Наружная реклама является одним из самых эффективных способов привлечения потенциальных клиентов. Яркие рекламные вывески на фасадах зданий прочно вошли в нашу жизнь и  уже давно стали неотъемлемой частью любого городского пейзажа.

Рекламная вывеска – это и своеобразная визитная карточка любой организации. Именно поэтому многие собственники бизнеса задают актуальный вопрос: «Нужно ли получать разрешение на размещение на фасаде здания вывески, содержащей сведения о товарном знаке организации, которая находится в данном здании?».

Для ответа на данный вопрос необходимо в первую очередь определить, что понимается под «рекламой» на законодательном уровне, ведь именно ее размещение сопряжено с необходимостью получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления, на территории которого она будет располагаться.

Размещение  наружной  рекламы  и  установка  рекламных  конструкций на федеральном уровне регулируются  Законом  «О  рекламе»  от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Установка рекламных и иных информационных конструкций и их эксплуатация в городе Новосибирске также осуществляется в соответствии с Правилами распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденными Решением Городского совета Новосибирска от 25 октября 2006 года N 372.

В статье 19 Закона «О рекламе» дается определение рекламной конструкции, под которой понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, предназначенные для распространения наружной рекламы.

Частью 10 статьи 19 Закона «О рекламе» предусмотрено важное правило — установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена такая рекламная конструкция.

Вместе с тем согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» данный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно подпункту 8 пункта 3.1  Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске к информационным конструкциям, монтируемым и располагаемым на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их без получения разрешения, не содержащим сведений рекламного характера, относится, в том числе, вывеска хозяйствующего субъекта площадью не более двух квадратных метров, содержащая информацию согласно статье 9 Федерального закона «О защите прав потребителей» (фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес), режим ее работы; информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа), если имеется — с изображением их товарных знаков или знаков обслуживания, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством, либо коммерческого обозначения, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории, располагаемая у входа в помещение, занимаемое хозяйствующим субъектом.

В статье 1538 Гражданского кодекса  РФ определено, что юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. При этом сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Понятие рекламы определено в статье 3 Закона «О рекламе», согласно которой под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из смысла части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Положениями главы 76 Гражданского кодекса РФ допускается использование товарного знака в целях рекламы.

Таким образом, товарный знак как средство индивидуализации товара может выступать объектом рекламирования.

Однако товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие организации в месте их нахождения, не могут быть признаны рекламой. Такая информация может быть размещена, в том числе, и на вывеске и на нее не распространяются требования Закона «О рекламе», независимо от манеры исполнения указанных обозначений.

С учетом данных обстоятельств, можно с уверенностью утверждать, что размещение на фасадах зданий информации, содержащей зарегистрированный товарный знак (или знак обслуживания), организацией, которая является владельцем данного товарного знака (знака обслуживания),  не является рекламой, поскольку фактически содержит информацию о месте нахождения данной организации.

Именно поэтому такая информация может быть размещена без получения соответствующего разрешения органов местного самоуправления, поскольку указанная  информация не служит для формирования и поддержания интереса к самой организации, виду ее деятельности, реализуемым ею товарам, идеям и начинаниям, а лишь направлена на обеспечение возможности обнаружения данной организации потребителями и клиентами.
Ссылка на оригинал

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: rudkovskaya, cygankov, sharm-1155, Сычевская Марина, Климушкин Владислав, Коробов Евгений
  • 10 Июля 2014, 09:29 #

    Уважаемая Светлана Анатольевна, отличные разъяснения, спасибо за подробную информацию.(Y)

    +1
  • 10 Июля 2014, 10:22 #

    Уважаемая Светлана Анатольевна, не могу с Вами полностью согласиться.

    В качестве доказательства пример из судебной практики.
    Следует отметить, что, в данном случае речь идет о согласовании спорного объекта с управляющей организацией.

    Обстоятельства: Предпринимателем были размещены конструкции с надписью «Студия Красоты» и изображением зарегистрированного товарного знака (знака обслуживания) «Sunny SPA». Конструкции располагались на фасаде многоквартирного дома на уровне цокольного этажа с двух сторон от входа в дом, в котором предприниматель арендовал помещение подвала. По мнению суда, руководствовавшегося понятием рекламы (ст. 3 Закона о рекламе), поскольку размер конструкций по отношению к размерам фасада, место их установки, оборудование конструкций подсветкой указывали на то, что целью их размещения являлось не доведение до потребителей обязательной информации о фирменном наименовании, месте нахождения и режиме работы организации (на спорных конструкциях она отсутствовала), а привлечение внимания к объекту рекламирования, при этом положениями главы 76 ГК РФ допускается использование товарного знака в целях рекламы, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что размещенные на фасаде здания конструкции относились к объектам рекламы, в связи с чем правомерно удовлетворили иск управляющей компании к предпринимателю о демонтаже рекламной конструкции, размещенной без согласования с компанией.

    +6
    • 14 Июля 2014, 14:54 #

      Да. У нас тоже имеется по ЦФО подобная практика. Нужно очень чётко сверять содержание вывески с предписанной ст.9 Закона «О защите прав потребителей» информацией. Особенно интересна практика по «раскладушкам» которые выставляют на тротуар перед входом в магазины и т.п. В одних случаях такие «раскладушки» не признают рекламой, а в других признают.

      +2
  • 10 Июля 2014, 11:08 #

    Соглашусь с Владимиром Михайловичем, практика весьма противоречивая по данной теме. Все зависит от внутреннего убеждения судьи, рассматривающего дело.

    +3
    • 10 Июля 2014, 16:38 #

      Уважаемая Елена Олеговна, от внутреннего убеждения судьи, рассматривающего дело, пусть не ВСЕ, но многое,  зависит в подавляющем большинстве случаев. Именно по-этому,  это внутреннее убеждение и нужно умело формировать. И приведенные в статье доводы — вполне способны убедить суд, на мой взгляд. Хотя соглашусь — безусловно  существенное значение имеет исходная ситуация. :)

      +2
  • 10 Июля 2014, 16:40 #

    Уважаемая Светлана Анатольевна, познавательная и полезная статья!
    Один вопрос в связи с начавшейся дискуссией  — это из практики или теоретические наработки?

    +2
    • 10 Июля 2014, 18:25 #

      Уважаемая Марина Владимировна, не могу не согласиться с Вами. Ведь если бы от внутреннего убеждения судьи зависело ВСЁ, а от умения юриста убеждать — НИЧЕГО!  То я бы, наверное, не грезила о карьере адвоката)) Просто хотелось отметить тот факт, что не всё так однозначно. Статья прекрасная, но взгляды судей по данному вопросы весьма разнятся)) 

      +2
      • 11 Июля 2014, 10:05 #

        Взгляды судей даже по более очевидным вопросам иногда кардинально разнятся… что уж тут поделать… :)
        Единообразие применения законов, кажется, это называется ...:?

        +3
  • 17 Июля 2014, 19:18 #

    Уважаемая Светлана Анатольевна, статья полезная. Добавил себе в избранное, т. к. вижу для себя рациональное зерно. Отметил по ходу дискуссию, которая имеет место быть и она тоже значимая.
    Так что примите от меня в знак благодарности(F)

    +1

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Наружная реклама: нужно ли получать разрешение на размещение товарного знака организации на фасаде здания?» 1 звезд из 5 на основе 6 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическое сопровождение бизнеса, анализ сделок и инвестиций, помощь в сложных ситуациях. Защита при проверках ФНС, МВД. Арбитраж, ликвидация и банкротство. Очно, дистанционно, любые регионы РФ
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации