Из доклада В.И. Ленина на заседании Петроградского Совета 25 октября 1917 г.
Именно так я подумал вчера, 16 апреля 2013 года, в Москве, на конференции «Экспертиза ДТП: международная практика и инструменты», которую провела Европейская экспертная группа при поддержке МАДИ.
Гости из Австрии, Словакии и Германии профессор Густав Касаницкий, доктора Андреас Мозер и Конрад Михаэль Хайнц-Вейде подробно рассказали о международной практике реконструкции обстоятельств ДТП, валидации программного обеспечения и перспективах развития.
Профессор Густав Касаницкий подробно рассказал о практике реконструкции ДТП с использованием программы PC-Crash производства Dr. Steffan Datentechnik GmbH (Линц, Австрия), привел многочисленные примеры, в том числе указал на экспертные ошибки при применении этой программы. Но об этом позже.
В другой статье я расскажу о судебном процессе в Минске, где эксперт-неумеха применил PC-Crash и что из этого вышло.
Доктор Конрад Михаэль Хайнц-Вейде основную часть своего доклада посвятил валидации программы, показал множество роликов с нестандартными краш-тестами, которые были произведены для тщательного изучения некоторых схем ДТП. Поразительно, но в том числе для реконструкции некоторых конкретных ДТП немцы проводят краш-тесты, чтобы надежно установить истину. Очень много сил и средств затрачено на краш-тесты и изучение столкновений автомобилей с мотоциклами. Много внимания доктор Хайнц-Вейде уделил и «черным ящикам» и исследовании ДТП с помощью их информации.
Доктор Андреас Мозер, научный руководитель проекта PC-Crash, рассказал о некоторых особенностях программы PC-Crash, сделавшей ее стандартом в мировой практике реконструкции ДТП. Прежде всего – это алгоритм оптимизации, позволяющей уточнить «черновое» решение, полученное экспертом в первом приближении.
На рисунке ниже показано множество решений, которые последовательно перебрала программа-оптимизатор для двух автомобилей.
По горизонтальной оси – скорости автомобилей в момент столкновения, по вертикальной оси – ошибка расчета. Как видно из рисунка, истинная скорость синего автомобиля (синие точки) около 43 км/ч, красного – около 4 км/ч, там где ошибка стремится к нулю.
А вот остальное множество точек должно весьма заинтересовать адвокатов, когда очередной горе-эксперт, получив с помощью PC-Crash первое попавшее решение (любую пару точек на рисунке) гордо заявит в суде, что он пуп на этой земле, и никто, кроме него.
При этом разработчики PC-Crash считают, что всегда есть основания ожидать 20%-ю погрешность расчета даже при корректных исходных данных.
Почему же я начал эту статью со слов о свершившейся революции? А вот почему. Последние 15 лет я продвигал идею замены гипотез, заложенных в импульсные модели расчета, на расчеты методом конечных элементов. Эти технологии я достаточно обкатал на более чем 700 экспертных исследованиях, многократно сравнивал с результатами инженерных моделей. Да, там где условия ДТП близки к условиям краш-тестов, расчеты разными методами практически идеально совпадают. Но ДТП бывают разные, и всегда надо иметь запасной вариант.
В общем, оценка инженерным методам и перспективам развития мною была дана правильная. Это и подтвердил доктор Андреас Мозер в своем докладе. В следующей, 10-й версии программы PC-Crash, появится возможность производить прочностные расчеты методом конечных элементов.
Все умные думают одинаково! Неважно, сами немцы додумались, у меня или американцев подсмотрели – научно-технический прогресс привел их именно к этому решению задачи и выбору именно этого направления развития.
Моя правота подтверждена извне. А страна должна знать своих героев. Поэтому самое время еще раз вспомнить поименно тех, кто последние полтора десятка лет мешал научному прогрессу своей собственной страны, или, говоря сталинским языком, занимался вредительством. Про «основоположников» от овощей я уже писал. А под кого они, потеряв совесть и забыв про научную этику, радостно хрюкая, ложились? Чьи желания выполняли? Кто главные враги собственного народа?
Главный, конечно – это Замиховский Михаил Исаакович, бывший заместитель директора РФЦСЭ. Я уже писал в одной статье про судебную экспертизу в РФЦСЭ и одну неприятную историю, в результате которой наш фигурант оказался в Израиле. Он все сделал для того, чтобы не допустить новые методы в автотехническую экспертизу, а меня ошельмовать. Но самый главный – это бывший директор РФЦСЭ Николай Николаевич Лобанов. Это из-за него сертификаты негосударственных экспертов сейчас в народе именуются «лобановками».
Что только он не делал в приступах идиократии. Рассылал письма с непрозрачными намеками, что там де, у Никонова, не совсем научно, нами не применяется. Указывал мне на недопустимость применения научных методов, одобренных РАН. И вообще признавал меня ненаучным, собрав для этого соратников, почему-то именуемых себя «ученым советом», и плачась о том, что я ему когда-то что-то не представил. В общем, резвился, как таракан в банке.
Подводя итог статье, могу сказать, что вчерашняя конференция стала рубежным этапом в моей жизни. Научный-то спор с идиократами давно был закончен, после решения РАН еще в 2005 году. А теперь я вообще уже не один. Уже легче. И теперь степень дурости «основоположников» видна всем абсолютно, кроме, возможно, их самих.
Поэтому спасибо вам, Густав, Андреас и Конрад!