
Немного размышлений на тему факт-чекинга и подхода к написанию новостей в 21 веке. Публикация рассчитана в основном на непрофессионалов: практикующий юрист вряд ли найдёт что-то новое, хотя подумать есть над чем.
Всеобщая деградация и упрощение подходов к ответственности за порученное дело затрагивает все сферы нашей жизни, включая журналистику. Такой темп жизни: уже через неделю про новость забудут, поэтому кажется, что можно написать любую чушь. Институт репутации в нашей стране не сформирован, уже через месяц никто не будет помнить, как тот или иной писака-копирайтер публично сел в лужу, а посему — зачем стесняться?
В последние дни по Интернету гуляет и набирает просмотры новость о том, что житель Новосибирска «за ловлю рачков» получил 24 с половиной года лишения свободы. Дескать, четверо соучастников получили условные сроки, а пятому «не повезло» — слишком много было эпизодов браконьерства. Общественность возмущается в комментариях: довели страну, за истребление рачков дают больше, чем за убийство. Кто-то высказывается одобрительно: браконьеры лишают нас будущего, поэтому пусть сидит.
Стало интересно, откуда такой срок. Для студента 2 курса юрфака очевидно, что просто невозможно получить такой срок только за браконьерство. Потратил 5 минут на поиски, по итогам сел писать гневный комментарий к новости в паблике одного из местных изданий — а получился краткий мастер-класс по извлечению информации из открытых источников.
Сейчас все суды публикуют информацию по делам, кроме дел в отношении несовершеннолетних, семейных дел и связанных с половыми преступлениями. На сайте каждого суда есть раздел «Рассмотрение дел» или «Судебное делопроизводство». Выбираем категорию дела (гражданское, уголовное), указываем фамилию — можно узнать много нового о потенциальном контрагенте, друге, партнёре, и так далее.
Итак, открываем сайт Советского районного суда Новосибирска, указываем фамилию бедолаги-браконьера: Мельниченко, видим два дела, а точнее, одно и то же дело, поступавшее в суд два раза.
В первый раз суд вернул дело прокурору для устранения недостатков, и здесь нам совершенно неважно, почему. Постановление приложено к карточке дела. Открываем и видим, что Мельниченко ранее осуждён на 24 года за вымогательство и убийство двух человек, сопряжённое с вымогательством (часть 2 ст. 105 УК РФ).
Такие дела рассматриваются судом субъекта (верховный суд республики, областной или краевой суд), поэтому повторяем поиск на сайте Новосибирского областного суда:
Находим приговор: двойное убийство и вымогательство, 24 года лишения свободы. Дело рассматривалось с присяжными, кстати.
Потратив пять минут, выясняем, что на самом деле «за рачков» человеку добавили полгода к уже имеющемуся огромному сроку. Но зачем тратить драгоценное время, если можно выдать кричащий заголовок, накинуть немного известной субстанции на вентилятор и получить немножко больше трафика на сайт? Бонус — пресловутая «вовлечённость пользователей» в виде комментариев возмущённой публики? Как там: «Не рефлексируйте, а распространяйте».
Рассуждать об ответственности перед читателем и обществом попросту бесполезно: об этом уже никто не думает. Читателю остаётся одно: думать своей головой, подвергать всё сомнению и воздерживаться от бездумных репостов очередного «креатива».