Эта статья навеяна статьей Р.Г. Амбарцумова «Шаг вперед, два шага назад или «Негосударственные эксперты» и «Негосударственные судебно-экспертные учреждения». Не буду спорить с уважаемым автором, нужна ли юридическая определенность в вопросе назначения судебной экспертизы лицу, обладающими специальными знаниями, прав или неправ Верховный Суд РФ.  Это – удел юристов.
Но вот ведь где беда нашего правосудия – «Пленум Верховного Суда РФ, по существу, предлагает допускать к судебно-экспертной деятельности в уголовном судопроизводстве «лиц, обладающих специальными знаниями», компетентность которых проверить невозможно, т.к. в стране не существует обязанности этих лиц быть аттестованными на право самостоятельного производства судебных экспертиз».

Натягиваю это на себя. А что, мою компетентность проверить невозможно? Полагается, что эту компетентность не проверила ГЭК при защите дипломного проекта в ВУЗе,  затем мою компетентность не проверил Ученый совет Института механики РАН на предварительной защите диссертации, потом диссертационный совет, потом ВАК? Потом мне удалось без проверки компетентности редакционными советами опубликовать несколько десятков статей в рецензируемых солидных технических и юридических журналах, и снова надуть ВАК, получив звание доцента по специальности? А мои доклады на десятке российских и международных конференций – куда смотрели организаторы и президиумы конференций? И, наконец, куда смотрит Администратор «Праворуба» вместе с профессионалами?

Второй вопрос – при моем желании «быть аттестованными на право самостоятельного производства судебных экспертиз» по какой конкретной судебно-экспертной специальности мне аттестоваться? Трасология, автотехника – но там нет прочностных расчетов, вместо них эксперты «квалифицированно» сотрясают воздух, выдавая свои мысли (не будем их, мысли, пока характеризовать) за установленный факт (об этом чуть ниже). И все, других специальностей нет.

Дословно не помню, но Е.Р. Россинская где-то написала, что компетенция государственного эксперта определяется утвержденной для него (его специальности) методикой, а негосударственного – его компетентностью, широтой и глубиной его знаний.

На третий вопрос ответ я знаю с достоверностью 99.99% – в состав «экспертно-квалификационных комиссий, в которых  «лица, обладающие специальными знаниями» проходили бы аттестацию на предмет присвоения им квалификации «судебный эксперт» по конкретным экспертным специальностям и получали свидетельство о праве самостоятельного производства конкретных видов экспертиз» войдут, как самые умные, самые научные и самые непогрешимые, наши незабвенные госэксперты. Надеяться на иное – маниловщина.

Кстати, читатель, помните мою статью «Все умные думают одинаково»? Открою страшную тайну – PC-Crash разработан именно негосударственными экспертами. И вообще, я ни одной приличной разработки в области реконструкции ДТП, вышедшей из госэкспертизы в какой-нибудь стране, не видел. Мелочи есть, но ничего глобального. Нет в госсекторе рывков вперед, даже в США.

Не спорю, в судебную экспертизу попадают разные люди. В том числе, с научными степенями и званиями, специалисты в своей области, они, как в России водится, полагают, что со своим багажом знаний в овощеводстве, электротехнике, шлифовке заготовок и пр. они с экспертными-то задачами уж разберутся.  Увы! Но установить уровень их компетенции в данной экспертной задаче можно только в состязательном процессе в суде.

Поскольку логические построения и эмоции без примера – ничего, этот пример придется привести. Я расскажу об одном ДТП в Лениногорске, где я встретил, кстати, совершенно вменяемых следователя и судью. Это к слову, так как часто на «Праворубе» мы пишем наоборот.

Суть моего примера – по одному и тому же вопросу о механизме ДТП параллельно работали трасолог и я, прочнист. Оба – кандидаты технических наук, оба доценты. Но уважаемый коллега эксперт Валиуллин Р.Р. имеет несколько другую научную специальность. Но дело не в этом – он в полной мере воспользовался ограниченной и устаревшей госметодикой, а я – всеми достижениями науки (и своими, в том числе). Проведу краткий анализ.

Фабула дела. Nissan Pathfinder совершил наезд на стоящие у обочины Оку и ВАЗ-2104. Ока была на буксире. Водителей в машинах не было, но водитель ВАЗ-2104 находился у дверей своей машины, собираясь сесть в нее. Он погиб.

Исходные данные: конечные положения машин, след Ниссана на обочине, царапина на краю асфальта, поврежденные автомобили на штраф-стоянке, заключение эксперта-химика (приложено) о том, что Ниссани был в контакте с Окой и ВАЗ-2104.

Задача
: установить механизм ДТП и скорость автомобиля Ниссан (про скорость трасологу вопрос не ставился по понятным причинам).

Осмотр автомобилей
. Мы осматривали автомобили вместе (но не совместно). Каждый про это написал в своем заключении.

Заключение трасолога
(приложено).  Мотивировку движения Оки, ее ударов об ВАЗ-2104 я оцениваю, как никакую. Я – сторонник детерминированных методов. Все, что утверждается экспертом, должно быть получено расчетами, а не из головы. Но такой методики у госэксперта не было.

Заключение прочниста (приложено в 2-х частях).  Во-первых, при осмотре я измерил все деформации на автомобилях. Затем, по данным краш-теста, я установил жесткости верхней и нижней частей переда Ниссана, величину сил удара и затраты энергии на деформацию Ниссана в этом ДТП.

Так как действие равно противодействию, после небольшого трасологического анализа были установлены затраты энергии на деформацию Оки и ВАЗ-2104 и ограничения в расходе энергии для пар контактов.

С учетом следов на схеме ДТП и на фотографиях с места ДТП, и расчетных данных по расходу энергии был установлен механизм ДТП. Получилось, что Ниссан со скоростью 73-90 км/ч ударил Оку. Ока и Ниссан практически одновременно ударили сзади ВАЗ-2104. Ока, вращаясь, своим деформированным правым боком захватила водителя ВАЗ-2104, который находился там, где только что была дверь его машины. Затем тело водителя под действием центробежной силы как с карусели слетело с Оки, и, пролетев над Ниссаном, упало у его передней левой части. Ока, перед конечной остановкой, снова ударила в заднюю левую часть движущегося мимо нее ВАЗ-2104, отчего у ВАЗ-2104 открылся багажник и его содержимое высыпалось на асфальт и запутавшийся и натянутый уже через правое переднее колесо Оки буксировочный трос. Вещи так и остались на тросе сверху.

Это — не просто анимация. Это — результат расчетов.
http://youtu.be/WCZeFAEctFs

Версия трасолога так же была проверена. Для ее реализации только с энергетических позиций требовалась скорость  Оки, а, следовательно, и Ниссана, около 115 км/ч в момент удара в ВАЗ-2104. Но тогда они и после удара в ВАЗ-2104 просто бы не смогли остановиться на столь коротком отрезке пути.

В суде судья подчеркнул, что он очень внимательно изучил мое заключение. Водитель Ниссана осужден, Верховный Суд Республики Татарстан приговор оставил в силе.

Теперь подведем итоги. Что лучше – свободный приход в судебную экспертизу негосударственных экспертов и научно-техническое развитие, за которое люди, следствие и суды проголосуют рублем, или регламентация как жесткий непробиваемый забор, а с ней монополизация, регресс и коррупция?

Надеюсь, что все хотят первого. А со случайными и некомпетентными экспертами в состязательном процессе справиться можно. Лишь бы был закон и защита была бы кусачей. Вот о чем надо подумать юристам.

P.S. Для профессионалов прицеплена часть трасологической методички — основное боевое оружие госэкспертов. Ту частную методику, которуя я использовал, я изложил в заключении и иных публикациях на ПР. Читайте и сравнивайте.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Экспертиза химика3 MB
2.Экспертиза трасолога5.6 MB
3.Экспертиза прочниста​ 1 часть9 MB
4.Экспертиза прочниста​ 2 часть10.8 MB
5.Методика11.9 MB

Да 8 8

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Коробов Евгений, Никонов Владимир, expert-crash, rudkovskaya, biyan-sab, Бозов Алексей, protectionlaw, cygankov, kiu003011, dinartyimazi, daevseev, denis-glyak, qaz-2wsx, andrey247, +еще 5
  • 21 Мая 2013, 19:33 #

    Уважаемый Владимир Николаевич!
    Блестяще как всегда. (Y)Даже добавить нечего.

    +3
    • 21 Мая 2013, 21:29 #

      Да Вы не добавляйте, уважаемый Евгений Алексеевич. Вы просто выскажите свое мнение. Как совместить юридическую определенность и свободу творчества? 

      На сайтах американских экспертов, например, я видел «рекомендации». То есть другие эксперты, адвокаты, клиенты пишут их для неопределенного круга лиц. Правда врать в США считается крайним злом. А у нас — это пока еще доблесть. :(

      +2
  • 21 Мая 2013, 23:22 #

    Уважаемый Владимир Николаевич!
    Спасибо Вам за очень интересное, с точки зрения познания, заключение. С интересом читаю Ваши публикации.

    В данном случае, поскольку сам занимаюсь такого рода деятельностью как Ваш оппонент, а именно трасологией, позволю себе заметить, что механизм взаимодействия автомобиля ВАЗ 1111 и ВАЗ 2104 описанный в заключении г-на Галлямова, не есть верный. Поскольку его сфера деятельности затрагивает изучение следов, то и подход должен быть более адекватным, тем более, что даже в объеме данных, любезно предоставленных Вами на обозрение, очевидно усматриваются множественные следы, в большей степени соответствующие механизму столкновения, изложенному Вами, в том числе и по перемещению автомобиля Ниссан, а так же его контакту с автомобилем ВАЗ 2104.

    Однако, со своей точки зрения развития ДТС в данном случае (исходя из предоставленных Вами данных), хотел отметить, что в процессе всего комплекса столкновений я для себя вижу одну существенную нестыковку, а именно вращение автомобиля ВАЗ 1111 вокруг собственной оси фактически на 360 градусов. По ряду обстоятельств, изложенных Вами как в исходных данных, так и полученных Вами в расчетах скоростных параметров транспортных средств, имею основание предположить о невозможности такого перемещения по одной объективной причине.

    +3
  • 21 Мая 2013, 23:38 #

    К сожалению, текст ответа не уместился в рамки одного сообщения (либо я еще не вполне освоился с работой на данном ресурсе), по этому продолжу свою мысль дополнительным сообщением.

    Так вот, по моему разумению, факт отсутствия обрыва сцепного устройства, в совокупности с отсутствием следов на поверхностях передней правой и правой части кузова автомобиля ВАЗ 1111, сопоставимых например стальному тросу, способному выдерживать более существенные перегрузки относительно аналогов из ткани и тем самым воздействуя все таки оставить следы своего присутствия, исключают техническую возможность вращения рассматриваемого автомобиля, изложенную с точки зрения расчетов полученных Вами в используемом программном комплексе.

    А в целом, я поддерживаю Вашу точку зрения, высказанную в свете как данной публикации, так и по ранее поднимавшимся вопросам, касаемым определения и контроля компетенции специалистов/экспертов людьми, заведомо имеющими все основания отвергать новшества и пытающихся объять необъятное, загнав всех и вся в четкие рамки, за пределами границ которых еще очень и очень много непознаного.

    +4
    • 22 Мая 2013, 06:54 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, Ваши замечания

      1) вижу одну существенную нестыковку, а именно вращение автомобиля ВАЗ 1111 вокруг собственной оси фактически на 360 градусов… имею основание предположить о невозможности такого перемещения;
      2) стальному тросу, способному выдерживать более существенные перегрузки:

      основаны на мнениии, не более. А где факты, доказательства в виде расчетов? Их нет и не может быть, так как трасология исчерпана в этом случае.

      Трос был стальной, он обмотался вокруг переднего левого правого колеса Оки, следы остались. Расчетное движение Оки обусловлено вращающим моментом в результате удара, соответсвует следам Оки, удару около конечного положения с ВАЗ-2104, длине троса. Т.е. никаких противоречий нет.

      Ваш пример как раз показывает, то, о чем я и говорю — одной трасологи мало. :)

      +2
      • 22 Мая 2013, 10:16 #

        Уважаемый Владимир Николаевич!
        Вы абсолютно правы, в данном случае мои комментарии основаны именно на личном мнении, не более и доказательств в виде расчетов я конечно же привести не могу в силу объективных причин. Согласен, только одной трасологией не обходится ни одно, более менее серьезное дело. Иногда, для наглядности, когда оппоненты не воспринимают расчеты при помощи программного обеспечения, в том числе и в силу своей определенной упертости в утверждении, что невозможно воссоздать все условия, для наглядности я использую краш-тесты Dekra, чтобы визуально воспринималось.
        p.s.: Не подумайте, что я выискиваю соринки в чужом глазу, а бревна в своем не замечаю, но вероятно здесь опечатка.Трос был стальной, он обмотался вокруг переднего левого колеса Оки.

        +3
        • 22 Мая 2013, 12:07 #

          Уважаемый Андрей Валерьевич, да, опечатка. Конечно, от крючка вокруг правого переднего и до крюка ВАЗ-2104. :(

          Рад, что Вы, трасолог, понимаете, что на одном экспертном методе свет клином не сошелся. Почему-то у нас это понимается так, что сразу объявляют врагом трасологии. 
          (handshake)

          +2
          • 22 Мая 2013, 12:44 #

            Уважаемый Владимир Николаевич!
            Очевидно, что как Вы, так и многие другие, своей работой в рамках такого рода исследований, слишком за короткий промежуток времени, вскрыли определенную завесу тайны, в тени которой можно было делать что угодно и как угодно т.н. «основоположниками». Мне лично представляется, что кроме того, как это им не совсем приятно, так еще они всеми силами пытаются выравнять свой локомотив на старую траекторию движения, не подозревая, что их паровоз уже мчится с установившимся замедлением, искря всеми колесными парами. (giggle) Ну да не суть, пусть продолжают в том же духе, законы физики, в том числе распространяющиеся на общество еще никто не отменял, так как потуги «основоположников» сохранить «все как было», всегда будут находить противодействие, исходящее от людей мыслящих более перспективно, с учетом реалий нашего времени.

            +4
      • 23 Мая 2013, 09:48 #

        :(|-)Нет, не так что-то с тросом. На мувике должен бы быть рывок и изменение движений, когда трос намотался/натянулся — трос явно не принят в расчёт :(|-) А позволяет ли использованная прога вообще вводить тросы в систему? Не очень понятно зачем экспертиза понадобилась суду — всё же ясно из материалов ГИБДД? Сторона затягивала дело? Ниссану хотелось погулять подольше перед отсидкой? А вообще-то наилучший результат был бы получен, если бы данная экспертиза была комиссионной: Валиуллин + Никонов |-)

        +2
        • 23 Мая 2013, 10:28 #

          Ох, Игорь Юрьевич, Вы снова подтверждаете истину, что трасолог, как и мент, не бывает бывшим. Вот, кажется, сейчас разберемся с тросом и откроется нам бездна Истины! (giggle)

          Трос, если не натянут, — объект недетерминированный. Из расчетов следует, что расстояние между крюками Оки и ВАЗ-2104 с момента удара и до остановки не превышало длину троса. Трос натянулся в последний момент, когда барахлишко на него и высыпалось, для чего я персонально для Вас выкладываю пару фотографий. И тешу себя надежной услышать прочитать еще Ваши мудрые мысли о том, как «обычно бывает» или «должно быть» с точки зрения трасологии, то бишь, как это по-русски помягче, фантазии. 

          Что касается следствия, ему была нужна скорость Ниссана (ДТП произошло в городе) и реконструкция механизма ДТП, так как была непонятна последовательность ударов и движения.

          Про комиссионную Вы были бы правы, если бы от трасологии был бы в этом деле прок, а не благие пожелания. :)



          +2
          • 23 Мая 2013, 11:30 #

            А я и не «бывший» :)(giggle)Расстояние-то не превышало длину троса, но он должен бы НАМАТЫВАТЬСЯ на Оку (на колёса) — и это видно на фотках. Впрочем, это всё — частности и не имеет большого отношения к заглавной теме. Государство (как его понимают и лепят наши «государственники») хочет контролировать всё — и стремится к этому. Олигархов бы контролировали, но руки коротки :x

            +1
            • 23 Мая 2013, 11:37 #

              А я и не «бывший»… он должен бы НАМАТЫВАТЬСЯ
              (Y) Блеск, Игорь Юрьевич! С утра дождик должен бы пойти по прогнозу  - не пошел. Вот ведь! 

              А про государство наше — это у людей государство для людей, а у нас главная цель — борьба с нами, неразумными. :)

              +1
              • 23 Мая 2013, 11:50 #

                Не придирайтесь к словам :D Ветер — дует, огонь — горит ©, в вода льётся сверху вниз :) Я могу, разумеется, расписать весь механизм наматывания троса, даже не как трасолог (каламбур прямо (giggle)), а как простой советский инженер :) Это и домохозяйка сообразит, поигравшись с катушкой ниток :D Да чёрт с ним, с тросом, на исходную тему он не влияет. Надо готовиться — приспосабливаться к новым (ожидаемым) реалиям

                +1
        • 23 Мая 2013, 12:36 #

           если бы данная экспертиза была комиссионной
          Уважаемый Игорь Юрьевич, придерусь в Вам еще раз, а то адвокаты подумают, что я законы не знаю. :)

          Комиссионная экспертиза подразумевает участие экспертов одной специальности. Вы куда меня толкаете, в трасологи? Но ведь гусь сви моя специальность — динамика и прочность машин. 

          Если Вы имели в виду комплексную, где результаты исследования одного эксперта становятся исходными данными для другого, то что бы я делал после трасолога, обнаучивал его версию? А уж после меня ему вообще делать там было нечего. Снова облом. (giggle)

          Я на досуге пришлю Вам свеженький УПК в pdf-формате. Надеюсь, Вы будете рады такому подарку? (handshake)

          +1
          • 23 Мая 2013, 13:55 #

            У Вас же был какой-то автотехнический фантик от СУДЭКС — РФЦСЭ? Там автотехническая специальность — так что всё в порядке. Или отняли фантик? Или Вы бросили его им в лица? (giggle)

            +2
  • 22 Мая 2013, 01:31 #


    Комментарий удален

    -2
  • 22 Мая 2013, 08:48 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, почитала… сравнила… — небо и земля!
    У трасолога картинки родом из 90-х годов. Не говоря уже о заключении: «предположительно», «вероятно» и т.п.  Это первое, что бросается в глаза.

    +2
    • 22 Мая 2013, 12:11 #

      Уважаемая Екатерина Александровна, эти небо и земля не недостаток конретного трасолога, а недостаточность его методики. Здесь так — сколько трасологов, столько и мнений, доказываемых в таких случаях методом сотрясания воздуха.

      Я привел этот пример, чтобы показать опасность для общества того, что будет, когда сертифицировать экспертов будут «трасологи» — застой, регресс, наукоподобное мракобесие.

      +2
      • 22 Мая 2013, 14:12 #

        Владимир Николаевич, я совершенно с Вами согласна!
        Прекрасно понимаю, что их «картинки родом из 90-х» — это всего лишь наглядная иллюстрация того состояния, в котором пребывает вся госэкспертиза и применяемые ими методики, — налицо отсутствие прогресса. Их нельзя пускать сертифицировать кого бы то ни было!

        +2
        • 23 Мая 2013, 11:35 #

          Вот так мы и формируем «внутреннее убеждение» у судьи :P Красивый отчёт — половина успеха! К автору поста это не относится — у него всегда всё в порядке и с формой и с содержанием! (handshake)

          +1
  • 22 Мая 2013, 11:44 #

    Владимир Николаевич!
    «Надеюсь, что все хотят первого» — всецело Вас поддерживаю!
    В руках Эксперта лежит результат исхода, а каковым он будет, зависит от его непосредственной компитенции и профессиональных качеств.

    +3
  • 22 Мая 2013, 13:09 #

    В каждом деле есть мастера и ремесленики. Хочешь побыстрее м подешевле ищи ремесленика набившего руку на этом деле. А если задача неординарная и требует творческого подхода, то изволь к мастеру за штучной работой.

    Это равно справедливо как в юридической деятельности так и в экспертной. А посяму любое бездумное следование методикам всегда ограничивает творческий подход к решению задачи. Я за прогресс, а потому против гос.экспертизы.

    +3
    • 22 Мая 2013, 13:58 #

      Я за прогресс, а потому против гос.экспертизы.
      Все-таки умеют адвокаты подчас кратко и точно выразить главное! (Y)

      Действительно, госмонополия уже доводила страну в 80-х годах до пустых полок в магазинах. Ну не можем мы без экспериментов над собой, а потому опять начинаем монополизировать, чтобы деньги (80%) текли не в негосударственные учреждения, а, как минимум, в «карманные».

      Вместо того, чтобы «строить» экспертов, государство (РФЦСЭ) взяло бы да и запатентовало, как правопреемник ВНИИСЭ, все экспертные методики. И вынудило бы либо платить за использование, либо самим развивать науку.

      +2
      • 22 Мая 2013, 16:48 #

        Уважаемый Владимир Николаевич!
        Я думаю, что направленность государства на монополию в области экспертов связана в первую очередь с защитой своих интересов, а не интересов граждан. Умные и независимые, а не «ручные», эксперты, как и юристы, не нужны государству, как пример приведу дело о ДТП на Ленинском проспекте с участием Баркова, когда в ДТП погибли две женщины врача. Ведь только независимые эксперты указали на истинные обстоятельства ДТП, в том числе указав на следы, оставленные от отскочившей грязи от автомобилей в месте удара и после движения автомобиля мерседес задним ходом. Некомпетентным и бестолковым «назначенцам» проще давать указания к исполнению.
        Люди разные: одни работают за совесть и на совесть, а вторые за кормушку.
        Ваш заработок формируется качеством работы, поэтому Вы и работаете на максимально достоверные результаты в исследованиях, а не сидите на месте, пока Вам не принесут для работы новую методику исследования.

        +3
        • 22 Мая 2013, 17:03 #

          Умные и независимые, а не «ручные», эксперты, как и юристы, не нужны государству
          С этим согласен, как и не нужны государству ученые. Помните, как только наши в Англии Нобелевскую получили, раздался вопль «Ребята, идемте в Сколково, попилим». Но что-то они не пошли :D

          А с ДТП на Ленинском у госов всё как всегда, но там не всё совсем так, как Вы думаете.

          +1
      • 28 Мая 2013, 12:33 #

        Не могу с Вами согласиться уважаемый. Почему? Да потому что у нас в стране чудно так все устроено. Вот на момент представьте, что государственную экспертизу отменили. Что будет следующим шагом- отменят статьи финансирования на проведение экспертиз в правоохранительных органах и судебных департаментах (надо же сокращать не профильные расходы!). Что будет третьим шагом- судьи будут относиться к судебной экспертизе как малозначительному документу (она же платная, значит эксперты материально зависимые). И опять начнется «царица доказательств», то есть чистосердечное признание, выбитое под пытками.

        +1
        • 28 Мая 2013, 13:06 #

          А Вам известно, уважаемый Андрей Юрьевич, что уже сейчас в России 80% экспертиз выполняется вне государственных СЭУ? Это — данные МЮ РФ. :)

          +1
          • 29 Мая 2013, 09:32 #

            Да, мне это известно. Я как раз за то, что эти экспертизы расширялись. И расширялись возможности следователей по доказыванию вины и наоборот по доказыванию невиновности человека со стороны адвокатов. До принятия этого закона у них руки были практически связаны и не было ни какой состязательности в судебном процессе. Адвокаты выискивали неточности в уголовном деле, вместо того чтобы находить новые доказательства и показывать из в рамках судебного разбирательства и следствия. Следователи притягивали «за уши» не существующие факты, опираясь на неточности лиц участвующих в процессе.

            0
  • 22 Мая 2013, 15:50 #

    Но вот ведь где беда нашего правосудия – «Пленум Верховного Суда РФ, по существу, предлагает допускать к судебно-экспертной деятельности в уголовном судопроизводстве «лиц, обладающих специальными знаниями», компетентность которых проверить невозможно, т.к. в стране не существует обязанности этих лиц быть аттестованными на право самостоятельного производства судебных экспертиз».Беда нашего правосудия чаще всего сам Пленум верховного суда

    +2
  • 22 Мая 2013, 20:31 #

    Для меня эксперт-это лицо обладающее специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла. Иных критериев не должно быть, так как они не влияют на результат исследования.
    Согласен с Владимиром Николаевичем, что нормы процессуального права, позволяют сторонам и суду поставить под сомнение любое экспертное заключение. Какое либо вмешательство в сбалансированные нормы не приведет ни к чему хорошему.
    К сожалению и сейчас склонность судов безоглядно верить заключениям гос экспертов преобладает. К заключениям других специалистов многие судьи относятся скептически. К сожалению для этого есть основания. Очень много некомпетентных проходимцев в данной области. Многие козыряют какими-то корочками «Судебный эксперт», выданной каким нибудь Президентом, какой нибудь Торговой палаты. И заключение такие же как у гос экспертов животноводов-биомасса одним словом:)

    +1
    • 22 Мая 2013, 22:51 #

      Для меня эксперт-это лицо обладающее специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла. Иных критериев не должно быть
      Итак, путем обсуждения, юристы и эксперты пришли к двум выводам:
      1. Репутация эксперта как специалиста (как в США) — это то, что определяет качество экспертного исследования. Репутация конкретного человека, которая не зависит от учреждения, где он работает.
      2. Научно-технический уровень учреждения (ЛСЭ, учреждение РАН, ООО или ИП — неважно). Это — методическое обеспечение, возможности, широта компетенции эксперта.
      Если законодатель этого не учтет в первую голову при подготовке нового закона о судебной экспертизе, застой нам обеспечен.

      +2
      • 22 Мая 2013, 23:23 #

        Если законодатель этого не учтет в первую голову при подготовке нового закона о судебной экспертизе, застой нам обеспечен.А по факту скорее всего такая перспектива для нас занимает 1-ое место, в свете максимально близкого родства законодателя своему отпрыску, в виде «основоположников».
        Что ж, как говорится à la guerre comme à la guerre, продолжим битву (punch)

        +2
      • 23 Мая 2013, 09:54 #

        ИМХО, Законодатель этого не учтёт :( Спасти нас от тотального зарегулирования (к чему, очевидно, стремятся власти, завидуя по-чёрному практике СССР) может только лень Законодателя и бесконечные тёрки на стадии согласований/чтений.

        +2
    • 23 Мая 2013, 07:32 #

      Добавлю еще один существенный и значимый критерий — независимость.
      А независимость, встроенная в вертикаль должностной инструкции, есть та самая коррупционная составляющая.
      Что мешает сделать эксперта «ручным» под угрозой лишения государственной лицензии на ведение экспертной деятельности?

      +2
      • 23 Мая 2013, 07:58 #

        Ничего не мешает, уважаемый Владимир Михайлович!

        Фактически уже так и есть.Смотрим п.8.2 Устава Палаты судебных экспертов. «Партнерство осуществляет контроль над профессиональной деятельностью своих членов на предмет соблюдения правил и стандартов, принятых Партнерством». Там же по.п.12.3 экспета исключают за несоблюдение правил и стандартов профессиональной деятельности. А чтобы у экспертов не возникало иллюзий, создан целый Отдел контроля судебно-экспертной деятельности.

        +3
  • 23 Мая 2013, 02:37 #


    Комментарий удален

    -4
  • 23 Мая 2013, 13:19 #

    Первая задачка, которая у меня не решается, несмотря на помощь экспертов, увы.
    Отмечу, что экспертный анализ ситуации великолепен. Для того и нужны эксперты!
    Но я же, конечно, рассуждаю как адвокат, а не как эксперт.
    И вот теперь, благодаря любезно предоставленной Владимиром Николаевичем данной публикации, ломаю голову над вопросами в целом о данном деле:
    Первое. Мне абсолютно непонятно, что с задним правым колесом «четверки»?
    Второе. Почему при ударе Ниссана вещи из багажника «четверки» остались на месте, а от рывка троса выпали в сторону рывка?
    Третье. Что с внутренним ободом Оки, который должен был оставить царапину на асфальте, это точно его след?
    Четвертое. Непонятен автомобиль от столкновения с которым погиб водитель «четверки»?
    Пятое. Почему за тридцать метров водитель Ниссана увидел препятствие?
    Шестое. Была ли включена «аварийка» на «четверке» и были ли включены габариты на Оке и «четверке».
    Седьмое. Время суток 22-00 — это были сумерки?
    Восьмое. Опять трос — его положение и обматывание вокруг колеса Оки мне непонятно совсем. Это он в натянутом состоянии, что на фото в комментариях?

    Хотя, интуиция подсказывает мне, что виновен все-таки водитель Ниссана. Но не могу доказать это для себя и убедит в этом свой разум.

    +3
    • 23 Мая 2013, 14:09 #

      Уважаемый Владимир Михайлович, вот теперь мне придется отдуваться за трасолога. :)
      ↓ Читать полностью ↓

      1. Что с задним правым колесом «четверки». На схеме ДТП есть царапина по кромке асфальта 1,7м длиной. На мой взляд, это колесо при ударе могло наследить при выезде с обочины на асфальт, так как Ниссан намного выше и мог придавить. Не исключаю, что диск был поврежден где-то и до того, не зря же они остановились.
      2. Почему при ударе Ниссана вещи из багажника «четверки» остались на месте, а от рывка троса выпали в сторону рывка. Полагаю, что они выпали не от рывка троса, а от удара Оки в левую боковину четверки около дверей багажника, вот она и открылась. А то, что от удара Ниссана багажник не открылся, так вышло. Вот и дождя вчера не было. ;)
      3. Что с внутренним ободом Оки, который должен был… Да не должен он никому и ничего. Оку поднимали и диск осмотрели — следов волочения по асфальту нет. Деформация, как и на четверке, — результат огромного давления сверху в момент наезда Ниссана плюс выезд колеса с обочины на дорогу. Или в Ваших краях всегда дорожники обочину выранивают с дорогой?
      4. Непонятен автомобиль от столкновения с которым погиб водитель «четверки»
      Ока, вращаясь, своим деформированным правым боком захватила водителя ВАЗ-2104, который находился там, где только что была дверь его машины.
      5. Почему за тридцать метров водитель Ниссана увидел препятствие? Это Вы откуда взяли? Я с ним рядом не сидел, не знаю.
      6. Была ли включена «аварийка» на «четверке» и были ли включены габариты на Оке и «четверке». На четверке все было. Оку тащили в ремонт, она была обесточена.
      7. Время суток 22-00 — это были сумерки? Да, темно.
      8. Трос на фото в комментариях натянут.

      интуиция подсказывает мне, что виновен все-таки водитель НиссанаМне тоже так подсказывает. С какого бодуна (имеется в виду «бодун» в промилле) он вдруг решил объехать две стоящие машины справа и на скорости 73-90? Или Вы про ПДД? Тут помочь не могу — я решал техническую задачу.



      PS. В этой задаче установлено то, что можно было установить. Предлагаю не убодобляться «трасологам» и спорить до хрипоты о том, что и как "должно было быть".

      +3
      • 23 Мая 2013, 15:38 #

        За ответы спасибо, Владимир Николаевич.
        Но я и не спорил «как должно было быть», я просто спросил: а как это могло быть?
        Кстати, про 30 метров имеется указание в 4 вопросе эксперту-трасологу.

        +1
        • 23 Мая 2013, 15:51 #

          про 30 метров имеется указание в 4 вопросе эксперту-трасологу
          Вот, я же говорил, что я тут не при чем. Это они мастера погадать. Расписать, а не установить, как трос себя вел (а это и домохозяйка сообразит, поигравшись с катушкой ниток), объяснить, как метеорит в Челябинске падал… Пиплы в суде схавают. 

          Так что, если что надо установить, то, Владимир Михайлович, это ко мне. А если надо что-то наукообразно объяснить - это к ним. У них есть методика! :)

          0
          • 23 Мая 2013, 15:57 #

            Понял.
            Вот теперь почувствовал.(giggle)

            +1
            • 27 Мая 2013, 16:46 #

              Не принимайте так близко к сердцу, Владимир Михайлович! :) Владимира Николаевича слегка заносит в полемическом задоре (giggle) Катушку, вот, мне, любя, припомнил (giggle)

              +1
    • 23 Мая 2013, 14:28 #

      вот теперь… ломаю голову над вопросами в целом о данном деле
      Уважаемый Владимир Михайлович, я ведь не дело опубликовал в судебной практике. Тогда бы я осветил полнее. Я привел сравнительный пример с иной целью и по вопросу, верите ли вы в прогресс под руководством госэкспертов. :)

      +3
      • 23 Мая 2013, 14:52 #

        С такими специалистами, как Вы, я ВЕРЮ в прогресс!(muscle)
        Вне всяких сомнений.

        +2
  • 23 Мая 2013, 16:04 #

    Уважаемый Владимир Николаевич! Вы как всегда на высоте и затрагиваете самые актуальные вопросы. На Ваш вопрос: «верите ли вы в прогресс под руководством госэкспертов?»
    Мы с Вами, неоднократно убеждались в «великих способностях» госэкспертов, в рамках гражданского и уголовного судопроизводства. Наблюдали при допросах, Апкина, Харитонов и их начальницы Стрельцовой, их бледные лица и не только.
    Госэкспертов (так называемых автотехников), как я считаю, не возможно переучить или добиться прогресса, так как они настолько закоренели в своем невежестве по отношению к прогрессу, что не признают что-либо кроме своей методики, а зачастую и её не признают, да уже и не знают.
    Я считаю в данном случае нужно (как в Грузии) разогнать всех экспертов и учить новых, а работать они должны в негосударственных, конкурирующих между собой, экспертных учреждениях.

    +2
    • 23 Мая 2013, 16:09 #

      Имею честь представить праворубскому сообществу Динара Ганиева – юриста, специализирующегося на ДТП. (Y)

      Это он, с его энергией, точностью юридической мысли и напором сломал в «Зазеркалье» тщательно сфальсифицированное подготовленное следователями, и не без помощи упомянутых госэкспертов, дело по ст. 264 на водителя грузовика. Это он поставил в суде и заставил с бледным видом объясняться начальницу Пермской ЛСЭ. Это он заставил прокурора и следствие принести извинения бывшему подсудимому.

      Надеюсь, что он впишется в наше сообщество и будет здесь комфортно себя чувствовать.

      С приходом на «Праворуб», Динар! :)

      +2
      • 23 Мая 2013, 16:49 #

        Очень рады новому профессионалу своего дела на нашем сайте! Уважаемый Динар, обживайтесь ))

        +3
      • 27 Мая 2013, 17:02 #

        Надо бы фотку вывесить, а то — встретишь и не узнаешь! ;)Страна должна знать своих героев!

        +1
    • 24 Мая 2013, 10:48 #

      Добро пожаловать, Динар Флоритович. Жду интересных публикаций, Ваша специализация мне очень интересна.(Y)

      +1
  • 25 Мая 2013, 23:39 #

    Интересная статья. Понравилась.
    Я за конкуренцию, что бы были и государственные и негосударственные.
    Бывают в нашей стране когда стороне обвинения подыгрывают и не «Служивые» люди — заранее заготовленные свидетели. Например кто будет мешать инспектору выбрать эксперта который даст заранее оговоренный результат. (Подчерковедческую экспертизу отдают тому кто согласится дать категоричный ответ вместо вероятностного.)

    Конкуренция у экспертов нужна, что бы выводить на чистую воду тех людей кто лукавит, что бы исключить коррупционное покрывательство одного эксперта другим.Что бы эксперт отвечал
    1) за ложное заключение
    2) за дачу заключения не по техническим вопросам (вопрос 3 трассолога: соответствие действий ПДД)

    +3
    • 26 Мая 2013, 16:19 #

      Уважаемый Денис Валерьевич, третий вопрос трасологу, это все же технический вопрос «соответствовали ли их действия с технической точки зрения требованиям ПДД». При расследовании ДТП без таких вопросов не обойтись (выбор скорости, безопасный интервал, ...).

      исключить коррупционное покрывательство одного эксперта другимИменно это один из наиболее важных вопросов. У меня про это хорошо показано в статье про "Дело в Зазеркалье", когда все было вытащено наружу, то екатеринбургские эксперты не стали покрывать пермских коллег. :)


      +2
      • 27 Мая 2013, 08:23 #

        Я почему-то всегда считал, что определение скорости ТС по следам торможения, вмятинам и т.п.- это технический вопрос (если результат в км/ч), а сравнение определенной скорости с допустимой ПДД — юридический вопрос (результат в виде вывода о соответствии поведения установленной норме права).

        +1
        • 27 Мая 2013, 08:58 #

          Это так. Но может быть, например, вопрос о безопасной скорсоти по условиям дорожной обстановки, метеоусловий, и т.п., которая вполне может оказаться меньше разрешенной. Так что юристам это не решить. Такова практика.

          +1
          • 27 Мая 2013, 09:24 #

            Согласен, определение безопасной скорости по условиям дорожной обстановки, метеоусловий, и т.п.- технический вопрос, его без эксперта (специалиста) не решить. Безопасная скорость измеряется в км/ч (или иных физических показателях).
            Но в вопросе имеется указание на ПДД, прямая связь которых с законами физики (природы) отсутствует.

            +1
            • 27 Мая 2013, 09:51 #

              Вопрос был «соответствовали ли их действия с технической точки зрения требованиям ПДД». Т.е. при остановке 2-х машин обеспечили ли водители безопасные условия для их обнаружения и объезда в условиях видимости на этом участке дороги, и выбрал ли водитель Ниссана безопасную скорость при движении на этом участке дороги в конкретных условиях видимости. А это технические вопросы.

              ПДД, прямая связь которых с законами физики (природы) отсутствуетНе согласен. ПДД — это юридический документ, тесно связанный с физикой, c ее законами движения.

              0
        • 27 Мая 2013, 15:32 #

          Как-то на пустом месте спор образовался (wasntme) Если суд ставит перед экспертом вопросы, типа: «Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители в данной ДТС?»
          и «Действия которого из водителей, с технической точки зрения не соответствовали требованиям ПДД?»
          Это — какие вопросы и кому их решать? С какой точки зрения? Полагаю, эксперту со специальностью 13.1, например, по классификации РФЦСЭ. Не адвокату же?! (giggle)

          +1
          • 27 Мая 2013, 16:05 #

            А верховный суд полагает, что никак не эксперту. см п.4 постановления Пленума ВС РФ №28 от 21.12.2010
            4. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний.
            Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных соценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место — убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается.
            Таким образом, решить должен ли был индивид соблюдать писаные нормы поведения (ПДД) решает суд, а не эксперт. Если не верите почитайте комментарии к приведенной норме.

            +2
          • 27 Мая 2013, 16:13 #

            за вопрос 
            Какими пунктами ПДД должны были руководствоваться водители в данной ДТС?
            надо оправлять судью на мыло.

            +2
            • 27 Мая 2013, 16:18 #

              Не согласен, уважаемый Денис Валерьевич. На мыло надо отправлять судью за вопрос «Какие пункты ПДД нарушил ...». :)

              +3
              • 27 Мая 2013, 16:39 #

                Всех не перемылите! Они все так пишут и все они правы, когда ТАК пишут: о «деяниях», либо о «виновности» или о «нарушениях» — не идёт ведь речь! Соответствие — несоответствие, с технической, притом, точки зрения — всё просто, привычно и целиком НЕ противоречит ПВС! &) Опять же — практика судебная така сложилась ;)

                +2
            • 27 Мая 2013, 16:31 #

              … практически всегда вопрос о должных действиях того или иного участника конкретного происшествия находился в пределах компетенции автотехника, поскольку, с одной стороны — решение вопросов о наличии или отсутствии у каждого из водителей технической возможности предотвращения наступления события предполагает, прежде всего, проведение анализа об их должных действиях, с другой- сам по себе такой анализ возможен лишь при оценке всей совокупности технических обстоятельств конкретного происшествия — расстояний и временных промежутков с того или иного момента до момента входа в контакт с учётом режима движения объектов… кроме этого, решение вопроса о наличии причино-следственной связи того или иного несоответствия в действиях водителя его должным действиям, с технической точки зрения, так же относится к прерогативе автотехника… к примеру, вовсе не каждый раз движение с превышенной скоростью может находится в причинной связи с наступлением происшествия…

              -1
              • 27 Мая 2013, 19:52 #

                Согласен на все 100. Вопрос такого характера отнесенный к специалисту/эксперту, всегда решается с технической точки зрения, а именно, с точки зрения рассмотрения развития ДТС вследствие действий оператора, коим является и водитель…

                +2
      • 27 Мая 2013, 16:49 #

        Мне кажется, все участники дискуссии сами и ответили на вопрос — чем же отличаются гос от не гос.
        Ответ напрашивается один — ничем. Да и вообще слово гос. к эксперту неприменимо. Это атавизм социалистической эпохи с выстроенными годами НПА, которые давно пора менять. Раздел может проходить по единственному параметру — компетентность.

        +3
        • 27 Мая 2013, 16:58 #

          «Гос.» — это сотрудники ГСЭУ. Они зажаты инструкциями, духом и буквой Закона, имеют такую смешную штуку как «право подписи» и обязательную переаттестацию на это «право». А вне СЭУ — гуляй рванина! © Что хочем пишем — подписываем, руководствуясь своими собственными методиками, понятиями, патентами и специальными познаниями! ;)

          +2
          • 27 Мая 2013, 17:05 #

            … Уважаемый Игорь Юрьевич, попробуйте здесь фриварную версию ExpAn… http://soft.mydiv.net/win/download-Yekspress-analiz-DTP-ExpAn.html…

            -2
            • 27 Мая 2013, 17:07 #

              В личную почту напишите мне, плз.

              +1
            • 27 Мая 2013, 19:56 #

              (ИМХО) Это старый софт, способный решать задачи на уровне обывателя. Так, когда лень взять калькулятор и самому все сделать.

              +2
      • 08 Июня 2013, 15:46 #

        Все в стране что негосударственное — это гадость и крамола! Государственные экзамены ЕГЭ хороши, а будут еще лучше, потому что теперь спекцслужбы их пасти будут. И государственные эксперты лучше Вас, потому что прокурор лучше адвоката! А вот когда адвокаты будут государственными, тут надо будет спрашивать у Гаранта — кто лучше, прокурор или адвокат? Или все равно прокурор, потому что адвокат один, а с прокурором следователь и дознаватель:)

        +1

      Да 8 8

      Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

      Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

      Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

      Рейтинг публикации: ««Негосударственные эксперты» – два шага назад или десять вперед?» 1 звезд из 5 на основе 8 оценок.
      Адвокат Фищук Александр Алексеевич
      Краснодар, Россия
      +7 (932) 000-0911
      Персональная консультация
      Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
      https://fishchuk.pravorub.ru/
      Адвокат Морохин Иван Николаевич
      Кемерово, Россия
      +7 (923) 538-8302
      Персональная консультация
      Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
      Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
      https://morokhin.pravorub.ru/

      Похожие публикации

      Продвигаемые публикации