В истории развития гуманитарного права существует две Конвенции о военнопленных – Женевская Конвенция о военнопленных 1929 года и Женевская Конвенция о военнопленных 1949 года. Первая Конвенция была принята Лигой Наций, вторая Конвенция была принята Организацией Объединенных Наций. И каждая Конвенция обладает определенными особенностями. Вопрос в настоящее время довольно актуален и для России и для Украины, для юристов и адвокатов обоих государств.
Женевская Конвенция о военнопленных 1929 года
Согласно этой Конвенции были установлены права военнопленных: сохранение гражданской правоспособности (ст. 3), человеческое обхождение с военнопленными (ст. 1), защита от насилия, оскорблений и любопытства толпы (ст. 1), поручение медицинскому попечению при состоянии требующем такого попечения (ст. 5) и другие. Особый пункт это то, что военнопленный имеет право на переписку со своей семьёй (ст. 8). Пищевые рационы военнопленных должны соответствовать рационам войск, находящихся на казарменном положении (ст. 11). Военнопленные также сохраняют своё право на денежный оклад, согласно своему воинскому чину (ст. 23), который получают в период нахождения в плену от державы, взявшей их в плен.
Для определения состояния здоровья военнопленных воюющие державы обязаны образовывать смешанные медицинские комиссии (ст. 69).
Предусматривается репатриация и госпитализация военнопленных в нейтральные страны при первой же возможности или просьбе (ст. 70), а также при заключении мира (ст. 75).
И одно из самых главных положений данной Конвенции это то, что ни один репатриированный военнопленный не может быть использован как активный военнослужащий (ст. 74). То есть, если следовать данному положению рассматриваемой Конвенции, военнослужащим он может оставаться, но только в глубоком тылу воюющих государств. Да и после примирения держав данный статус не меняется.
Аналогичными правами обладают лица, следующие за армией, но не входящие в её состав: корреспонденты, газетные репортеры, маркитанты, поставщики.
Контроль за соблюдение положений Конвенции и содержанием военнопленных возлагается на державы-покровительницы воюющих сторон (ст. 186).
Женевская Конвенция о военнопленных 1949 года
Следует обратить внимание, что статьей 2 данной Конвенции закреплена обязанность соблюдать данную Конвенцию даже в том случае, если государство не признает состояния войны. Но на данный момент данное положение Конвенции остаётся не более, чем декларативной.
Статьи 3 и 4 Конвенции устанавливают запрет на жестокое обращение с военнопленными, а также категории лиц, которые признаются военнопленными, вплоть до гражданского населения.
В случае сомнений возможно ли считать соответствующее лицо военнопленным такой вопрос разрешается в судебном порядке (ст. 5).
Отказ военнопленных от какого-либо права, в том числе предоставляемого Конвенцией априори является недействительным (ст. 7). И не важно полностью отказывается или частично.
Согласно ст. 12 Конвенции держава-покровительница имеет право потребовать возвращения военнопленного государству, за которую военнопленный воюет, если государство, взявшее в плен не соблюдает Конвенции о военнопленных даже в одном пункте Конвенции.
Ст. 14 Конвенции обязывает уважать личность и честь военнопленного.
Ст. 15 Конвенции обязывает государство, взявшее в плен, бесплатно обеспечить содержание военнопленных и врачебную помощь.
Очень интересны ст.ст. 58-68 Конвенции, предусматривающие оборот денежных средств для военнопленных. Так, военнопленные имеют право на оплату работы в период плена, на денежные переводы, а также на оплату необходимых платежей.
То есть, исходя из смысла данных статей, военнопленный имеет право оплачивать коммунальные услуги, кредиты, займы, налоги (в том числе налоги и страховые взносы, если он до своего участия в войне был предпринимателем). А государство, взявшее в плен, обязано отследить, чтобы соответствующие платежи дошли до назначенного адресата по своему прямому назначению. Если буквально толковать данные положения Конвенции о военнопленных.
По смыслу положений ст. 68 Конвенции, если военнопленный стал инвалидом, то установить инвалидность должно государство, содержащее соответствующее лицо в плену. Так как данная статья предусматривает направление требования о компенсации государству, за которой числится военнопленный, через державу-покровительницу.
Любая смертная казнь без соблюдения установленного в государстве гражданской принадлежности военнопленного судебного порядка либо осуществленная ранее истечения 6-месячного срока с момента вступления приговора в законную силу является незаконной.
Если буквально толковать, то в силу моратория на смертную казнь в Российской Федерации любой приговор о смертной казни российского гражданина, находящегося в плену, а тем более приведение его в исполнение, является незаконным (ст.ст. 100-102 Конвенции). Тем более, что требуется согласие государства гражданской принадлежности военнопленного на вынесение приговора о смертной казни, а, особенно, на приведение его в исполнение (ст. 100 Конвенции).
Что касается репатриированных, то данная Конвенция пошла дальше Конвенции 1929 года. Согласно положениям данной Конвенции бывший военнопленный вообще подлежит освобождению от военной службы и, соответственно, не может быть больше никогда призван на военную службу, не может быть мобилизован на военную службу, не может быть принят на военную службу в качестве добровольца, не может быть поставлен в кадровый резерв ибо в мобилизационный резерв на военную службу. Максимум, что ему остаётся доступным, это вольнонаёмная гражданская служба в войсковых частях.
К сожалению, обе Конвенции оказались «мертвыми» Конвенциями.
Более того, в настоящее время война между Россией и Украиной именуется со стороны российских властей эвфемизмом «специальная военная операция». А это даёт широкий простор для злоупотребления и несоблюдения Конвенции о военнопленных. Представителям российской власти, в том числе верховному главнокомандующему пора признать, что идёт не «специальная военная операция», а именно война, идут военные действия. Тогда есть шанс, что Конвенция о военнопленных перестанет быть мёртвой Конвенцией.
Можно по разному относиться к этому, но ценнее всего человеческая жизнь.


Уважаемый Олег Юрьевич, реализация прав должна быть возможна, как бы не именовались происходящие действия.
Уважаемая Оксана Федоровна, совершенно верно. Как бы что не именовали, данная реализация прав должна осуществляться. Тем более, что это прямо предусмотрено Конвенцией на все случаи конфликтов.
Уважаемый Олег Юрьевич,
статья хорошая (хотя и несколько поверхностная, не в обиду Вам будет сказано). Но у Вас есть одна грубейшая ошибка: Конвенции действуют не только во время войн, но и во время вооруженных конфликтов (как бы их кто не именовал). Этот раздел так и называется: право вооруженных конфликтов (он, кстати, распространяется и на т.н. «полицейский акции» (в т.ч. «гуманитарные миссии»). Так что СВО — не СВО это без разницы: ратифицировал Конвенцию — будь любезен исполнять.
Уважаемый Виталий Валерьевич, совершенно верно. И намёк на это дан про статью 2 данной Конвенции 1949 года. Что Конвенцию необходимо соблюдать даже если государство не признаёт состояния войны. И самый яркий пример этого и является СВО, где Украина называет всё правильно и своими словами — война, военные действия, а Россия это называет Специальной военной операцией. Может поэтому СВО идёт четвёртый год, а небольшой кусочек Курской области освобождаем уже восьмой месяц?..
Увы, но есть только два ВУЗа, где имеется отдельное направление «гуманитарное право» — МГЮА имени Кутафина и РУДН. По крайней мере, других не нашёл, как ни искал.
Уважаемый Олег Юрьевич,
«И намёк на это дан»...
Ну, намек… намек...
Мы ведь не на светском рауте, чтобы говорить с прекрасным полом намеками...
Меня в военном училище учили, что мысль до подчиненных необходимо доводить ясно, недвусмысленно, категорично и просто, настолько просто, чтобы подчиненный понял и уяснил смысл сказанного, даже, если он не хочет понимать отданного приказа.
Уважаемый Виталий Валерьевич, публикация неоднозначная. В таких случаях лучше перестраховаться.
Но раз прочитавшие публикации заинтересовались Конвенцией и стали изучать её, значит цель достигнута.