-А ты зачем бежал?
-Все побежали и я побежал.
(из к/ф «Джентльмены удачи»)
Здравствуйте, уважаемые участники «Праворуба»!
Сегодня окончание истории про моего Доверителя, обвинявшегося в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство).С чего все начиналось – написано здесь.
Мы остановились на окончании стадии предварительного слушания, где предсказуемо было отказано в удовлетворении заявленных ходатайств.Было еще одно ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору, в том числе по основанию неясности даты дачи руководителем следственного органа согласия о направлении дела прокурору с обвинительным заключением.
В копии, врученной стороне защиты, эта дата была то ли 12.11.2021, то ли 17.11.2021 – непонятно. Одним словом, обвиняемый и адвокаты перетопчутся, а вот для прокурора мы постараемся и выведем 27.11.2021 (уважаемая публика рассудит, сравнив приложенные документы). Странно, что не исполнили исчезающими чернилами для подстраховки.
По данному поводу прокурор легкомысленно заявил, что никаких проблем, вызовем в заседание руководителя следственного органа, допросим (дословно) возьмем анализы, мазки и узнаем всю подноготную.Назначили дату первого судебного заседания. Перед началом судебного следствия и рассмотрения дела в целом, я сказал Василию, что на несколько месяцев необходимо взять себя в руки, отказаться от употребления алкоголя, являться в суд стеклым как трезвышко, опрятно одетым, о деле посторонним не рассказывать.
В ходе судебного следствия потерпевший С. повторил свои показания, данные на предварительном следствии. Да, знакомы не один год, бывало выпивали вместе, никогда ни до, ни в день события каких – либо конфликтов не возникало. В день происшествия он зашел к Василию, так как тот настойчиво приглашал его отметить прошедший день рождения, он согласился.
С. сидел спиной к стене, по левую руку от него находилось окно, обрамленное занавесками, по правую руку чуть напротив сидел Василий. Выпили одну, другую, разговаривали о каком – то суде Василия, а потом он (Василий), молча, схватил нож и ударил его три раза – один в область горла и два раза в район расположения сердца. Брызнула кровь. Учитывая, что он бывший сотрудник милиции, то он выбил нож из рук Василия (прихвастнул, на предварительном следствии этого не было), сказал свое знаменитое: «Василий, что ты делаешь?», взял куртку и ушел к себе.
Дома он плохо себя почувствовал, прилег отдохнуть. И то ли заснул, то ли потерял сознание, но пришел он в себя от ударов в дверь. В дверь бились сотрудники полиции, которые пошли по каплям крови от квартиры Василия и дошли до квартиры С. Потом он в сопровождении сотрудников полиции спустился вниз, погрузился в машину скорой помощи и уехал в больницу, которую покинул на следующий день, поскольку ему надо было на работу.
Свидетель В., не являвшийся очевидцем событий, пояснил, что знает потерпевшего С. В день происшествия ему позвонил общий с С. знакомый и сообщил, что с потерпевшим что-то случилось. Предложил подойти по адресу, мало ли какая помощь понадобится. Подойдя к дому, он увидел машину полиции, потом зашел в подъезд, где на первом этаже сотрудники звонили в квартиру Василия.
Спустя 15 минут дверь была открыта, и он увидел часть пола, измазанную кровью, увидел Василия в состоянии алкогольного опьянения (интересно, как это он определил?), который говорил, что на него напали. Свидетель И. сказал, примерно, тоже самое. Только он четко слышал крики Василия о помощи и том, что его убивают.
Насчет свидетеля И. были небольшие опасения, поскольку в октябре 2020 года он получил судимость по ч.1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), ч.1 ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). Преступления были совершены в отношении… Василия. И именно тогда Василий получил перелом шейки бедра.
Свидетель С.В.З. — сотрудник полиции, прибывший на место происшествия и первоначально опросивший Василия об обстоятельствах произошедшего, в суде показал, что Василий при опросе сообщил ему, как минимум, 5 (пять) версий произошедшего. Но при допросе в суде С.В.З. смог вспомнить только 2 (две) версии, и те были, как раз о том, что на Василия сзади напал неизвестный и требовал отдать ему деньги, а Василий оборонялся.
В связи с тем, что потерпевший С. не особо шел с нами на контакт, а ущерб как — то надо возмещать, мы направили Василия в ПАО «Зеленый банк» открыть вклад и оформить доверенность на потерпевшего С. с правом снимать деньги и осуществлять переводы по своему усмотрению. Документы приобщили к материалам дела. Дальше началось исследование доказательств уголовного дела.
Государственный обвинитель сразу оговорился, что если у защиты есть пожелания, то он подробно остановится на исследование определенного доказательства. Очень любезно. Нас интересовал протокол осмотра места происшествия, а там был просто караул.
1. Как потом установит суд, Василий был в состоянии алкогольного опьянения, тогда непонятно как они получили его согласие на осмотр квартиры и вообще насколько это законно.
2. Потерпевший С. говорил, что удары ему наносили ножом, когда он сидел у окна, обрамленного занавесками, брызнула кровь, он встал и выбил из рук Василия нож. Вот только проблема в том, что крови на занавесках не обнаружили, дорожка из капель крови начиналась от ящиков со столовыми приборами (место, на которое указывал Василий, когда он наносил удары ножом неизвестному), а нож вообще оказался, примерно, в 3 (трех) метрах от места удара, да еще и в комнате.
3. Потом по протоколу читаем, что обнаружен предмет, похожий на нож, а ближе к концу протокола вдруг резко на ноже появляются пятна бурого цвета (это как? Нашли нож, отложили, потом вспомнили, что раз нож и кровь, то надо бы нож окунуть в кровь для достоверности. Так что ли?).
4. Непонятно откуда сняли какие – то 6 (шесть) липких лент и до кучи откуда — то взяли смывы бурого вещества с контрольным тампоном.
5. И при прочтении протокола осмотра места происшествия что – то я не увидел, что все изъятые предметы упакованы, снабжены печатями, подписями. Но на экспертизы все поступало упакованным, с подписями и печатями. Чудеса!
Заседание отложили. А вот дальше все закрутилось в такую спираль, что я до сих пор не понимаю, что это было за «what the fuck?». Уже наступило лето. Мне позвонил друг Василия, который и попросил оказать ему помощь. Друг сообщил, что Василий, мягко говоря, кутить изволит. При этом в один день он умудрился опрокинуть на себя горячий кофе, поскользнуться на нем, нехило ушибить руку и повредить ключицу с подозрением на перелом.
Василия он немного в чувства привел, и будет его навещать до заседания. Василий клятвенно обещал мне дойти до врача, показаться и оформить больничный. Время шло, а Василий нет. В день заседания я набрал его в 9 утра и спросил как он.
-У меня все хорошо, отлеживаюсь, боль немного успокоилась.
-Тогда в 15 часов тогда встречаемся в суде.
-Вы знаете, Константин, я сегодня не приду. Полежу побольше, приду в следующий раз огурцом.
Я чуть трубку не воронил, потому как оху… удивился одним словом. Сидит по ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ на подписке, корячится больше 10 лет, а он придет как – нибудь потом.
-Значит так, Василий. Собираем тело в организм и резвым кабанчиком к 15 часам прибегаем в суд. Я, честно говоря, не хочу нести какую – либо ответственность за то, что Вас отправят в СИЗО. Да и на воле, наверное, лучше общаться, чем в изоляторе, правда?
Василий сидел перед залом. Следы прошедшего были видны невооруженным глазом, но все же лучше прийти, чем небо в клеточку. Заседание быстро отложили из-за того, что сменился обвинитель, так как прошлый ушел в отпуск, и с делом она не знакома. Сбор в начале августа. Василий чуть успокоился и довольный вышел из суда.
27 июля я позвонил Василию, проверить как он. Как и предполагал, заплетык языкается, не внял он совету. Василий клялся честным словом пацана, что 02.08.2021 он явится в суд, как штык. Договорились созвониться еще в субботу, чтобы убедиться, что он пришел в себя.
В пятницу вечером телефон Василия оказался вне зоны действия сети. Мало ли, может, выключился. В течение субботы один телефон оставался вне зоны, второй заблокирован. Звоню другу. Та же ситуация: да, разговаривали несколько дней назад, фестивалил, но обещал наложить себе в руки… ой, взять себя в руки, прийти в суд.
Я попросил товарища, по возможности, заехать к Василию домой, ему по пути и позвонить. Что-то нехорошее предчувствие. Друг съездил, сказал, что звонился и долбился в дверь минут 15, потом еще полчаса сидел на улице, никто не отозвался. В воскресенье вечером я уже поехал сам на другой конец Петербурга в город – спутник.
Поскольку нет прямого запрета проводить адвокату оперативно – розыскные мероприятия, именно этим я и занялся. Осуществлял наблюдение из кустов (проходившие мимо люди думали, что я там совершаю мелкое хулиганство), ПЗД (прослушивание закрытых дверей собственным ухом), опрос соседей, которые пояснили, что видели Василия в пятницу вечером, выбегавшего в магазин, осмотр квартиры, расположенной на первом этаже, свисая на решетке…
Никакого результата, нет Василия и все тут. Наступил день, который боится каждый Илья, отслуживший в ВДВ, и работающий в РЖД. Все – таки я надеялся, что Василий придет. Всякое же бывает, забыл телефон зарядить, денег положить, тем более, что он всегда с ребенком на связи был.
Но он не пришел. Друг Василия тоже не знал, где он, а телефонов родственников у меня не было (одни жили далеко, жена с ребенком уехали в другой субъект). С этих пор у меня к соглашению идет приложение с телефонами родственников (прикрепил). Суд, прежде чем объявить Василия в розыск, трижды отложил заседание.
Гособвинитель больше переживал за то, что выплатили ли адвокату вознаграждение. В заседании от 02.08.2021, потерпевший сообщил о том, что накануне к нему заходил какой – то парень, весь в наколках, и предлагал разойтись миром. Они пилят квартиру Василия, а потерпевший отказывается от претензий по поводу аллергии на ножевые ранения.
Потерпевший его послал, а через час вышел на балкон и увидел… Секретарь любезно позвонила и сообщила, что Василия нашли и он в Крестах. Помните, как в мультфильме: «Трям! Здравствуйте!»:
Адвокат! Белый воротник, как у лошадки!
Адвокат! Мчит в СИЗО он без оглядки!
Не смотри на нас сурово так, Адвокат!
На свободу проводи ты нас, Адвокат!
Василий ничуть не удивился моему появлению и рассказал потрясающую историю на грани идиотизма. После того, как он повредил руку и ключицу, в перерыве между заседаниями, он успел попасть в больницу, где ему все вправили. Потом, выходя из больницы, он вызвал такси, водитель которого оказался: «Тааааким хорошим парнем, Константин!».
Помимо того, что парень хороший, так он еще и общительный, и знает всех правоохранителей в районе проживания Василия. Мол, адвокат твой, Василий, редиска, я твою делюгу в два счета закрою.
Действительно, в субботу (накануне 02.08.2021) после обеда они подъехали к суду, добрый таксист зашел в суд, побыл там минут 15 – 20, вышел с постановлением, в котором говорилось, что дело прекращено. Потом они поехали к Василию домой, где он собрал вещи, сел в микроавтобус (именно это увидел потерпевший) и поехал со спокойной душой к брату в Москву.
-А Вас вообще никак не смутило, что дело прекращено, но не звонит адвокат?
-Так, я в постановлении увидел Вашу фамилию и успокоился.
-А как моя фамилия?
И Василий посмотрел на меня широко открытыми глазами. И молчал. Потом я запросил документы, и выяснилось, что Василий продал квартиру в начале сентября, а еще через месяц квартира продана еще раз, и на ней имеется обременение в виде ипотеки. С регистрационного учета Василий тоже снялся.
Потом Василий рассказывал о том, что побыл какое – то время в Москве, вернулся в Петербург, опять встретился с этим «Тааааким хорошим парнем, Константин!», который глушил его целый месяц водкой и таблетками, возил по съемным квартирам. А в один день вдруг так неожиданно говорит: «Василий, а поехали кофе попьем!».
Василий согласился, они приехали на заправку, таксист пошел оплачивать бензин, а к Василию подошли полицейские спросить документы, а потом наручники, ИВС, СИЗО.
-Как в камере обстановка?
-Да у меня все хорошо, люди нормальные, питание три раза в день, есть горячая вода, туалет огорожен. Знаете, здесь аджичку такую вкусную дают, но редко. Почаще бы…
Вот он предел счастья, горячая вода, огороженный туалет, аджика. Не хватает женщин и водки… А так прям пансионат. Прокурор быстренько сказал свои прения, запросил 6 (шесть) лет в колонии строго режима. У меня прения получились чуть-чуть объемнее.
На первых трех листах прокурор смотрел в потолок и вздыхал, к началу 5-го листа вдруг начал листать надзорку, к концу 8-го листа судья начала делать записи номеров листов дела и открывать их. После окончания суд возобновил судебное следствие в связи с тем, что в прениях прозвучали сведения, которые не исследовались судом, в том числе корявые даты в обвинительном заключении (ага, а также не взяли анализы и мазки).
Через пару недель руководитель следственного органа, допрошенный, судя по всему, как специалист в области графологии, показал, что адвокатам померещилось, и это точно 27.11.2021, а не какая – то другая дата. Прошли прения по второму кругу.
Василия признали виновным и назначили наказания в виде 6 (шести) лет лишения свободы. Насчет выступления защиты… Да ладно, все доказательства собраны с соблюдением норм УПК РФ. Да, и подсудимый находился в состоянии опьянения. Не было освидетельствования? Наплевать, есть же показания свидетелей. Давай, до свидания!
В апелляции жалобу воспроизвели буквально дословно, повторно исследовали доказательства, о которых просила защита, заслушали прения и дали последнее слово подсудимому. До заседания Василию была дана инструкция о том, что говорить коротко и по существу: «Умысла не было, убивать не хотел, отменить приговор».
А Остапа – то понесло… Потерпевший и негодяй, и подлец, и мерзавец. И из милиции его выгнали за пьянство, вымогательство и взятки. И вообще, почему его нет в зале? Достаточно базовых знаний физиогномики, чтобы понять, что это за человек. Да и что с потерпевшего взять, если они аки быдло, не прочитавшее ни одной книги, да и книг у него нет дома…
Заканчивали мы цитированием Мольера… Прокурор смотрел на меня с сочувствием, Василия несло и несло, я уже в открытую машу ему рукой: упокойся, мы все поняли, не надо… Мама!
Хорошо, что рассматривают только жалобу стороны защиты. Было бы представление прокурора или жалоба потерпевшего, то после такого выхода с цыганочкой Василию накинули бы еще пару лет (ст. 389.24 УПК РФ). В итоге суд апелляционной инстанции оставил приговор без изменения, а апелляционную жалобу – удовлетворения.
Это все, что я могу рассказать о «пользе» бега на подписке о невыезде.