Эта статья – продолжение цикла статей «Уравнения движения». В ней приведена информация о величинах поперечной и продольной сил, действующих на колесо автомобиля в процессе его затормаживания и при движении под углом к своей плоскости. Этот вопрос достаточно важен для защиты по делам о ДТП, так как в ряде случаев, даже при наличии следовой информации, позволяющей установить положение автомобиля на следах в ходе его движения, применение автоэкспертами неадекватной модели шин может привести к существенному завышению расчетной скорости движения.

Эта статья – лишь краткий и простой пересказ документа «Модели колеса автомобиля», приложенного к статье. Экспертам этот материал поможет с методической точки зрения, а адвокатам – как пособие для постановки вопросов экспертам и для выноса мозга их допроса в суде.

Сразу следует отметить, что в традиционной российской экспертной практике используется способ установления среднего значения замедления незаторможенного автомобиля при его развороте. При этом в каждой точке дороги значение текущего замедления определяется как произведение замедления при торможении на синус угла между плоскостью колеса и направлением его движения. Для усреднения используется интегрирование по пути, а не по времени, поэтому способ является приближенным.

С введением в судебную автотехническую экспертизу технологии PC-Crash появились новые для российской практики модели колеса, которые ниже и рассматриваются.

Сразу надо подчеркнуть, что точных аналитических моделей колеса просто нет – это сложная конструкция и ее поведение описывается множеством дифференциальных уравнений. Самые точные модели – это численные, но они для экспертизы ДТП сложны и громоздки, и далеко не каждый эксперт (это – мягко сказано) знает численные методы.

Наиболее адекватная – эмпирическая модель голландского ученого Пасейки (Pacejka), так называемая в литературе «магическая формула». С этой моделью можно сравнивать результаты других моделей, но для применения этой модели для реконструкции обстоятельств ДТП требуются как общие параметры шины, так и параметры конкретного экземпляра шины или, по меньшей мере, конкретной модели. Это – важное замечание для адвокатов, если вдруг эксперт применит магическую формулу Пасейки.

Модель Мартинеса-Шлютера (Martinez-Schlueter) для анализа движения полностью или частично заторможенных колес транспортных средств проявляет физически нереальное поведение и годится для анализа поведения только незаторможенного колеса. Это – тоже важное замечание для адвокатов.

Более адекватной из простых экспертных моделей является модель CRASH Фрика (Fricke), которая дает физически правильное поведение колеса, является простой и легко может быть использована для проверки расчетов эксперта. Как показано в прилагаемой статье, из экспериментальной проверки следует, что модель Фрика практически не отличается по результатам от магической формулы Пасейки.

Отдельно рассмотрены модели, используемые в программе PC-Crash. Причиной такого внимания является то, что эксперт, использовавший PC-Crash, с вероятностью 99.9% просто не будет знать, какую из 2-х возможных моделей он использовал, не говоря уже про различия этих моделей. А такая ситуация – находка для адвоката.

Если кратко, то модель TM-Easy близка к модели Фрика, а линейная модель колеса является ее упрощением до линейных зависимостей. Здесь не стоит ломать голову над причинами применения «самостийных» моделей в каждой программе – вопрос в праве на интеллектуальную собственность. Так, например, программа CARAT д-ра Бурга использует модель шин Бурга-Цайдлера.

В любом случае, любое ДТП состоит из фаз сближения автомобилей, с возможным торможением, удара и последующего отброса (движения в конечное положение). Торможение и отброс требуют немалых затрат кинетической энергии и, нередко, эти затраты не менее величины энергии, затраченной на деформацию. Поэтому вопрос о примененной модели шин для расчета скоростей автомобилей достаточно актуален.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Модели колеса автомо​биля1.2 MB

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: maal305-qu, Никонов Владимир, Морохин Иван, Журов Александр, Васильев Александр, aakupriyanov, Бесунова Алёна, artemtag
  • 11 Сентября 2015, 21:41 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за очередную красивую и полезную для всестороннего и объективного рассмотрения дел о ДТП публикацию.


    +5
    • 12 Сентября 2015, 08:10 #

      Уважаемый Александр А, на самом деле, где-то излишне увлекаясь рассуждениями о затратах энергии на деформацию при ударе, мы не замечаем целое бревно в глазу. Эксперт молча делает расчет по длине следа юза, получает цифру и вывод, что водитель превысил  - и все в порядке. А если машина юзила под углом, например, 5 градусов? Смотрим рис.17 по модели PC-Crash — надо брать половину замедления, а по модели Фрика — вообще синус 5 градусов = 0.08. 

      Эта статья — хорошая шпаргалка для адвокатов по ДТП. (handshake)

      +7
  • 12 Сентября 2015, 08:26 #

    эксперт, использовавший PC-Crash, с вероятностью 99.9% просто не будет знать, какую из 2-х возможных моделей он использовал, не говоря уже про различия этих моделей. А такая ситуация – находка для адвокатаУважаемый Владимир Николаевич,  Ваши публикации — отличное подспорье для адвоката! Всегда необходимо иметь возможность перепроверить любой результат, в любом заключении эксперта.
    Без повторяемости результата, при одинаковых исходных данных, невозможно говорить о достоверности расчета. Нет возможности воссоздания условий, и перепроверки расчетов — это уже не экспертиза, а чистый подгон, т.е. фальсификация.

    У меня в одном деле, «екшперт» (экономист) написал очень много (воды) по поводу природы одного из применяемых в смете понижающих коэффициентов, значение которого менялось в разных сметах, и указывалось с точностью 6 (шести!) знаков после запятой, но в итоге свёл всё к тому, что это некий «рыночный» коэффициент, применение которого не запрещено, и этим ограничился. 

    Однако, из вредности, я взял обычный калькулятор, и «выкрутил» этот коэффициент из итоговых значений в исходные, чем спокойно и доказал, что это ни что иное, как коэффициент «подгона» сметных расчетов под реально выделенные на каждый объект бюджеты. 
    Уголовное дело развалилось на стадии следствия.

    +5
    • 12 Сентября 2015, 09:05 #

      доказал, что это ни что иное, как коэффициент «подгона» Уважаемый Иван Николаевич, «подгон» и в автоэкспертизе — не редкость. Но здесь ситуация совершенно простая. Зафиксированы следы заноса автомобиля. Это следы торможения (юза) или движения — неизвестно. Эксперт тупо возьмет коэффициент сцепления для полного торможения, умноженный на 0.8 для «учета бокового скольжения».

      Эта статья, вместе со статьей "О чем говорят следы колес у нас и у них?" позволяет не только «вынести мозг» такому эксперту, но и поставить всю их контору в патовую ситуацию — видит око, да зуб неймет, так как кроме коэффициента 0.8 они ничего а) не знают (вероятность 90% и более), б) не могут (99.99%). 

      Знание — оружие страшное. Против него прямо прут только шайтаны (© Рамзан Кадыров) :D

      +5
      • 13 Сентября 2015, 06:36 #

        Знание — оружие страшное. Против него прямо прут только шайтаны (© Рамзан Кадыров) Кстати, прочитал нашумевший результат лингвистического анализа, проводимого 11.04.2014 экспертом ЭКЦ УМВД России по Сахалинской области (справка эксперта № 24), — бреднятина полная.

        +3
        • 13 Сентября 2015, 08:10 #

          бреднятина полная
          В результате проведенного лингвистического анализа СТ экспертом были выявлены фрагменты, в которых идет речь о превосходстве, преимуществе человека или группы лиц перед другими людьми на основании их принадлежности к какой-нибудь расе, национальности, религии (или отношения к религии).

          Стр.3. «Поистине, вся слава принадлежит Одному Аллаху, ...» (Сура «аль-Фатиха», 1:5 аят)

          Эксперт ЭКЦ УМВД России по Сахалинской области Королёва Е.А.

          Вот видите, уважаемый Александр Валерианович, оказывается аллахи себе всю славу присвоили, а где следователи, эксперт Чхун и прочие достойнейшие? Они тоже хотят поклонения, шайтаны 8)

          +4
  • 13 Сентября 2015, 22:11 #

    В таких случаях эксперт покровительственно смотрит на меня и спрашивает с одобрения судьи (или судья спрашивает): «А у вас есть специальное образование?»
    Я достаю военный билет, а там еще до призыва в армию указана моя военно-учетная специальность: «Командир взвода инженерных машин» и прилагаю фото колесных инженерных машин из интернета. А дальше написано уже по службе в армии «инженер-испытатель» и дальше названия в том же духе «старший...».  Кто ж подумает, что я  испытывал не колесную технику? И фото в шлеме в раллийных машинах имеются. Очень помогает. Правда, такие фото себе любой адвокат может сделать. Кстати, почему бы и нет? 
    Статья отличная, как всегда, у нашего главного эксперта.

    +5
    • 14 Сентября 2015, 14:19 #

      Я достаю военный билет, а там ...
      Уважаемый Алексей Анатольевич, военный билет давно нет необходимости показывать, так как ваша статья почитается самим Минюстом методической разработкой. Теперь Вам можно просто покровительственно спрашивать эксперта «А ты кто-такой, тебя МЮ за человека считает?» .
      (rofl)(Y)

      +4
      • 14 Сентября 2015, 17:21 #

        Классно! Вот, спасибо! Я не видел этого. Кстати, у меня видео-лекция по защите обвиняемых по ДТП висит 2014 года на портале «Академия юриста компании» и в № 9 «Уголовного процесса» за 2015 моя статья «Методика защиты обвиняемых по ДТП». В обоих случаях я Вас конечно упомянул. 
        Но этот файл я повешу на своем сайте, как орден, и все благодаря ВАМ,  дорогой Владимир Николаевич!
        Но что-то давно я никаких дел по ДТП не вел. Год уже. Вот только права вернул,  отобранные за  якобы исчезновение с места происшествия, у профессора, эксперта по  ДТП (!). 
        Приятно, что он именно ко мне обратился. И, как оказалось, не зря!

        +3
  • 14 Сентября 2015, 08:05 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за очередную лекцию, очень интересно и, наверняка, многим пригодится.
    В процессе чтения Вашей публикации вспоминаю такую фразу, блуждающую в интернете:

    +4
  • 14 Сентября 2015, 21:45 #

    Владимир Николаевич, спасибо за очередной крайне ценный материал! По этому поводу давно удивлялся, ладно наши госы не учитывают энергию на деформацию ТС, но почему они игнорируют затраченную энергию на отброс? :?

    +1

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Уравнения движения. Сила на колесе автомобиля» 3 звезд из 5 на основе 19 оценок.

Похожие публикации

Продвигаемые публикации