Через цепочку шести рукопожатий обратился ко мне за консультацией мужчина с очень интересным вопросом. Он ввёз на территорию РФ для себя любимого Б/У «ласточку» иностранного производства. Таможенную пошлину не оплачивал, так как машина для личного пользования была ввезена и он планировал через год вывезти её за границу.

Однако, случилось непредвиденное. Встретил он на просторах дорог наших такого же горемыку, и злодейка судьба решила, что они должны стукнуться машинами аки яйцами на Пасху. Начертанное злодейкой судьбой сбылось — обе машины «всмятку». «Диагноз» автомехаников звучал для моего доверителя как приговор — восстановлению авто не подлежит, перемещать только на эвакуаторе или в кузове КАМАЗа (как раз останки машины туда помещались).

Основные вопросы у бывшего владельца «ласточки» были следующие:

«Что делать? Таможенные сборы не платились. Можно ли как-то их уменьшить, так как машина превратилась на территории России в мусор и хлам?»

Сразу обозначу — я не автоюрист, но когда и кому это мешало?! Мне «взрывают мозг» вопросами не по профилю, я прокачиваю свои юридические скилы :)

Я не претендую на «истину в последней инстанции» и если не права в чём-то — прошу не заплёвывать меня в комментариях до полного утопления.

Итак, вот что мне удалось найти по заданным мне вопросам.

В Приложении № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. сказано, что товары, не признанные товарами Союза, находятся под таможенным контролем до признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств — членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии. Вполне подходит под нашу ситуацию.

Смотрю дальше нормативку и в ч. 2 ст. 88 ФЗ № 289-ФЗ вижу, что существует порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии. Факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела.

Прекрасно! Машину ввозили на территорию РФ для личного пользования. Выясняю, есть ли особенности по порядку признания автомобиля, предназначенного для личного пользования безвозвратно утраченным вследствие аварии, и нахожу Приказ Федеральной таможенной службы от 27 апреля 2021 года № 336. В нём как раз и расписан порядок признания автомобиля безвозвратно утраченным вследствие аварии.

Всё складывается чудесненько: машину можно признать «павшей смертью храбрых на наших дорогах» (признать факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии), НО! пираньи чиновники из Таможни хотят денег (пошлину) за разбитую в хлам «ласточку».

Как здесь быть? Обращаем свой взор на п. 3 Порядка отражения факта признания товаров для личного пользования перемещаемых через таможенную границу ЕЭС не находящимися под таможенным контролем.

В этом пункте указано следующее (цитирую):

отражение факта признания товаров либо ТСЛП не находящимися под таможенным контролем осуществляется на основании документов, представленных физическим лицом в таможенный орган.

К указанным документам относятся:

— справка о ДТП, в результате которого произошло полное разрушение автомобиля (с фотоматериалами);

— документы об утилизации, уничтожении и (или) безвозвратной утрате вследствие аварии, выданные уполномоченным органом государства — члена ЕЭС.

 Получаем все указанные «бумажки» и подаём пакет документов в таможенный орган. Устанавливаем факт «гибели» автомобиля вследствие аварии и получаем бумагу, что таможенный орган признал этот самый факт.

Далее смотрим ФЗ от 03.08.2018 года № 289-ФЗ, который содержит в себе перечень товаров, в отношении которых не уплачиваются таможенные сборы за таможенные операции. Товар, который оказался уничтожен, безвозвратно утерян вследствие аварии, а в нашем случае автомобиль как раз подпадает под этот перечень, следовательно, таможенные сборы за таможенные операции уплате не подлежат.

Резюмирую всё найденное мной и сказанное незадачливому автолюбителю: владелец автомобиля, ввезённого на территорию РФ для личного пользования, не растаможенного (не уплачены таможенные сборы) и «павшего смертью храбрых» в аварии будет освобождён от уплаты таможенных сборов и «вывоза» автохлама за территорию ЕЭС, при условии, что автомобиль официально признают безвозвратно утерянным вследствие аварии с предоставлением всех надлежаще заверенных документов.

Если же всего этого не сделать, бывший владелец должен будет уплатить все таможенные сборы, а они нынче немаленькие!

юрист Хоменко Раиса Геннадьевна

Автор публикации

Юрист Хоменко Раиса Геннадьевна
Москва, Россия
● Арбитражный юрист
● Полное юридическое сопровождение вашего бизнеса ● Договорная работа под ключ, составление протоколов и ДС
● Юрист по недвижимости. Суды с ДГИ Москвы. Приватизация, наследство.

Да 25 25

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Ротов Владимир, Петров Игорь, Хоменко Раиса
  • 01 Июля, 08:07 #

    Устанавливаем факт «гибели» автомобиля вследствие аварии и получаем бумагу, что таможенный орган признал этот самый фактУважаемая Раиса Геннадьевна, у вас всё прекрасно получилось, но было бы вообще здорово приложить к публикации обезличенные документы поданные в таможню и полученный на них ответ ;)

    +13
    • 03 Июля, 15:37 #

      Уважаемый Иван Николаевич, ко мне обратились за разъяснениями по вопросу. Получив разъяснения, доверитель радостно «ускакал в даль» :) реализовывать все самостоятельно. Дополнительных обращений не было, из чего я делаю вывод, что у доверителя все получилось.

      +3
  • 02 Июля, 17:47 #

    Уважаемая Раиса Геннадьевна, совсем недавно коллеги запрашивали информацию о том, кто сможет помочь в подобном случае. Только там были проблемы с двигателем, который уже было бесполезно ремонтировать. Думаю, Ваша история была бы им полезна. При этом и сам много чего интересного узнал. Спасибо за материал!

    +2
  • 05 Июля, 19:13 #

    Уважаемая Раиса Геннадьевна, спасибо за публикацию, взял себе на заметку. Ввоз автомобилей из-за границы очень популярен, возможно, у Вашего клиента найдутся товарищи по несчастью.

    +1

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «ДТП на нерастаможенной машине - дело житейское» 4 звезд из 5 на основе 25 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
Владивосток, Россия
+7 (914) 342-9220
Персональная консультация
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
https://urmanwin.pravorub.ru/
Адвокат Гулый Михаил Михайлович
Ставрополь, Россия
+7 (962) 452-8980
Персональная консультация
Я Даю Гарантию!, что приложу все свои силы, знания и умения, чтобы добиться наилучшего возможного варианта разрешения возникшей у Вас правовой проблемы.
https://michailgulyy.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Москва, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Банкротство физических и юридических лиц в любом регионе России. Взыскание и списание долгов. Субсидиарная ответственность. Публикации ЕФРСБ, Федресурсе. Налоговые проверки, ликвидация фирм. Уровень.
https://fishchuk.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации