Речь пойдёт о довольно несложном деле, но мне оно памятно тем, что было одним из первых после получения статуса адвоката, и первым из гражданских дел, в которых я участвовал.
Летом 2019 года обратилась владелица автомобиля, купленного с рук в 2016 году. Проездив на нём три года, приняла решение отдать авто в трейд-ин и купить себе что-нибудь поновее.
В автосалоне предлагаемый автомобиль проверили и вежливо, но твёрдо отказали — дескать, автомобиль в залоге, вот выписка из Реестра залогов недвижимого имущества.
Новость, мягко говоря, неприятная: никаких кредитов на приобретение автомобиля доверительница не брала, покупала его у частного лица, проверяла через доступные публичные сервисы. В залоге или в розыске автомобиль не находился и вообще выглядел «чистым». Оригинал (не дубликат) ПТС находился у продавца на руках.
При ближайшем рассмотрении выяснилась следующая хронология событий:
- 19 апреля 2016 года предыдущий владелец приобрёл авто в кредит, по условиям кредитного договора автомобиль находился в залоге у банка.
- 03 июня 2016 года автомобиль перепродан и зарегистрирован за новым владельцем.
- 29 декабря 2016 года (через 8 месяцев после заключения кредитного договора) зарегистрировано уведомление банка о наличии залога недвижимого имущества.
То есть на момент заключения сделки моя доверительница никак не могла знать о наличии залога: в Реестре он не значился, продавец автомобиля об этом умолчал. Или забыл — выяснить этот момент у него не получилось в связи с игнорированием попыток связаться и последующей неявкой в суд.
Выход был только один — в судебном порядке требовать признания договора залога прекращенным с момента регистрации автомобиля на имя истца.
При регистрации автомобиля на доверительницу она попросила выдать ей новый ПТС, поскольку в «старом» оставалось место только для одной отметки о владельце. Поэтому при подготовке иска по адвокатскому запросу получили в ГИБДД заверенную копию «старого» ПТС. Суд по своей инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц МВД и нотариальную палату и за пару заседаний рассмотрел дело. У судьи возникали вопросы о целях переоформления ПТС при приобретении автомобиля, но полученные ответы «вашу честь» полностью устроили. Иск удовлетворен, заочное решение не оспорено. Конец истории? Не совсем.
Буквально через пару месяцев после вступления решения в силу банк обратился к предыдущему владельцу автомобиля с требованием о взыскании задолженности по кредитному договору. Решение о прекращении залога, судя по всему, юристы банка не читали, или же решили поступить по принципу «прокатило», потому что в требованиях значилось обращение взыскания на «заложенное» имущество.
Здесь пригодилось решение о признании залога прекращенным: в удовлетворении требований в этой части суд отказал. Перспектива взыскания задолженности стала совсем призрачной, но эта проблема целиком и полностью на совести нерасторопных сотрудников банка, которым потребовалось восемь месяцев на составление уведомления о залоге движимого имущества.
Что было важно в этой ситуации? Во-первых, сделка была возмездной — получи моя доверительница такой проблемный автомобиль в дар, залог бы не прекратили. Во-вторых, в договоре купли-продажи указали адекватную цену, по которой автомобиль и был приобретен.
Вообще складывается такое впечатление, что с уходом в прошлое нравов 90х годов (насовсем ли?) мошенники осмелели настолько, что перестали стесняться. При этом закон к ним довольно лоялен, а вот добропорядочные граждане сталкиваются с различными неприятностями вроде оспаривания сделок (при банкротстве, например) или попыток отобрать добросовестно приобретённую собственность, как в нашем случае.
Требования судов о «должной осмотрительности» при заключении сделок, предъявляемые физическим лицам, постоянно повышаются и доходят до абсурда. Как будто сделку заключает не простой человек, а промышленный гигант с целым штатом юристов. В общем, всюду обман, нужен глаз да глаз.