Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
Преступность не имеет национальности?
Преступник не имеет национальности

Но этот принцип верен только в одном случае – когда нарушившему закон назначается наказание

Россия испокон веку развивалась как многонациональное государство, поэтому разговоры о национальности в нашем обществе не просто уместны, они необходимы. В этом наша сила.

В первой половине 90-х годов прошлого века в обиход был вброшен звонкий тезис: «Преступник не имеет национальности». Этот тезис подхватили, растиражировали, он стал достаточно популярным. Между тем ничего, кроме вреда, он нам принести не может. 

Давайте «отмотаем» немного ход событий назад и вспомним, что на излете перестройки одной из самых забойных тем для дискуссий среди «демократов» была тема отмены так называемой пятой графы в паспорте, где указывалась национальность его владельца. Чего только не говорили, что нигде в мире этого нет (но мало где в мире есть и внутренние паспорта»), что это позорит и унижает человека (как принадлежность к той или иной национальности может унизить и обидеть человека, естественно, не объяснялось), что указание своей национальности это глубоко личное, почти интимное дело каждого (интимное это то, что неприлично демонстрировать открыто, а как чернокожий спрячет цвет своей кожи?) и т.д.

В новой России такой графы нет, а графы о вероисповедании в атеистической России никогда не было. Она была в Империи и в ряде документов была обязательной. Никого это не обижало. Теперь говорят, что упоминать в СМИ национальность преступника нельзя. Это почти преступление. Говорить о национальности певца, артиста, космонавта можно, а о преступнике нет. Он этакий космополит.

Теперь графу «национальность» стали вымарывать и из судебно-следственных документов. Стороннему человеку все равно. А специалисту? Национальность и вероисповедание свидетельствуют об особых типологических свойствах личности. И личности преступника в том числе. Значит, зная только эти характеристики, можно строить версии о мотивах и причинах преступления, возможных сообщниках, их местонахождении и т.д. В конечном счете это приведет к раскрытию преступления и наказанию виновного. Но наш постмодернистский УПК не содержит требования установления истины по делу (она не нужна государству? а обществу?) и тем более о выявлении причин и условий совершенного преступления (раньше все это было и считалось аксиомой уголовного процесса). Уголовное дело становится в этом отношении неинформативным. 

Учет национальности в деле борьбы с преступностью был всегда. Достаточно много об этом писал в XIX веке итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, взгляды которого сегодня зачастую воспринимаются как наивные, но многие из них были скорректированы и получили в дальнейшем подтверждение. А в 1906 году доктор медицины Э.В.Эриксон опубликовал в сборнике под редакцией академика В.М.Бехтерева (специально обращаю внимание на это обстоятельство, ибо имя этого человека есть гарантия от шарлатанства, профанации и примитивизма) статью «Об убийствах и разбоях на Кавказе», в которой подробнейшим образом описал, опираясь на изучение менталитета того или иного кавказского народа, почему, как и зачем представители различных народов идут на совершение названных преступлений. Общий вывод неутешителен: «Этнопсихика со всеми ее внешними проявлениями меняется не так быстро, как издаваемые законы, требования и правила, и многие преступления являются в известной степени неизбежным следствием психоантропологической организации людей, передаваемой по наследству из поколения в поколение, из века в век». В советское время эти слова могли только критиковаться и отвергаться. А если прислушаться и попробовать понять?

Э.В.Эриксон так же считал, что политическое и экономическое положение кавказских народов не оказывает заметного влияния на снижение среди них уровня преступности, и связывал он это именно с особенностями их национального характера, допустимостью и даже моральным одобрением тех форм поведения, которые в европейском обществе рассматриваются в качестве откровенно преступных (похищение людей, разбойные нападения, угон скота, ограбление жилища).

Это подтверждается современными исследованиями (например, недавно в Краснодаре была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Игорем Анжировым «Влияние этнических факторов на рост преступности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах»). А известный российский журналист Михаил Полторанин описал свои юношеские воспоминания, как чеченцы, выселенные в Казахстан в ходе известной сталинской операции «Чечевица», через несколько лет после окончания войны пошли грабить и убивать тех людей, которые их приютили и обогрели, дали кров в 1944 году. Когда чаша терпения людей переполнилась, они получили страшный и жестокий отпор со стороны «вербованных» (мое поколение хорошо помнит эту категорию наших сограждан), которым нечего было терять, и они никого не боялись – ни власти, ни окружающих. 

В статье есть еще не менее интересные выводы, которые легко ложатся на нынешнюю ситуацию. Не нужно думать, что эти выводы кого-то обижают или оскорбляют. Никого ведь не обижает черный или рыжий цвет волос, голубые или карие глаза и т.п. Другое дело, что кому-то они нравятся, а кому-то нет. Но, как известно, на вкус и цвет товарищей нет.

Правоохранительные органы всегда учитывали в своей работе национальные особенности правонарушителей. В конце 90-х годов в составе ОБОПов были созданы подразделения по борьбе с этнической организованной преступностью. Как известно, два года назад эти отделы были ликвидированы, а все наработки сданы в утиль. Организованная преступность активизировалась, активизировались и этнические преступные группировки. Активизировались так, что даже Русская православная церковь в лице Всеволода Чаплина заговорила «о вызывающем поведении этнических преступных группировок». Удивляться здесь нечему: контроль за их деятельностью исчез, и они пошли гулять «в полный рост». А ведь еще в 2006 году на прямой линии Владимир Путин отмечал: «Этнические преступные сообщества существуют, существовали и в Советском Союзе, и в России существуют, и борьба с ними ведется давно». Зачем же было ее сворачивать? 

Сколько преступлений совершается этническими преступными группировками? Точных данных мы не найдем, но вот осенью 2010 года Владимир Колокольцев в одном из интервью отметил, что 70% преступлений в Москве совершается членами этнических преступных группировок, число изнасилований за последние годы выросло на 79% – и ответственны за это гастарбайтеры. Конечно, Москва город уникальный и картина где-нибудь в Сибири или в Нечерноземье будет совсем другой, и это тоже подлежит обязательному учету.

Можно привести и официальную статистику, собранную и обобщенную Виктором Лунеевым. За 17 лет – с 1993 по 2009 год – преступность иностранцев, которые, как правило, являются представителями других народов, увеличилась более чем в три раза (до 334,9%), а преступность российских граждан против иностранцев увеличилась лишь на 37%. При этом бывшие советские граждане составили 88,8% в структуре всех преступлений иностранцев. Ни национализмом, ни шовинизмом русского народа, в чем пытаются иногда его обвинять, здесь и не пахнет. Все с точностью до наоборот. 

Следует отметить, что учет национального признака в деле борьбы с преступностью присутствует, наверное, во всех национальных правовых системах. К этому вынуждает само время: глобализация, которая сопровождается огромными миграционными потоками. Люди, попадая в незнакомую языковую, культурную и этническую среду, ведут себя по-разному. Почти вся Европа последние годы периодически «встряхивается» от всевозможных бунтов и беспорядков, причиной которых бывает национальный вопрос. Но мы-то – Россия – сами по себе огромное количество народов. И большую часть времени мы жили – и будем жить! – нормально, без конфликтов. Дело в том, что проблема национальности все более и более начинает носить какой-то прикладной характер. Она перемещается в сферу культуры. Бизнесмену не важно, какой национальности хороший программист, важно, что он может создавать уникальные, конкурентоспособные программы. И культуры начинают проникать друг в друга и обогащать друга.

В апреле 2010 года я был в Бразилии на XII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Там тоже есть проблемы с этнической преступностью, однако есть и другое: люди там не замечают цвета кожи своего собеседника. И это не показуха, это их повседневная жизнь. Интересно, что изначально в Бразилии не было чернокожего населения. Его туда завезли португальцы несколько веков назад, но вот бывшие рабы там прижились и чувствуют себя вполне комфортно. Преступления, разумеется, тоже совершают, не стесняются. 
Впервые с этнической преступностью серьезно столкнулись американцы в период действия сухого закона и Великой депрессии. Тогда итальянские и еврейские преступные кланы поставили под контроль значительную часть криминального бизнеса. Американская полиция с тех пор заметно преуспела в борьбе с этнической преступностью.

Простой вопрос: с чего начинает работу американский полицейский? С установления первичных данных о преступнике: пол, рост, возраст, раса (белый, черный, желтый, а в южных штатах добавляется еще и красный). И никому в голову не приходит ахать и охать по поводу расовой неприязни и прочей белиберды. Так надо для быстрейшей поимки и изобличения виновных. Ничего личного, как говорят американцы. 

Вернемся к исходному тезису: преступник не имеет национальности. Он верен только в одном случае – когда преступнику назначается наказание. Это всего лишь требование закона. «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 4 УК РФ). Просто и ясно. 
В России есть этнические преступные группировки. Это плохо, но это факт. Но в России есть и хорошие специалисты, работающие в правоохранительной системе, не принадлежащие к русским. Кого-то из них я учил, и мне ничуть не стыдно за них и за их работу. 


Об авторе: Юрий Владимирович Голик — доктор юридических наук, профессор.

материалы: Независимая Газета© 1999-2007
Опубликовано в Независимой Газете от 21.12.2010
Оригинал здесь.
 
Автор публикации
Юрист
b3st1a
Россия, Кемеровская область, Кемерово

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (14)
      26 Декабря 2010, 17:39 #

      Я согласен с автором — раз уж «пролетаоский интернационализм» остался в прошлом, нечего уподобляться европейским толерастам!

      +10
      26 Декабря 2010, 17:49 #

      Патриотизм  едва  теплится.
      Разборкам разным нет конца.
      Но почему на всех так злится
      Национальность без лица?
       

      +11
      26 Декабря 2010, 19:55 #

      Я полностью согласна с автором. Сама я родом с дальнего востока и встречались на моем пути люди разных национальностей. Вот, например, если якут или эвенок выпьет 100 граммов спиртоного то такие штуки выкидывает. Но если у них возникают проблемы, то считайте, что его нет «тише воды, ниже травы». Если проблемы возникают у мордвина, то он немного повыпендривается и будет сглаживать конфликт. Если конфликтная ситуация возникает с лицами кавказкой национальности, то как всегда они правы, и они пойдут до конца.

      +9
      26 Декабря 2010, 21:04 #

      А кстати понятно, откуда ветер дует по стиранию национальностей. Вот президент одной страны в своей «Дерзости надежды» вообще намекает на то, что было бы идеально создать одну страну на весь мир с одной национальностью.

      +8
      27 Декабря 2010, 06:43 #

      У северо-кавказских преступников нет национальности! ©

      +8
      27 Декабря 2010, 07:40 #

      Считаю, что в нашей стране нормы ст. 4 УК РФ, перестали действовать, т.к. порой приговор суда зависит от национальности лица привлекаемого к уголовной ответственности.

      +7
      27 Декабря 2010, 07:44 #

      Для человека национальность —
      и не заслуга, и не вина.
      Если в стране утверждают иначе,
      значит, несчастна эта страна! (Роберт Рождественский)

      +6
      27 Декабря 2010, 09:18 #

      "… графы о вероисповедании в атеистической России никогда не было. Она была в Империи и в ряде документов была обязательной. Никого это не обижало."

      В Империи и крепостное право было, и никого, кроме крепостных, это тоже не обижало (а иногда и их не обижало). Я к тому что времена другие. А насчёт того, что национальность официально нельзя установить — это правда перебор, в паспорте, может, и не надо указывать, а вот в личном деле или что там в милиции заводят на гражданина РФ отражать давно надо.

      P.S.: Спасибо за статью. Интересный взгляд.

      +14
      27 Декабря 2010, 10:01 #

      Предположу, что статья спорная и призывает к диалогу. Однако, категорично закладывать в основу преступности национальные черты — не есть правильно. Также смею заметить, что основа нынешней российской преступности — есть порождение всего современного российского уклада, в том числе и порождением межнациональных конфликтов (Карабах, Грузия, Чечня и пр.).

      +5
      Свернуть ветку
        27 Декабря 2010, 15:38 #

        Точка зрения автора, изложенная в статье, действительно весьма спорна, но она заставляет читателя задуматься, так как подкреплена аргументами. Обозначенная проблема в настоящий момент весьма актуальна и ее решение — это одна из основных задач государства и прогрессивной общественности. 

        +5
      27 Декабря 2010, 13:51 #

      Государство должно поддерживать свой НАРОД, а не какую-то отдельную национальность.

      +8
      Свернуть ветку
        28 Декабря 2010, 11:12 #

        «Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д… Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке». (крадено с Википедии). Во-во, а то государство почему-то не только поддерживает, в основном,  этих любителей резать баранов и прохожих на улице, но и не позволяет остальному населению поступать в соответстви со своими традициями по отношению к этим гарАчим лУбителям пАстрЫлят из пистАлЭта во время своих плясок.

        +3
      07 Февраля 2011, 14:52 #

      Данный вопрос, который затронул автор, действительно как никакой другой актуален в наше время. Работая в суде, я давно уже заметила, что преступность со стороны гостей ближнего зарубежья в нашей стране неуклонно растет. В то же время меня поражает тот факт, что за преступление, которое он (гость нашей страны) совершил бы у себя на родине, как минимум лишился бы руки, а здесь, у нас, отсидит за счет государства года три и все! И все эти три года его мы — граждане РФ, будем кормить и поить — вот что самое обидное!

      +6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «Преступность не имеет национальности?» 2 звезд из 5 на основе 14 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Камнепад в МКД: "потребительский" штраф с УК может взыскать и тот, кто не имеет помещений и не живет ...
Личные блоги, 17 Января 2023, 09:47 17 Января 2023, 09:47
Защита прав потребителей при долевом строительстве, термин «приведённая площадь квартиры» отсутствует ...
Судебная практика, 14 Ноября 2010, 14:15 14 Ноября 2010, 14:15
Какое наказание возможно, если заявитель притензий не имеет?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 12 Сентября 2011, 02:14 12 Сентября 2011, 02:14
В поселковой администрации отказали выписывать справку мужу о том что он не имеет трудовой книжки и не ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 16 Июля 2013, 23:26 16 Июля 2013, 23:26
Если гражданин РФ не имеет трудовой книжки
Вопросы и ответы онлайн (архив), 17 Июля 2013, 10:13 17 Июля 2013, 10:13
Статья 158 ук рф потерпевшая притензий не имеет
Вопросы и ответы онлайн (архив), 27 Октября 2016, 09:30 27 Октября 2016, 09:30
Уважаемые специалисты, меня обвиняют по ст158 ч3 чтомне грозит ущерб полностью возмещен притензий у потерпевшего ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 04 Января 2017, 18:01 04 Января 2017, 18:01
ПРО
Главное чтобы ОРМ было, а каковы его результаты, суть и название значения не имеет. (Дело о мошенничестве ...
Судебная практика, 19 Ноября 2014, 18:20 19 Ноября 2014, 18:20
ПРО
Мелочь не имеет решающего значения, мелочь решает всё!
Судебная практика, 06 Февраля 2019, 12:09 06 Февраля 2019, 12:09
Юрий Шутов не имеет отношения к убийству Маневича
Статьи, 30 Ноября 2009, 08:50 30 Ноября 2009, 08:50