
Через цепочку шести рукопожатий обратился ко мне за консультацией мужчина с очень интересным вопросом. Он ввёз на территорию РФ для себя любимого Б/У «ласточку» иностранного производства. Таможенную пошлину не оплачивал, так как машина для личного пользования была ввезена и он планировал через год вывезти её за границу.
Однако, случилось непредвиденное. Встретил он на просторах дорог наших такого же горемыку, и злодейка судьба решила, что они должны стукнуться машинами аки яйцами на Пасху. Начертанное злодейкой судьбой сбылось — обе машины «всмятку». «Диагноз» автомехаников звучал для моего доверителя как приговор — восстановлению авто не подлежит, перемещать только на эвакуаторе или в кузове КАМАЗа (как раз останки машины туда помещались).
Основные вопросы у бывшего владельца «ласточки» были следующие:
«Что делать? Таможенные сборы не платились. Можно ли как-то их уменьшить, так как машина превратилась на территории России в мусор и хлам?»
Сразу обозначу — я не автоюрист, но когда и кому это мешало?! Мне «взрывают мозг» вопросами не по профилю, я прокачиваю свои юридические скилы :)
Я не претендую на «истину в последней инстанции» и если не права в чём-то — прошу не заплёвывать меня в комментариях до полного утопления.
Итак, вот что мне удалось найти по заданным мне вопросам.
В Приложении № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. сказано, что товары, не признанные товарами Союза, находятся под таможенным контролем до признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств — членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии. Вполне подходит под нашу ситуацию.
Смотрю дальше нормативку и в ч. 2 ст. 88 ФЗ № 289-ФЗ вижу, что существует порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии. Факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела.
Прекрасно! Машину ввозили на территорию РФ для личного пользования. Выясняю, есть ли особенности по порядку признания автомобиля, предназначенного для личного пользования безвозвратно утраченным вследствие аварии, и нахожу Приказ Федеральной таможенной службы от 27 апреля 2021 года № 336. В нём как раз и расписан порядок признания автомобиля безвозвратно утраченным вследствие аварии.
Всё складывается чудесненько: машину можно признать «павшей смертью храбрых на наших дорогах» (признать факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии), НО! пираньи чиновники из Таможни хотят денег (пошлину) за разбитую в хлам «ласточку».
Как здесь быть? Обращаем свой взор на п. 3 Порядка отражения факта признания товаров для личного пользования перемещаемых через таможенную границу ЕЭС не находящимися под таможенным контролем.
В этом пункте указано следующее (цитирую):
отражение факта признания товаров либо ТСЛП не находящимися под таможенным контролем осуществляется на основании документов, представленных физическим лицом в таможенный орган.
К указанным документам относятся:
— справка о ДТП, в результате которого произошло полное разрушение автомобиля (с фотоматериалами);
— документы об утилизации, уничтожении и (или) безвозвратной утрате вследствие аварии, выданные уполномоченным органом государства — члена ЕЭС.
Получаем все указанные «бумажки» и подаём пакет документов в таможенный орган. Устанавливаем факт «гибели» автомобиля вследствие аварии и получаем бумагу, что таможенный орган признал этот самый факт.
Далее смотрим ФЗ от 03.08.2018 года № 289-ФЗ, который содержит в себе перечень товаров, в отношении которых не уплачиваются таможенные сборы за таможенные операции. Товар, который оказался уничтожен, безвозвратно утерян вследствие аварии, а в нашем случае автомобиль как раз подпадает под этот перечень, следовательно, таможенные сборы за таможенные операции уплате не подлежат.
Резюмирую всё найденное мной и сказанное незадачливому автолюбителю: владелец автомобиля, ввезённого на территорию РФ для личного пользования, не растаможенного (не уплачены таможенные сборы) и «павшего смертью храбрых» в аварии будет освобождён от уплаты таможенных сборов и «вывоза» автохлама за территорию ЕЭС, при условии, что автомобиль официально признают безвозвратно утерянным вследствие аварии с предоставлением всех надлежаще заверенных документов.
Если же всего этого не сделать, бывший владелец должен будет уплатить все таможенные сборы, а они нынче немаленькие!
юрист Хоменко Раиса Геннадьевна