Момент инерции – это физическая величина, являющаяся мерой инертности тела во вращательном движении вокруг оси. Момент инерции подобен массе тела, которая тоже является мерой его инертности, но в поступательном движении. Момент инерции характеризуется распределением масс в теле. Он равен сумме произведений элементарных масс, составляющих тело, на квадрат их расстояний до оси вращения.

Если массу автомобиля достаточно просто рассчитать, зная массы всех его деталей, или измерить на весах, то произвести расчет момента инерции автомобиля гораздо сложнее из-за сложной геометрической формы его деталей. Поэтому момент инерции автомобиля проще измерить на специальном стенде, работающего по принципу крутильного маятника, как, например, показано на рисунке выше.
Вычисление момента инерции автомобиля
Для простейших вычислений с использованием ньютоновской механики полагается, что масса транспортного средства сосредоточена в его центре тяжести. Это предположение правильно для центральных или для близких к нему ударов, когда линия силы удара проходит через центр тяжести автомобиля или близко к нему. Когда столкновение автомобилей имеют эксцентричный характер, с последующим вращением в результате удара, что является наиболее распространенным случаем ДТП, то простая модель центрального удара является неадекватной, и в таких случаях должно быть учтено распределение массы автомобиля относительно его центра тяжести.
Сопротивление объекта вращению прямо зависит от массы объекта и расположения этой массы по отношению к центру вращения, или от его момента инерции. Идеализированное транспортное средство может рассматриваться твердая однородная плита массойm (в килограммах) с длиной a (в метрах) и шириной b (в метрах). Тогда момент инерции этой однородной плиты относительно вертикальной оси, проходящей через ее центр тяжести, находится по формуле (в кг*м2):
Реальное транспортное средство – это не однородная плита. Оно имеет такие концентрированные массы, как, например, двигатель, трансмиссия, элементы подвески. Поэтому фактический момент инерции автомобиля всегда меньше момента инерции однородной плиты тех же геометрических размеров и массы.Из специальной литературы известно несколько попыток предложить универсальный способ расчета момента инерции автомобиля в виде соотношения, связывающего массу автомобиля, его геометрические размеры и расположение центра тяжести. Однако все подобные исследования были произведены до 1997 года, и, в связи с изменяющимися стандартами и тенденциями развития автомобилестроения, результаты таких исследований быстро устаревают.
С целью получения актуальной информации из базы данных DSD, входящей в специальную компьютерную программу PC-Crash, была произведена выборка 73 наиболее распространенных в России моделей автомобилей 2009-2014 годов. Выборка производилась произвольно, для каждого производителя в выборку не включались автомобили сходных по габаритам и массе моделей. В таблицах ниже для каждой модели из выборки указаны наименование, масса снаряженного автомобиля, габаритная длина, габаритная ширина, расчетное значение момента инерции по приведенной выше формуле для однородной плиты, фактическое значение момента инерции, превышение расчетного значения момента инерции над фактическим в процентах.
Автомобили особо малого класса «A»

Автомобили малого класса «B»

Автомобили малого среднего класса «С»

Автомобили среднего класса «D»

Автомобили бизнес-класса «E»

Автомобили представительского класса «F»

Как видно из представленной выборки, расчетное значение момента инерции превышает его фактическое от 16% до 34%. Следовательно, можно ожидать, что аппроксимация линейной зависимостью значения фактического момента инерции как функции расчетного значения момента инерции даст приемлемые для использования результаты.
На графике на рисунке ниже ось абсцисс – расчетный момент инерции, ось ординат –фактический момент инерции, точками показаны фактические данные из таблиц выше. Методом наименьших квадратов была получена линейная зависимость фактического значения момента инерции от расчетного значения в виде
Видно, что на графике выше все фактические точки лежат в приемлемой области возможной погрешности значения момента инерции плюс-минус 10%.Таким образом, с погрешностью не более 10% момент инерции автомобиля относительно вертикальной оси, проходящей через его центр тяжести, может быть определен по графику выше или рассчитан по формуле
где m – масса снаряженного автомобиля, a – длина автомобиля, b – ширина автомобиля.Для учета загрузки автомобиля водителем, пассажирами и грузом, согласно теореме Гюйгенса, для каждого из них можно прибавить к полученной величине момента инерции снаряженного автомобиля значение произведения массы каждого объекта на квадрат расстояния от центра тяжести этого объекта до центра тяжести автомобиля.
Резюме
Таким образом, данная лекция полезна не только для экспертов по ДТП, но и для адвокатов, осуществляющих защиту по ст.264 УК РФ. Адвокатам — тем, что можно легко проверить исходные данные эксперта, чтобы он не "накормил севрюжиной с хреном" как адвоката, так и его клиента, тихо увеличив в десяток-другой раз момент инерции одного из автомобилей, участвовавших в ДТП.Литература:
1. MacInnis, D., Cliff, W., and Ising, K., A Comparison of Moment of Inertia Estimation Techniques for Vehicle Dynamics Simulation. // SAE Technical Paper 970951, 1997, doi:10.4271/970951.Предыдущая лекция "Уравнения движения. Движение заторможенного автомобиля".
Все статьи автора на Праворубе.


Традиционно в «Избранное», пока не читая — тут все осмысливать нужно серьезно и не спеша.
Уважаемый Андрей Юрьевич, то, что в «Избранное» — это пригодится. Как только встретите слова «момент инерции» в заключении эксперта, так и найдете.
Как правило, эксперты используют первую формулу в этой статье. Но она, как видно из графика, завышает реальный момент инерции примерно на треть. Поэтому у Вас сразу возникнет ряд вопросов эксперту, в том числе по теореме Гюйгенса-Штейнера. Вот и повеселитесь в бесплатном цирке (giggle)
Уважаемый Владимир Николаевич, ну Вы и загнули. Спросить у эксперта про теорему Гюйгенса-Штейнера. Некоторые из них не знают азов физики, таких, например, как закон Ома, который можно использовать для проверки работоспособности электрической цепи.:)
Некоторые из них не знают азовОх и толерантный же Вы человек, уважаемый Евгений Алексеевич! Первые три слова явно лишние, надо проще — «не знают азов», или еще проще «не знают», потому что слово «азы» для них тоже трудновато. Да и не надо им этого — их туда по другому принципу набирают, так же как прокуроров и судей.
А зачем им знать? Физику с математикой разве они своим собранием уже утвердили? :D
Уважаемый Владимир Николаевич, как всегда все написано в доступном для понимания упрощённым языком. По ходу чтения возник вопрос, но и на него Вами дан ответ в чёткой, краткой формулировке: Для учета загрузки автомобиля водителем, пассажирами и грузом, согласно теореме Гюйгенса, для каждого из них можно прибавить к полученной величине момента инерции снаряженного автомобиля значение произведения массы каждого объекта на квадрат расстояния от центра тяжести этого объекта до центра тяжести автомобиля.
Я лично, в восторге от таких лекций, наглядно демонстрирующих суть изложенного автором!(bow)
все написано в доступном для понимания упрощённым языкомУважаемый Евгений Алексеевич, если Вы помните, был разговор о создании на Праворубе сервиса, с которым можно будет поводить кое-какие расчеты онлайн, проверить выводы экспертов и.т.п. Под это и пишу.
Уважаемый Владимир Николаевич, этакими темпами Вы плавно перейдёте на влияние коэффициента сцепления каждого колеса с дорожным покрытием на конкретном участке. Вот где вольная трактовка коэффициента сцепления.
Аэродромные измерители работают с погрешностью до 1 %.
А сколько дают эксперты автотехники?
Уважаемый Александр Валерианович, государство в лице его экспертов гарантируют Вам погрешность своих мысле
высеровдоводов не более 5%, или обеспеченность не менее 95%. Ваша задача — беззаветно верить ;)Уважаемый Владимир Николаевич, несмотря на упрощенный олбанский, Ваши статьи внимательно читают эксперты.
Судя по динамике лайков +1+1-1 аж зубы у некоторых сводит, а возразить-то нечего.
Надеюсь, я не слишком прямолинеен.
Ваши статьи внимательно читают экспертыУважаемый Александр Валерианович, если имеются в виду госы, то слово «читают» однозначно свидетельствует о том, что знание азов русского языка пока еще приветствуется в Минюсте РФ.
Что касается «аж зубы у некоторых сводит», то это только потому, что это же читают и адвокаты, и в статье ставятся вопросы, которые можно задать экспертам, но нет готовых ответов. Вот и сводит потому, что если ранее кроме как «не утверждено Минюстом» сказать было нечего, то сейчас просто нечего.
Что-то казаха однокашника вспомнил, как он с дороги соскользнул, когда фуру с водкой сопровождал под новый год. Когда мы за ним приехали, у него глаза были узкие-узкие. Наверняка коэффициент сцепления наблюдал на дороге…
казаха однокашника вспомнил… у него глаза были узкие-узкиеЧто, уважаемый Владислав Александрович, хотите к следователю Машенко за экстремизм и разжигание? Да у него и «были узкие-узкие» это когда вы приехали на фуру с водкой в кювете. А вот когда вы уезжали (вас увозили)… (giggle)
Нас всех оттуда увезли, даже гаишников.
А к следователю Машёнко мне не надо, не…
Уважаемый Владимир Николаевич, Спасибо. Как всегда- очень полезная информация.
Уважаемый Владимир Николаевич, как всегда в избранное! И спасибо за информацию!(bow)
Жду ещё лекции.:)
Владимир Николаевич, спасибо за лекцию! Очень полезную информацию Вы даёте как экспертам, так и юристам.
Честно говоря, уважаемый Артем Данилович, по мере написания этих лекций у меня все больше уверенности, что в отечественных автоэкспертных методиках конь не валялся. Или, наоборот, именно конь вволю и повалялся. Впрочем, далее Вы и сами это увидите.
:D
А кто разработчики отечественных методик? Доктора и кандидаты юридических наук. Не в обиду местным юристам, но у юриста конь в пальто в физике — это нормальное дело :D
Несомненно данные вопросы должны решать технари
Спасибо, уважаемый Владимир Николаевич, оставляю в избранном, по делам может действительно пригодится.