Уже более десяти лет в Европейском Союзе действует Постановление № 261/2004 от 11.02.2004 о правилах помощи и компенсации авиапассажирам при отказе в посадке, отмене или длительной задержке авиарейса.

Ели в поездке отказано или рейс отменён, авиапассажир имеет право возмещение стоимости или на альтернативный рейс, бесплатное питание и проживание.

В этих случаях, как и при длительной задержке рейса более двух часов авиапассажир имеет право на дополнительную денежную компенсацию от 250 до 600 Евро в зависимости от протяжённости рейса. Более детально изучить русский текст этого правового акта можно в Интернете.[1]

Ситуация является в мире распространённой. В первом полугодии прошлого года  от задержки и отмены рейсов пострадали четыре с половиной миллионов авиапассажиров, а  общий размер компенсации, которую им должны выплатить авиакомпании, составляет около двух миллионов Евро.[2] 

Но возможно ли и при каких обстоятельствах применить  эти правила в отношении российского авиаперевозчика при выполнении международного рейса? На первый взгляд, приходит поверхностный ответ: на российские предприятия  постановление Евросоюза не распространяется, поскольку этот правовой акт не относится к международным договорам России или актом  российского законодательства. К тому же российский авиаперевозчик не получал разрешения на воздушное обслуживание в Евросоюзе (лицензии). 

 Однако, давайте разберём подробнее элементы правоотношения по международной авиаперевозке пассажиров.[3] В силу обязательства международной перевозки перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику вознаграждение за оказанные транспортные услуги, при условии, что место отправления и место назначения находятся на территории разных государств или само перемещение осуществляется по территории иностранного государства.

Договор международной авиаперевозки имеет гражданско-правовой характер, но в силу наличия иностранного элемента относится к предмету регулирования международного частного права. Это влечёт  необходимость квалификации применимого права в конкретном правоотношении.

При полётах из России в одну из стран Сообщества и обратно исполнение обязательства осуществляется авиаперевозчиком на территории Евросоюза. Исходя из принципа действия закона в пространстве, в отношении физических и юридических лиц нормы права ЕС действуют на территории Евросоюза, включая аэропорты пункта назначения (отправления) и воздушное пространство. Названное Постановления ЕС № 261/2004 относится к актам международного частного права.

Статьёй 3 закреплено, что положения этого правового акта применяются в отношении всех пассажиров, отправляющихся из аэропортов, расположенных на территории стран – участниц Сообщества. Статьёй 2 (а) установлено, что к «обслуживающим  авиаперевозчикам» относится любой  авиаперевозчик, который осуществляет или намеревается осуществить рейс по договору с пассажиром, независимо от страны происхождения. Следовательно, эти положения распространяются на любых авиаперевозчиков, включая российских,  осуществляющих воздушное обслуживание пассажиров на территории Евросоюза.

Этот подход был поддержан решениями европейских судов. По изложенным правилам Верховный Суд ФРГ взыскал в пользу авиапассажира компенсацию за длительную задержку рейса в размере 600 Евро с американской авиакомпании «Дельта Эйрлайнс» (Delta Airlines Inc), представительство которой находится во Франкфурте на Майне. А при определении подсудности по месту вылета самолета из Франкфурта, суд применил положения § 29 Процессуального уложения ФРГ, несмотря на указание в договоре перевозки о применении права штата Джорджия (США).

Между тем, компания «Дельта Эйрлайнс» является американской, а не европейской. [4]  Высший суд Европейского Союза по делу Вегенер против авиакомпании «Ройял Эйр Марок СА» (Royal Air Maroc SA) постановил, что общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки рейсов применяются к воздушной перевозке пассажиров на основе единого бронирования, включая запланированную остановку в пути с момента отправления из аэропорта, расположенного на территории государства – участника ЕС, до прибытия в аэропорт, расположенный на территории государства, не являющегося членом ЕС, за пределами ЕС, в том числе и при замене воздушного судна. При том, что компания  «Ройял Эйр Марок СА», выступающая ответчиком по делу, не относится к авиаперевозчикам, происходящим из стран Сообщества. [5]

Начиная с апреля 2017 года,  права российских авиапассажиров международных рейсов также получили усиленную защиту благодаря ратификации Россией положений международной Конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28.05.1999). Во – первых, статьёй 22 установлена рамочная материальная ответственность перевозчика в пользу авиапассажира за задержку рейса или багажа (до 380 тыс. руб. на каждого пассажира).

Во – вторых, статьёй 33 предусмотрены диспозитивные правила подсудности таких исков, согласно которым: иск об ответственности может быть предъявлен по выбору истца либо в суде по месту нахождения перевозчика или его представительства, либо в суде места назначения перевозки.

В – третьих, статьёй 29 закреплено, что любой иск об ответственности при авиаперевозке, независимо от его основания, может быть предъявлен как на основании  Конвенции, так и на любом другом основании в пределах ответственности, предусмотренной Конвенцией (до 380 тыс. руб.), и без ущерба для определения круга лиц, которые имеют право на иск.[6]

В этом случае возникают особенности применения материально – правовых  норм международного права. При подаче иска пострадавшим авиапассажиром в российский суд по месту нахождения основного коммерческого предприятия российского авиаперевозчика суд будет применять нормы Монреальской конвенции, российское законодательство и правила международных авиаперевозок ответчика.

В частности, выполняя положения Конвенции, ПАО «Аэрофлот»  заявило, что за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения этот перевозчик уплачивает штраф в размере 25 процентов МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы. [7] Эти положения действуют на внутренних и международных авиарейсах.

Кроме того, авиапассажир международного рейса, пострадавший от любого российского авиаперевозчика, вправе подать иск и по месту заключения договора перевозки либо месту нахождения представительства перевозчика. То есть, при задержке (отмене) вылета из Мюнхена в Екатеринбург с пересадкой в Москве, иск пострадавшего пассажира к этому авиаперевозчику определённо может быть принят к производству одним из районных судов Мюнхена. Что соответствует подходу европейской судебной практики. 

В частности, уже упомянутое решение о взыскании компенсации с американской авиакомпании «Дельта Эйрлайнс», вынесенное  Верховным судом по правилам подсудности ФРГ. Или решение городского суда Франкфурта на Майне о взыскании компенсации и убытков в сумме 3.000,00 Евро с процентами с американской авиакомпании «Америкэн Эйрлайнс» (American Airlines) в пользу авапассажира за существенную задержку стыковочного рейса в США в связи с дефектом бензопомпы самолёта. Именно, опираясь на Постановление ЕС 261/2004, суд принял иск к своей подсудности и удовлеторил иск.[8] 

Допустим, иностранный суд на территории ЕС вынес решение о взыскании с российского авиаперевозчика компенсации и убытков в пользу пострадавшего авиапассажира. В этом случае признание и приведение в исполнение этого судебного акта в России может осуществляться на основании изложенных положений Монреальской Конвенции.

Среди проведённых мной дел по взысканию компенсации встречались разные авиакомпаний, происходящие из стран Сообщества. И каждый раз авиаперевозчики выплачивали положенные или согласованные суммы в пользу пострадавших авиапассажиров в досудебном порядке. Приведённый анализ выявляет правовые возможности для применения норм европейского законодательства об усиленной защите прав пассажиров, пострадавших от авиаперевозчиков третьих стран, включая российских. Часто путешествующим пассажирам с деловой целью это возмещение не вредно. [9]

 * * * * * 

[1]  URL: http://www.alppp.ru/...oveta-evropejskogo-soyuza.html

[2]  Данные исследования международной компании Air Help // URL: https://www.aviaport.ru/digest/2018/07/30/549331.html

[3]  © Адвокат Михаил А. Карташов, к.ю.н., разрешение на адвокатскую деятельность в РФ и ФРГ. Публикация 80 – 2019 от 05.04.2019 m.kartashov.advokat@gmail.com

[4]  Urteil des Bundesgerichtshofs. AZ: X ZR 71/10 vom 18.01.2011 // Juris Portal // URL: https://www.juris.de/jportal/portal/

[5]  Urteil des Gerichtshofs der Europäische Union. AZ: C – 537/17 vom 31.05.2018 // Juris Portal // URL: http://curia.europa.eu/juris/recherche.jsf  

[6]  Конвенция для унификации правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28.05.1999) // URL: http://docs.cntd.ru/document/901784390

[7]  Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» от 13.02.2019 № 77,

пункт 10.2.4 // URL: https://www.aeroflot.ru/..._passengers_and_baggage_ru.pdf

[8] Urteil des AG Frankfurt. AZ: 29 C 1352/10 (46) vom 07.10.2010 // Juris Portal // URL: https://www.juris.de/jportal/portal/  

[9] фото с портала https://www.piqza.de/

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.AG_Frankfurt_Anspruc​h bei Anschlussflüge​ außer EU91.4 KB
2.EUGH_Anspruch bei Fl​ugverspätung außer E​U Press159.8 KB

Да 11 11

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Климушкин Владислав, ugolovniy-advokat, user18320, Костюшев Владимир, Филиппов Сергей
  • 06 Апреля 2019, 08:59 #

    Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за весьма полезную публикацию! (handshake)

    +4
    • 06 Апреля 2019, 11:29 #

      Благодарю Вас за отзыв, уважаемый коллега! Искренне желаю Вам успешного проведения конференции и дальнейшего развития портала! С уважением, Карташов

      +2
  • 06 Апреля 2019, 09:10 #

    Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за публикацию!
     В последнее время бронирую и оплачиваю авиабилеты онлайн.
    В этом случае, местом заключения договора будет являться мой домашний адрес (или адрес гостиницы, если в поездке), либо головной офис авиаперевозчика?

    +6
    • 06 Апреля 2019, 11:27 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, благодарю Вас за отзыв!
      Вы задали проблемный вопрос… Продажа авиабилетов может быть организована как агентом — посредником, так и непосредственно авиаперевозчиком. Не вдаваясь в детали, по моему мнению, местом заключения договора авиаперевозки является место нахождения коммерческого предприятия перевозчика или его представительства. Но правовое значение при международных авиаперевозках имеет также и место исполнения обязательства. А таким местом является пункт отправления — аэропорт вылета авипассажира. С уважением, Карташов

      +3
      • 06 Апреля 2019, 11:35 #

        Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за развернутый ответ!
        Если правильно понял, то суды европейских государств, могут рассматривать иски касающиеся авиарейсов, вылетающих из европейских аэропортов, а рейсы вылетающие из России, подпадают под их юрисдикцию, только в том случае, если в государстве прибытия (в ЕС), имеется представительство авиакомпании?

        +3
        • 06 Апреля 2019, 12:18 #

          Уважаемый коллега, по моему мнению, Вы правы в том случае, если обслуживающим авиаперевозчиком является авиакомпания, происходящая из Евросоюза. Но подсудность европейскому суду по месту нахождения представительства российского авиаперевозчика в ЕС не исключается при следующих условиях: 1) договор перевозки на рейс в обеих направлениях (туда-обратно)  заключён по месту нахождения представительства в ЕС; 2) пунктом отправления являлся аэропорт, расположенный на территории Сообщества; 3) задержка или отмена рейса произошла на пути следования в Россию или на обратном пути из России в аэропорт назначения Сообщества. 
          С уважением, Карташов

          +3
  • 06 Апреля 2019, 09:51 #

    Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за глубокий анализ вопроосов авиаперевозок!

    +2
    • 06 Апреля 2019, 11:30 #

      Благодарю Вас за отзыв, уважаемый коллега!
      С наилучшими пожеланиями, Карташов

      +3
  • 06 Апреля 2019, 21:58 #

    Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за интересную практику! Надо, конечно, подумать, а может ли российский гражданин вчинить подобный иск российской авиакомпании при международной перевозке? Представляю себе удивление суда, когда штраф идёт по норме международного права, а сверху на всё это падает наше российское правило из Закона «О защите прав потребителей» о 50% штрафе на все взыскиваемые судом суммы за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке! Интересно может получиться…

    +2
    • 07 Апреля 2019, 10:32 #

      Благодарю Вас за отзыв, уважаемый Владислав Александрович! 
      По моему мнению, при наличии изложенных оснований для обращения пострадавшего российского пассажира к российской авиакомпании по подсудности в один из судов ЕС, будет применяться европейское законодательство. В российском суде могут быть применены правила Монреальской конвенции, положения Воздушного кодекса РФ и правил перевозок пассажиров. То есть, основания и размеры ответственности авиаперевозчика за задержку и отмену авиарейса ограничены этими положениями.  Исходя из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.12 № 17,  соглашусь с Вами, что российским судом могут быть применены и правила ответственности перевозчика за нарушение сроков рассмотрения требований потребителя. С уважением, Карташов

      +1
  • 14 Апреля 2019, 01:17 #

    Уважаемый Михаил Александрович, весьма поучительная статья! Благодарю Вас!

    0

Да 11 11

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Компенсация за задержку или отмену международного рейса от российского авиаперевозчика » 2 звезд из 5 на основе 11 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации