Но этот принцип верен только в одном случае – когда нарушившему закон назначается наказание
Россия испокон веку развивалась как многонациональное государство, поэтому разговоры о национальности в нашем обществе не просто уместны, они необходимы. В этом наша сила.
В первой половине 90-х годов прошлого века в обиход был вброшен звонкий тезис: «Преступник не имеет национальности». Этот тезис подхватили, растиражировали, он стал достаточно популярным. Между тем ничего, кроме вреда, он нам принести не может.
Давайте «отмотаем» немного ход событий назад и вспомним, что на излете перестройки одной из самых забойных тем для дискуссий среди «демократов» была тема отмены так называемой пятой графы в паспорте, где указывалась национальность его владельца. Чего только не говорили, что нигде в мире этого нет (но мало где в мире есть и внутренние паспорта»), что это позорит и унижает человека (как принадлежность к той или иной национальности может унизить и обидеть человека, естественно, не объяснялось), что указание своей национальности это глубоко личное, почти интимное дело каждого (интимное это то, что неприлично демонстрировать открыто, а как чернокожий спрячет цвет своей кожи?) и т.д.
В новой России такой графы нет, а графы о вероисповедании в атеистической России никогда не было. Она была в Империи и в ряде документов была обязательной. Никого это не обижало. Теперь говорят, что упоминать в СМИ национальность преступника нельзя. Это почти преступление. Говорить о национальности певца, артиста, космонавта можно, а о преступнике нет. Он этакий космополит.
Теперь графу «национальность» стали вымарывать и из судебно-следственных документов. Стороннему человеку все равно. А специалисту? Национальность и вероисповедание свидетельствуют об особых типологических свойствах личности. И личности преступника в том числе. Значит, зная только эти характеристики, можно строить версии о мотивах и причинах преступления, возможных сообщниках, их местонахождении и т.д. В конечном счете это приведет к раскрытию преступления и наказанию виновного. Но наш постмодернистский УПК не содержит требования установления истины по делу (она не нужна государству? а обществу?) и тем более о выявлении причин и условий совершенного преступления (раньше все это было и считалось аксиомой уголовного процесса). Уголовное дело становится в этом отношении неинформативным.
Учет национальности в деле борьбы с преступностью был всегда. Достаточно много об этом писал в XIX веке итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, взгляды которого сегодня зачастую воспринимаются как наивные, но многие из них были скорректированы и получили в дальнейшем подтверждение. А в 1906 году доктор медицины Э.В.Эриксон опубликовал в сборнике под редакцией академика В.М.Бехтерева (специально обращаю внимание на это обстоятельство, ибо имя этого человека есть гарантия от шарлатанства, профанации и примитивизма) статью «Об убийствах и разбоях на Кавказе», в которой подробнейшим образом описал, опираясь на изучение менталитета того или иного кавказского народа, почему, как и зачем представители различных народов идут на совершение названных преступлений. Общий вывод неутешителен: «Этнопсихика со всеми ее внешними проявлениями меняется не так быстро, как издаваемые законы, требования и правила, и многие преступления являются в известной степени неизбежным следствием психоантропологической организации людей, передаваемой по наследству из поколения в поколение, из века в век». В советское время эти слова могли только критиковаться и отвергаться. А если прислушаться и попробовать понять?
Э.В.Эриксон так же считал, что политическое и экономическое положение кавказских народов не оказывает заметного влияния на снижение среди них уровня преступности, и связывал он это именно с особенностями их национального характера, допустимостью и даже моральным одобрением тех форм поведения, которые в европейском обществе рассматриваются в качестве откровенно преступных (похищение людей, разбойные нападения, угон скота, ограбление жилища).
Это подтверждается современными исследованиями (например, недавно в Краснодаре была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Игорем Анжировым «Влияние этнических факторов на рост преступности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах»). А известный российский журналист Михаил Полторанин описал свои юношеские воспоминания, как чеченцы, выселенные в Казахстан в ходе известной сталинской операции «Чечевица», через несколько лет после окончания войны пошли грабить и убивать тех людей, которые их приютили и обогрели, дали кров в 1944 году. Когда чаша терпения людей переполнилась, они получили страшный и жестокий отпор со стороны «вербованных» (мое поколение хорошо помнит эту категорию наших сограждан), которым нечего было терять, и они никого не боялись – ни власти, ни окружающих.
В статье есть еще не менее интересные выводы, которые легко ложатся на нынешнюю ситуацию. Не нужно думать, что эти выводы кого-то обижают или оскорбляют. Никого ведь не обижает черный или рыжий цвет волос, голубые или карие глаза и т.п. Другое дело, что кому-то они нравятся, а кому-то нет. Но, как известно, на вкус и цвет товарищей нет.
Правоохранительные органы всегда учитывали в своей работе национальные особенности правонарушителей. В конце 90-х годов в составе ОБОПов были созданы подразделения по борьбе с этнической организованной преступностью. Как известно, два года назад эти отделы были ликвидированы, а все наработки сданы в утиль. Организованная преступность активизировалась, активизировались и этнические преступные группировки. Активизировались так, что даже Русская православная церковь в лице Всеволода Чаплина заговорила «о вызывающем поведении этнических преступных группировок». Удивляться здесь нечему: контроль за их деятельностью исчез, и они пошли гулять «в полный рост». А ведь еще в 2006 году на прямой линии Владимир Путин отмечал: «Этнические преступные сообщества существуют, существовали и в Советском Союзе, и в России существуют, и борьба с ними ведется давно». Зачем же было ее сворачивать?
Сколько преступлений совершается этническими преступными группировками? Точных данных мы не найдем, но вот осенью 2010 года Владимир Колокольцев в одном из интервью отметил, что 70% преступлений в Москве совершается членами этнических преступных группировок, число изнасилований за последние годы выросло на 79% – и ответственны за это гастарбайтеры. Конечно, Москва город уникальный и картина где-нибудь в Сибири или в Нечерноземье будет совсем другой, и это тоже подлежит обязательному учету.
Можно привести и официальную статистику, собранную и обобщенную Виктором Лунеевым. За 17 лет – с 1993 по 2009 год – преступность иностранцев, которые, как правило, являются представителями других народов, увеличилась более чем в три раза (до 334,9%), а преступность российских граждан против иностранцев увеличилась лишь на 37%. При этом бывшие советские граждане составили 88,8% в структуре всех преступлений иностранцев. Ни национализмом, ни шовинизмом русского народа, в чем пытаются иногда его обвинять, здесь и не пахнет. Все с точностью до наоборот.
Следует отметить, что учет национального признака в деле борьбы с преступностью присутствует, наверное, во всех национальных правовых системах. К этому вынуждает само время: глобализация, которая сопровождается огромными миграционными потоками. Люди, попадая в незнакомую языковую, культурную и этническую среду, ведут себя по-разному. Почти вся Европа последние годы периодически «встряхивается» от всевозможных бунтов и беспорядков, причиной которых бывает национальный вопрос. Но мы-то – Россия – сами по себе огромное количество народов. И большую часть времени мы жили – и будем жить! – нормально, без конфликтов. Дело в том, что проблема национальности все более и более начинает носить какой-то прикладной характер. Она перемещается в сферу культуры. Бизнесмену не важно, какой национальности хороший программист, важно, что он может создавать уникальные, конкурентоспособные программы. И культуры начинают проникать друг в друга и обогащать друга.
В апреле 2010 года я был в Бразилии на XII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Там тоже есть проблемы с этнической преступностью, однако есть и другое: люди там не замечают цвета кожи своего собеседника. И это не показуха, это их повседневная жизнь. Интересно, что изначально в Бразилии не было чернокожего населения. Его туда завезли португальцы несколько веков назад, но вот бывшие рабы там прижились и чувствуют себя вполне комфортно. Преступления, разумеется, тоже совершают, не стесняются.
Впервые с этнической преступностью серьезно столкнулись американцы в период действия сухого закона и Великой депрессии. Тогда итальянские и еврейские преступные кланы поставили под контроль значительную часть криминального бизнеса. Американская полиция с тех пор заметно преуспела в борьбе с этнической преступностью.
Простой вопрос: с чего начинает работу американский полицейский? С установления первичных данных о преступнике: пол, рост, возраст, раса (белый, черный, желтый, а в южных штатах добавляется еще и красный). И никому в голову не приходит ахать и охать по поводу расовой неприязни и прочей белиберды. Так надо для быстрейшей поимки и изобличения виновных. Ничего личного, как говорят американцы.
Вернемся к исходному тезису: преступник не имеет национальности. Он верен только в одном случае – когда преступнику назначается наказание. Это всего лишь требование закона. «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 4 УК РФ). Просто и ясно.
В России есть этнические преступные группировки. Это плохо, но это факт. Но в России есть и хорошие специалисты, работающие в правоохранительной системе, не принадлежащие к русским. Кого-то из них я учил, и мне ничуть не стыдно за них и за их работу.
Об авторе: Юрий Владимирович Голик — доктор юридических наук, профессор.
материалы: Независимая Газета© 1999-2007
Опубликовано в Независимой Газете от 21.12.2010
Оригинал здесь.


Я согласен с автором — раз уж «пролетаоский интернационализм» остался в прошлом, нечего уподобляться европейским толерастам!
Патриотизм едва теплится.
Разборкам разным нет конца.
Но почему на всех так злится
Национальность без лица?
Я полностью согласна с автором. Сама я родом с дальнего востока и встречались на моем пути люди разных национальностей. Вот, например, если якут или эвенок выпьет 100 граммов спиртоного то такие штуки выкидывает. Но если у них возникают проблемы, то считайте, что его нет «тише воды, ниже травы». Если проблемы возникают у мордвина, то он немного повыпендривается и будет сглаживать конфликт. Если конфликтная ситуация возникает с лицами кавказкой национальности, то как всегда они правы, и они пойдут до конца.
А кстати понятно, откуда ветер дует по стиранию национальностей. Вот президент одной страны в своей «Дерзости надежды» вообще намекает на то, что было бы идеально создать одну страну на весь мир с одной национальностью.
У северо-кавказских преступников нет национальности! ©
Считаю, что в нашей стране нормы ст. 4 УК РФ, перестали действовать, т.к. порой приговор суда зависит от национальности лица привлекаемого к уголовной ответственности.
Для человека национальность —
и не заслуга, и не вина.
Если в стране утверждают иначе,
значит, несчастна эта страна! (Роберт Рождественский)
"… графы о вероисповедании в атеистической России никогда не было. Она была в Империи и в ряде документов была обязательной. Никого это не обижало."
В Империи и крепостное право было, и никого, кроме крепостных, это тоже не обижало (а иногда и их не обижало). Я к тому что времена другие. А насчёт того, что национальность официально нельзя установить — это правда перебор, в паспорте, может, и не надо указывать, а вот в личном деле или что там в милиции заводят на гражданина РФ отражать давно надо.
P.S.: Спасибо за статью. Интересный взгляд.
Предположу, что статья спорная и призывает к диалогу. Однако, категорично закладывать в основу преступности национальные черты — не есть правильно. Также смею заметить, что основа нынешней российской преступности — есть порождение всего современного российского уклада, в том числе и порождением межнациональных конфликтов (Карабах, Грузия, Чечня и пр.).
Точка зрения автора, изложенная в статье, действительно весьма спорна, но она заставляет читателя задуматься, так как подкреплена аргументами. Обозначенная проблема в настоящий момент весьма актуальна и ее решение — это одна из основных задач государства и прогрессивной общественности.
Государство должно поддерживать свой НАРОД, а не какую-то отдельную национальность.
«Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д… Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке». (крадено с Википедии). Во-во, а то государство почему-то не только поддерживает, в основном, этих любителей резать баранов и прохожих на улице, но и не позволяет остальному населению поступать в соответстви со своими традициями по отношению к этим гарАчим лУбителям пАстрЫлят из пистАлЭта во время своих плясок.
Данный вопрос, который затронул автор, действительно как никакой другой актуален в наше время. Работая в суде, я давно уже заметила, что преступность со стороны гостей ближнего зарубежья в нашей стране неуклонно растет. В то же время меня поражает тот факт, что за преступление, которое он (гость нашей страны) совершил бы у себя на родине, как минимум лишился бы руки, а здесь, у нас, отсидит за счет государства года три и все! И все эти три года его мы — граждане РФ, будем кормить и поить — вот что самое обидное!
Константин Витальевич, спасибо за статью, полностью согласен с Вами. Огромный плюс.
К сожалению, нам есть чему поучиться у них — сплоченности, не на словах, а на деле.