Суть спора
Итак, некий гражданин М., двигаясь на БМВ по городу Уфе со скоростью 50-60 км/ч, попал колесом в яму. Шины и диски правых колес, бампер, подкрылок, рычаг передний правый, подшипник ступицы переднего правого колеса, амортизатор передний правый – это только то, что явно было повреждено. То, что увидел эксперт-оценщик. И было бы это обычным делом, но …
«Но» заключается в том, что эксперт-оценщик, только лишь на основании неких указаний дилера по замене рулевого механизма после аварий, включил в список поврежденных деталей и узлов полностью рулевой механизм, и сумма ущерба возросла неимоверно.
Если верить дилеру, то установить повреждения рулевого механизма он не может, сложно и дорого это для него, но если у вас, например, кто-то царапнул диск колеса, то смело взыскивайте с него и на новый рулевой механизм. Точнее,
«при авариях или аварийных ситуациях может произойти повреждение рулевого механизма под влиянием ударных нагрузок. Рулевой механизм может внешне выглядеть неповрежденным. Тем не менее, у него могут иметься с трудом обнаруживаемые дефекты. Такие дефекты очень опасны, потому что могут привести к выходу рулевого управления из строя. Проверка отдельных деталей рулевого механизма сопряжена с большими затратами и поэтому не оправдана. Однако о состоянии рулевого управления можно судить по деталям и узлам, которые лучше поддаются проверке».
Короче, машина немецкая, а скрепы наши, русские – на всякий случай взыскать (обыскать, осудить, конфисковать, …), а там видно будет. Странно даже, что владелец дороги с ямой эти скрепы не понял и платить за чужие ямы и возможные повреждения не захотел.
Экспертная задача
Экспертам надо было отделить результат именно этой ямы от результатов всех предыдущих ям.Как правило, в нашем судопроизводстве, считается, что причинно-следственная связь между ненадлежащим содержанием дороги и наступившими последствиями может быть подтверждена фотографиями, свидетельскими показаниями, заключениями экспертизы, справками ГИБДД. Яму сфотографировали, свидетель слышал громыхание, справка ГИБДД есть? Да какой трасолог, а их везде тучи, скажет «стоп, ребята»? Однако, затормозить научно-технический прогресс еще никому не удавалось. Даже трасологам. Давайте научно рассмотрим колесо автомобиля, оказавшееся над ямой.
При движении перед ямой упругая часть подвески колеса сжата так, что силы упругого сжатия равна нагрузке на колесо, то есть зависит от массы автомобиля и его загрузки. Когда колесо проезжает край ямы, то оно не может сразу же упасть на дно, хотя вниз на него действует сила упругого сжатия подвески, которая становится все меньше по мере расжатия и меньше давит на колесо. В другую сторону действует сила, вызванная перетеканием жидкости или газа из одной полости амортизатора в другую. Эта сила зависит от скорости перемещения колеса – чем больше скорость, тем больше вязкое сопротивление.
То есть сила, действующая на колесо, оказавшееся без опоры, с одной стороны пропорциональная сжатию подвески с учетом коэффициента ее упругости E, с другой стороны – скорости расжатия подвески с учетом ее вязкости (демпфирования) D. Или, согласно второму закону Ньютона, масса колеса с иными деталями, умноженная на его ускорение, в каждый момент времени равна силе сжатия, зависящей от сжатия в данный момент, плюс силе вязкого сопротивления, зависящей от скорости расжатия. А это описывается дифференциальным уравнением, которое можно проинтегрировать, так как коэффициенты упругости и демпфирования известны для каждого автомобиля.
Оказывается, что колесо вначале набирает скорость вниз, но по мере расжатия подвески скорость уменьшается, а затем начинает падать. В данном ДТП за время проезда ямы глубиной 14 см колесо успело опуститься вниз на не более чем на 5.8 см. Это расстояние невелико, и тогда известна остаточная сила упругого сжатия при ударе о противоположенный край ямы. Величина этой силы меньше, чем нагрузка на колесо при полностью загруженном автомобиле, или не превышала эксплуатационную нагрузку.
То есть эта конкретная яма могла вызвать повреждения диска и шины в силу их непосредственного контакта с краем ямы. А все остальное нажито на других ямах.
Итоги
Эта статья развеяла миф о том, что наезд на яму обязательно сопровождается опусканием колеса на дно ямы и огромными ударными нагрузками на подвеску автомобиля.Суд взыскал с организации, обслуживающей дорогу, за диск и шину, а с потерпевшего – за эту экспертизу. Мораль – как в той басне, когда голодная Лиса два часа гналась за вкусным Зайцем, который быстро бегает. Не догнала. Тогда она съела грязного скользкого дождевого червяка, который медленно ползает.
Для адвокатов и юристов в этой статье показан еще один способ борьбы с потребительским экстремизмом или защиты своих прав и обоснования требований, в зависимости от ситуации. Для экспертов – способ расчета движения колеса, оставшегося без опоры.