Сложно не заметить отток населения из России. У каждого, кто покидает страну есть на то свои причины, свои цели и желания.
Летом 2019 года к нам в коллегию пришла женщина с просьбой помочь ей доказать суду, что она немка. Именно так она сформулировала своё желание.
Светлана (так зовут эту женщину) рассказала, что несколько часов назад состоялось предварительное судебное заседание по её заявлению. Сначала она хотела сделать всё сама и не обращаться к юристам, но после беседы с судьей поняла, что говорит с ней на разных языках.
Цель обращения в суд
Светлана хочет переехать жить в Германию. Она является дочерью немца и имеет право воспользоваться программой поздних переселенцев, предусмотренной немецким законодательством. Её заявление уже находится на рассмотрении в Германии. Первый этап экзамена на знание языка пройден.
Следующим шагом на пути к гражданству Германии: предоставление доказательств принадлежности к немецкой национальности. Тут как раз и возникла проблема, т.к. во всех документах Светланы, где предусмотрена строка национальность было указано либо «--», либо «русская». Нужно во всех документах, где предусмотрено указание национальности, исправить «русская» на «немка».
Чтобы исправить эти данные она уже обращалась в ЗАГС, который ей благополучно отказал во внесении исправлений в свидетельства и актовые записи. И вот теперь она в суде требует внести изменения в документы.
Начало
Итак, вступаю в дело, когда заявление уже находится в суде. Для начала пыталась исправить неточности в формулировке требований, но после беседы с судьей стало понятно, что в рамках данного дела это сделать нереально. Делаем вид, что нас не было и оставляем заявление без рассмотрения.
Подаем заявление об установлении факта принадлежности к немецкой национальности
Итак, нам нужно установить факт принадлежности Светланы к немецкой национальности.
С теми исходными данными, которые у нас были я не видела повода отказать:
- Светлана рождена в семье немца (отец) и русской (мать), что подтверждается свидетельством о рождении
- Семья отца Светланы признаны жертвами политических репрессий, что подтверждено различными справками
Согласно ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Но проблемы возникли, причём на пустом месте. Судье было недостаточно одного лишь указания на то какое юридическое значение имеет для заявителя установление факта принадлежности к немецкой национальности, она требовала предоставить доказательства того, что Светлане необходимо установление данного факта.
Причем ссылки на немецкое законодательство («Закон об изгнанных и беженцах») было также недостаточно, хотя § 6 абзаца 2 Bundesvertriebenengesetz — BVFG («Закон об изгнанных и беженцах») указывает на то, что представитель немецкой национальности, который происходит от гражданина Германии или представителя немецкой национальности, должен обладать знаниями немецкого языка, достаточными для ведения диалога и принадлежать к немецкой национальности до выезда с места жительства.
Даже у меня сложилось такое впечатление, что судья просто не хочет выпускать Светлану из страны, завидует она ей что ли.
В итоге мы нашли выход из положения и предоставили то доказательство, которое смогло устроить судью — перевели и приобщили к материалам дела нотариально заверенные письма, которые получала Светлана из Германии по своему заявлению. В данных письмах также было указание на необходимость исправления в документах национальности на «немка».
В итоге факт национальной принадлежности был установлен. Решение в целом стандартное по делам данной категории. В своём решении судья даже не упоминает о приобщенных письмах, что лично меня ещё раз убедило в том, что вполне можно было обойтись и без них.
На основании данного решения ЗАГСом без проблем были внесены изменения в актовые записи и выданы новые свидетельства, и перед доверительницей открылись новые перспективы в её жизни!