Здравствуйте, уважаемые участники «Праворуба»! В сегодняшней заметке я расскажу про дело об административном правонарушении.
В начале марта 2021 года мне позвонила моя хорошая знакомая с просьбой оказать ей юридическую помощь. Она будет просто – К.Н.А. (о, первые три буквы). На мой вопрос, что случилось мне дали короткий ответ: «ДТП» (снова три буквы!) c телесными повреждениями.
Эмм… ГПК брал… УПК брал… АПК брал… КоАП – не брал. На что мой будущий доверитель сказал коротко и ясно: «Я доверяю только тебе».
Исходя из рассказа К.Н.А., получалось следующее.
Утром 09.03.2021 она ехала на своем автомобиле по одному из районов Ленинградской области. Погода была нормальной, шел небольшой снежок, видимость была приличной. Дорога, естественно, была покрыта снегом.
После пересечения перекрестка, набирая скорость, колесо машины попало в колею. В колее находился лёд (опять три буквы), и после машину развернуло и начало заносить к обочине. И вот багажник машины задел будущую потерпевшую, стоявшую на остановке.
Учитывая, что событие было после Международного женского дня, у меня возник резонный вопрос: алкоголь, наркотики, лекарства или иные одурманивающие вещества? И не лги царю! Категорическое: «Нет!».
Таким образом, за рулем, сидел абсолютно нормальный необсаженный выспавшийся водитель, который управлял технически исправным автомобилем менее 2 (двух) часов. Примерно, через 10 минут недалеко от места происшествия остановился автомобиль, оттуда вошли двое мужчин и поинтересовались, что произошло.
К.Н.А., мельком глянув на них, сразу поняла, что спрашивают сотрудники полиции. Их ни с кем не спутаешь, учитывая, что они были в форменном обмундировании и подъехали на автомобиле с символикой МВД (три буквы…).
К.Н.А. сразу сказала, что готова все оформить и по возможности компенсировать причиненный ущерб. Но тут свое слово сказала потерпевшая. Они категорически отказалась от какого - либо оформления наезда, попросила позвонить сыну, чтобы он ее забрал.
Сотрудники полиции, переспросили, может, послышалось? Вчера же все -таки праздник был. Нет, все так, ничего не оформлять, передать сыну, лечение народными средствами.
После такого финта полицейские начали объяснять потерпевшей, что если ей станет хуже и она обратится в больницу, то не надо говорить, что ее сбила машина, а это просто бытовая травма. Или у К.Н.А. будут большие проблемы. Потерпевшая все поняла, кивнула, сказав: «No pasarán!», отчалила на приехавшем сыне.
На следующие сутки ей стало похуже, она обратилась в травмпункт. На вопрос врача что случилось и откуда травмы, ответила, не задумываясь: «Эх вы, серость! Это ж бубль-гум!». В общем, сразу рассказала про ДТП. И дальше по схеме: запись в медкарту, телефонограмма в полицию, здравствуйте, мы вас ждем – причипуриваемся на объяснения по ч.2 ст. 12.24 КОАП РФ.
Инспектор посмотрел на меня, отметил праздничный цвет моего костюма.
-Защищать доверителя и давать объяснения всегда для меня праздник! Давайте сократим время. Вы нам бланк, а мы Вам собственноручные объяснения.
Потом поменялся инспектор, ведущий административное расследование, пригласил на осмотр автомобиля. В ходе осмотра инспектор обмолвилась, что, мол, К.Н.А. то, возможно, покинула место происшествия.
На что я заметил, что это все гнусный пасквиль, никто не покидал, более того, там были полицейские, да еще и из ГИБДД. Так что оставление места ДТП исключается. И у меня даже есть видеозапись этого факта, так что придется установить личность этих сотрудников полиции, опросить, в том числе, отметить факт отказа потерпевшей от оформления происшествия.
-Откажете в ходатайстве и ладно. Я потом в Следственный комитет пойду, напишу заявление и дам следователю кубики с цифрами 2, 8, 5, 2, 8, 6, 2, 9, 3 и пускай он собирает интересные ему комбинации.
Инспектор меня услышала, удовлетворила ходатайство, установила инспекторов и взяла объяснения, которые все подтвердили. Далее было установлено, что у потерпевшей вред здоровью средней тяжести. Фуф, остаемся в административке.
В отношении К.Н.А. составили протокол. При описании правонарушения инспектор ни то, что пункт, даже трех букв ПДД не упомянула. Я отфографировал полностью материалы дела и мы с К.Н.А. летящей походкой вышли в май…
Итак, курим практику суда субъекта. Тааа-ааа-к…
Лишение, лишение, лишение, штраф, лишение, штраф, штраф, штраф… О, отмена! А истек срок привлечения, нам не светит… Штраф, лишение, лишение, штраф. Понятно.
Читаем материалы… Так, возбуждение, рапорта, объяснения, СТС, ПТС, протокол осмотра места совершения административного правонарушения от 01.04.2021, прикольно, месяц спустя осмотрели, когда снег сошел, солнышко уже пригревало, да еще и дату корректором замазали. Копия первого листа протокола, дата 08.04.2021… Коряво исправили на цифру «8», а факт исправления не удостоверили…
Далее… Наши документы, объяснения инспекторов, акт медицинского освидетельствования… Чего? Ну-ка, что там ст. 26.4 КОАП РФ? Все по – прежнему, эксперт дает заключение. Два листочка всего… Средний вред… Эксперт об ответственности за дачу заведомо ложного заключения не расписался… Да и где? Даже такой строки в акте нет. Молодец…
Поехали мы в суд.
— Какова процедура рассмотрения? – спросила меня К.Н.А.
— Установят личность, разъяснят права, спросят насчет вины и т.д.
— А что насчет вины?
— Не признаю.
— Почему это?
— Лучше жить честно. Но если не получается – воруй. Но лучше – не попадайся. Но если не получается – то не признавайся. Но – если не получается – бери все только на себя, за группу – больше дают. Признать вину всегда успеешь, хоть перед удалением судьи для вынесения постановления.
— Мне бы штраф, а если лишат прав – больше никогда за руль не сяду.
Перед тем как зайти в зал я попросил К.Н.А. ничему не удивляться, особенно, когда я буду заявлять ходатайства. Потерпевшая не пришла.
Не успели мы войти, как судья нам прямо на пороге объявляет:
— Знаете, я вообще редко прав лишаю, обычно штраф назначаю…
— Ваша честь, это прекрасно! А можно мы ходатайства заявим?
— А, да, пожалуйста.
— Прошу приобщить документы о возмещении вреда потерпевшей. Сумму она (потерпевшая) не обозначала, но все равно доверитель попытался хоть как – то возместить.
— Хорошо, молодцы.
— Прошу исключить протокол осмотра места совершения административного правонарушения, на первом листе дата 01.04.2021, на копии листа уже 08.04.2021.
— Однако…
— Согласен, так осмотр – то для галочки. Но тем не менее. И вот еще. Прошу Вас прекратить производство.
— С чего бы это?!
— Так в материалах дела какой-то акт медицинского освидетельствования, а не заключение эксперта.
— Уважаемый защитник, у нас, к сожалению, в районе нет подразделения судебно – медицинской экспертизы и 3 КСОЮ признает эти акты допустимыми.
— Ну и ладно, но вот акт все равно исключать надо. Эксперт не предупрежден об ответственности, а раз не предупрежден, значит, недопустимое доказательство. И протокол об административном правонарушении тоже надо того…
Судья начал листать дело… Думаю, труба. Если дело поступило, то не факт, что читано. А если читано, то не полностью. А если полностью, то неправильно понято. А если правильно понято, то с обвинительным уклоном.
— Через месяц приходите, ознакомлюсь внимательно с ходатайством.
Через месяц в заседании нам просто, без фанфар, салюта и конфетти вручили постановление о прекращении производства— Это, блин, как? — спросила К.Н.А.
— Как говорил мой бывший руководитель: «Вы – юристы любите докопаться до нюансов и мелочей». Вот, собственно, тебе и нюансы. Кстати, постановление вступит в силу, можем взыскать расходы на защитника.
— Здорово, а как? – уточнила К.Н.А.
— Перефразируя одну известную песню:
Москва — звонят колокола.
Казна — есть адвокат, значит, не беда!
Казна — расходы возмещать пора!
Ведь адвоката надо кормить иногда.
P.S. Потерпевшей мы возместили вред, не встречаясь с ней. Заключили с банком договор вклада, оформили на потерпевшую банковскую доверенность (данные взяли из дела) и по адресу регистрации написали письмо. В письме сообщили, что она может зайти в любое отделение и, предъявив паспорт, получить деньги. Что, собственно, она и сделала.