На фоне обнаруженного Генпрокуратурой несовершенства судебных экспертиз переход от «якобы научно якобы исследовал» к применению гипноза и черной магии в отечественной судебной экспертизе обусловлен как растущим числом негосударственных экспертов, благо получить сертификат сейчас не проблема, так и падением квалификации, отсутствием научно-технического прогресса и собственных разработок, отсутствием системы качественной подготовки в государственном секторе. По меньшей мере, в автотехнических экспертизах это просматривается достаточно четко.
На этом фоне все яснее проявляется тенденция подменять исследования на научной основе приемами гипноза и магии. В этой статье автор предлагает читателям не спешить заглядывать в конец статьи и приложенные документы, а сначала добровольно подвергнуться сеансу магического гипноза. А результат этого можно сообщить в комментариях к статье.
Фабула дела
На одной из улиц Уфы жила-была во такая яма. С виду яма как яма, каких немало в наших городах и весях, наполненная до краев грязной водой, шириной 1.2 метра, и глубиной 22 см. Глубину, как и суслика в поле, не видно, но она есть.
По этой дороге проезжал некий недешевый автомобиль БМВ, который, якобы, в эту яму и заехал, не оценив всей её подлости и коварства. Так что же теперь страховой компании делать, сразу раскошеливаться что ли? Нет, конечно. Есть в Уфе эксперт, точнее экспертша – достаточно молодая дама с высшим юридическим образованием, имеющая сертификат эксперта оценщика и прошедшая 104-х часовой курс обучения по специальности 13.3.А «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)». Она, ангел-спаситель с нимбом и крыльями, видит процесс заезда-выезда в яму внутренним зрением как наяву. Давайте посмотрим и мы её глазами.
Сеанс гипноза и магии
По вопросу о том, имел ли водитель техническую возможность избежать наезда на яму, наш экспертный ангел не ответил. Для этого ведь надо произвести следственный эксперимент – установить автомобиль в исходное положение, после чего воспроизвести все действия водителя. В связи с этим, а так же тем, что неизвестны погодные и метеорологические условия – НПВ (не представляется возможным).
По вопросу о том, соответствовали ли действия водителя ПДД, эксперт ответила, что так как остановочный путь, удаление автомобиля и принятые водителем меры неизвестны, то его скорость не установишь – НПВ.
Вопрос о причинно-следственной связи состояния дорожного покрытия с ДТП был по неизвестной причине проигнорирован. Наверное, она забыла о нем. Бывает, отнесемся к этому с уважением, так как по предыдущим вопросам доводы об НПВ железобетонные.
Главный вопрос, точнее набор вопросов – а получены ли вообще повреждения автомобиля в этой яме. Вот где наступает момент истины! Вглядимся в фотографии повреждений, которые эксперт разметила в исследовательской части. Просто так разместила, чтобы все видели.
Вот, всем, надеюсь, уже стало ясно, что повреждения отличаются друг от друга
- по характеру,
- по динамике,
- по приложенной силе,
- по направлению,
- по времени их нанесения,
а яма то была одна! Конечно, всем уже понятно, что эта яма, если она была, не была первой для этого автомобиля. Да тут куча повреждений от других ям!
Вот стойка амортизатора имеет устойчивые (если бы были неустойчивые, то кто бы что говорил) следы загрязнения, образованные в результате нарушения герметичности детали. Эксперт-спаситель страховой компании видит, что следы наслоения пыли и грязи дают основания полагать о давности (о, всевидящая!) полученных повреждений и длительном периоде эксплуатации автомобиля с момента возникновения этих повреждений.
Короче, не могло это все быть при наезде на одну и именно эту яму. Не соответствует это все заявленным обстоятельствам ДТП.
Ну что, читатель? Если я неубедительно пересказал в этом повествовании заключение эксперта, то самое время прочитать его в приложенных документах. В самом деле, какие сомнения могут быть в том, что у разных следов тут совершенно разная динамика и разная величина приложенной силы? Кто сомневается в том, что пыль на этом днище наслаивалась годами? А направление? А характер?
Конечно, пора ставить на этом жирную точку. Всё и так ясно, убедительно, научно, так как сделано на основе общего подхода трасологии путем сравнительного анализа (из показаний нашей экспертши в суде о примененной ею методике).
Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого
С введением теологии в список научных специальностей наше предстоящее мировое первенство в области божественных наук уже не вызывает сомнение. И пока юродствующие атеисты рассуждают о том, что отсутствие хвостов у ангелов противоречит законам аэродинамики и его решение является главнейшей задачей отечественной науки, нам пора подумать не только о совершенствовании структуры заключения судебного эксперта, как сакрального и вероучительного текста, но и о магии показаний эксперта в суде.
В этом процессе эксперта и привлеченных судом представителей районной администрации, дорожников, эксплуатационников, их страховщиков тщетно пыталась ввести во искушение представитель владельца автомобиля. На вопросы представителя о наличии у эксперта подготовки по специальностям 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП» и 13.3.Б «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП» эксперт с высшим юробразованием правильно, со ссылкой на ст.41 ФЗ-73 ответила, что не имеет этой подготовки, это не обязательно, а остальное оценит суд.
Мне показалось, что с ответами экспертши по залу судебного заседания, как от взмаха крыльев ангела, начала распространяться благодать. Судья сразу как то успокоился, а сонм дорожно-страховых представителей дружно закивал головами. Общий подход трасологии и метод сравнительного анализа повреждений, как мощный сакральный стимул, окончательно успокоил и ввел в благодушие участников судебного процесса.
А лукавый? А он (то есть я, автор этой статьи) хранил молчание и думал об искушении всех присутствующих теми самыми райскими яблоками. Когда лукавому дали слово, он заверил участников, что не займет больше 3-х минут их внимания.
Здесь, читатель, самое время и тебе вкусить от запрещенного плода – прочитать заключение специалиста, которое несколькими днями ранее было роздано всем участникам. А кроме этого, какой лукавый не держит в рукаве козырного туза … Вот так рассыпается магическая благодать :( .
-----------------------------------
Уважаемый суд!
Заключение эксперта не научно. Давать ответ «не представляется возможным» надо на научной основе. Эксперту надо было сравнить остановочный путь с расстоянием видимости ямы с момента, когда ее можно было идентифицировать как яму, а не как лужу.
В формулу для определения скорости входят время нарастания замедления, значение замедления, длина тормозного (а не остановочного, остановочный путь = тормозной путь + путь за время реакции водителя, время срабатывания тормозной системы и половины времени нарастания замедления) пути. Удаление ТС в формулу не входит. А что пишет эксперт? То, что ей не задан остановочный путь и удаление автомобиля. То есть эксперт не знает методику и соответствующую формулу.
А дальше, на стр. 15 эксперт резюмирует, что там разный характер, динамика, силы, направление следов. Но в исследовательской части выше нигде не исследованы ни характер, ни динамика, ни величина и направление сил. Просто – вот вам фото, неужели вы не заметили этого сами?
Эксперт сама выдумала эти признаки, их нет в методиках. Что такое динамика? Это – наука о движении и ударах. Нет такого термина «динамика следов», есть термины «динамические следы» и «статические следы». А если уж его, термин «динамика» применять, то надо пояснять, в чем она количественно (в джоулях, кельвинах или крякозябрах, например) эта самая «динамика» измеряется. И что у этого следа примерно 20-30 крякозябр, а этого – 70-80 крякозябр динамики. Но даже если бы и это было бы как-то сделано, то кто и где написал и научно обосновал, что при наезде на яму «динамика» в крякозябрах должна быть одинаковой для всех следов на днище автомобиля?
Как эксперт, никогда не изучавший сопромат, визуально по фотографиям делает вывод о величине действовавших на детали автомобиля сил? Ни в автотехнических методиках, ни в трасологических методиках способов вычисления сил нет. Но даже если бы эксперт это и определила, то кто и где написал и научно обосновал, что при наезде на яму величина сил быть одинаковой для всех следов?
То же самое про характер и направление следов. Они в исследовательской части не анализируются, а вывод так же делается произвольно.
Если записать в этом заключении эксперта противоположный вывод, то исследовательскую часть менять не надо. Вывод и якобы исследование не связаны никак друг с другом. Вот вам фотографии, видите что динамика и силы разные? Ага, тогда, значит, эта машина не проезжала (или наоборот, проезжала) через эту яму. Это – гипноз для читателей заключения эксперта. Типа, видите, что у водителя носки разного цвета, а это значит, что он вчера проехал на красный сигнал светофора.
Общий подход трасологии и метод сравнительного анализа повреждений здесь совершенно не причем. Вот распечатка методики РФЦСЭ МЮ РФ именно для анализа проезда ям. Здесь такой казус – требуется произвести графическо-аналитический анализ процесса заезда автомобиля в яму и выезда с учетом упруго-вязких свойств подвески кузова. Работу подвески требуется считать путем интегрирования дифференциального уравнения движения в векторном виде. Эксперт, даже опытный и грамотный, но не имеющий высшего технического образования, и, конкретно, юрист, этого сделать не сможет. Так у него не пройден полный вузовский (для технических специальностей) курс высшей математики, начертательной и аналитической геометрии, теоретической механики и сопромата.
Благодарю за внимание.
-----------------------------------
Как показалось автору, обволакивающий ароматный запах райских яблок начисто разрушил гипнотическое наваждение от общего подхода трасологии и метода сравнительного анализа. Магия разрушилась, у ангела куда то делись крылья, и всем стал виден хвост и маленькие рожки.
Судья, обратившись к представителю владельца автомобиля, спросил: «У вас вроде было ходатайство о повторной экспертизе?».
Эпилог
Здесь читателю самое время посмотреть приложенный документ «Методика анализа наезда на яму» или статью Праворуб: Колесо попало в яму. Какие, на самом деле, последствия? или и то и другое.
А мораль сей басни такова. Пироги все же должен печь пирожник. А пироги от сапожника всегда отличаются по вкусу.