко и ясно составить контракт/процессуальный документ.
Миф 2: идея не несет в себе ценности
Доверитель с трудом осознает, что половину денег он часто платит за идею, а половину за реализацию. Например, корпоративный договор (соглашение между акционерами о порядке управления обществом: голосования, диспропорциональном распределении прибыли и убытков, неконкуренции и т.д.).
Снова личный пример. Приходит доверитель и говорит, что его ООО управляется им и партнером 50/50. Так, де-факто. А де-юре, партнер – 100% участник ООО и гендиректор. Такая схема управления таит колоссальные риски для «теневого» участника. Ведь в случае спора он – никто для общества. Можно прибегнуть к подводным способам «решения проблем», но такие способы стоят принципиально иных сумм. Предлагаю составить корпоративный договор и озвучиваю цену.
На вопрос: «Почему так дорого?» я ответил легендой об инженере. На электростанции сломался главный генератор. Позвали лучшего инженера города с просьбой помочь. Инженер взял молоточек и стал легонько бить им по разным частям корпуса генератора. Что-то услышал в одном месте и ударил сильно. Генератор включился. На вопрос: «Сколько стоит ваша работа?» инженер ответил: «1 000 долларов». А восклицание: «Почему так дорого? Вы же только били молоточком!» разбилось о довод: «Ну, за 1 удар вы платите 1 доллар, а за то, что узнал куда – 999 долларов».
В описанном примере на доверителя много лет работают внешние юристы. Почему они не вникли в специфику работы доверителя? Почему не перекрыли риск, а может, они не знали о существовании корпоративного договора? Вопросы открыты…. Дорогие доверители, юристы выступают именно в роли инженера, который выявляет «куда можно бить», а затем технически закрывает проблему.
Резюме: выявление и обозначение проблемы может стоить гораздо дороже ее решения.
Общие разъяснения доверителям
Уважаемые, выбирая консультанта, вы платите (бесплатно только сыр у жуликов):
- Первое, за ревностное отношение к Вам и вашей проблеме. А это выражается в тщательном изучении фактов, права, пребывании на связи в режиме 24/7, моральной поддержке.
- Второе, за профессионализм консультанта. Он выражается в способности кратко, ясно и доступно изложить очень сложные правовые материи как вам, так и профессионалам. Такая способность зарабатывается за годы практики и постоянного повышения квалификации.
- Третье, за идеи консультанта, а не только их реализацию.