После публикации статьи «Двойка за приговор, или как судья сам произвел экспертизу ДТП» появился комментарий праворубского новичка, всей душой разделяющего беспокойство экспертов МВД о численных методах. Простим ему, новичку, формулировку вопроса. Он, по смыслу, видимо, должен быть понят как «Какова точность Ваших расчётов (в процентном соотношении)?».

Такой вопрос, с видом отягощённого грузом истинных научных знаний авторитета, как правило, задают госэксперты дилетанты. Получается «Пастернака не читал, но скажу …». Однако, только на Праворубе уже опубликовано достаточно материалов, из которых можно сделать выводы о точности современных численных методов. Тем не менее, видимо, надо вернуться к вопросу о точности, чтобы поставить точку в этом вопросе и иметь материал для отсылки в будущем.

Кроме того, этот материал будет очень полезен адвокатам как для пополнения багажа своих знаний, так и для более полного понимания возможных экспертных задач по конкретному делу.

Ранее вопрос о точности прочностных расчётов так или иначе затрагивался в опубликованных на Праворубе статьях и судебной практике:
Чтобы юридическая праворубская общественность не воспринимала упомянутые выше высокие показатели точности на веру в виде волшебной сказки, а понимала умом смысл дальнейших утверждений и примеров, далее будет правильным простым и понятным языком  1) постулировать целевую аксиому, 2) объяснить методологию, и 3) привести пример.

Сдаётся мне, что «
Консервная банка» кое-кем никак не связывается с ДТП. Ну не могут они (эти кое-кто) мыслить абстрактно и провести параллель между повреждением банки от молотка и повреждением автомобиля от удара. К тому же вероятность с точностью путают, а возможно, и вообще законов физики не знают …

Аксиома

Целью судебной экспертизы ДТП является не установление каких-либо параметров движения автомобилей с некоторой точностью, а категоричное отделение технически возможных от технически невозможных ситуаций.   В голове человека, особенно после просмотра голливудских боевиков, может вообразиться всё, что угодно, что не может реализоваться в действительности, по меньшей мере, в том мире, в котором мы живем и совершаем ДТП, а не в некой параллельной реальности с иными мировыми константами. Это замечание весьма актуально для нашего судопроизводства (где каждый суслик – агроном), когда путём судоговорения нередко устанавливают такое, что не и снилось тем же голливудским режиссёрам.

Например, известный вопрос к водителю дорожного катка: «Ну, расскажи, как ты Мерс обгонял, как подрезал?»


Из приведённой аксиомы следует задача эксперта – принимая возможные крайние значения  исходных и нормативных данных (массы, коэффициенты сцепления шин с дорогой, механических свойств материалов и т.п.) установить техническую границу возможного, внутри которой уже будут разбираться юристы.

Поэтому говорить о точности результатов экспертизы ДТП здесь не имеет смысла, так как границы возможного эксперт обязан очертить категорично. Можно говорить о том, сколь велика область возможного, установленная экспертом, и как её можно сузить. Для одной экспертной задачи может быть и нужны металловедческие исследования, чтобы установить механические свойства секретной немецкой стали, а для другой – не нужны, так как достаточно принять минимальные свойства обычной конструкционной стали. При этом влияние погрешности в сочетании с другими факторами либо будет мало, в пределах разумной погрешности, либо не повлияет на выводы эксперта даже при установленном широком диапазоне возможного интервала параметров движения транспортных средств. 

Вывод. Нужно ли для конкретной экспертной задачи «вешать колбасу в граммах или в миллиграммах», определяет и обосновывает сам эксперт исходя из того, сможет ли он при этом категорично ответить на поставленные ему вопросы.
Замечание. Утверждать, что заключение эксперта по ДТП неверно, так как эксперт не определил (или невозможно определить) свойства зарубежного материала или с микронной точностью не установил форму детали всё равно, что утверждать о невозможности расчета скорости по длине тормозного следа из-за того, что эксперт не учёл рисунок и глубину протектора на шине. Но на самом деле эксперт учёл только коэффициент трения материала о материал (резины о дорогу) и, тем самым, установил наименьшую скорость. Всё, что по мнению «знатоков», надо учесть, в данном случае пойдёт только в плюс установленной скорости. 

Методология численных расчетов

Заслуга Ньютона перед человечеством не только в его законах физики. Ньютон открыл бесконечно малые – он разработал дифференциальное и интегральное исчисление, или аппарат исследования, без которого не было бы научно-технического прогресса. Суть и применение этой методологии к экспертизе ДТП сейчас будет просто и популярно изложена для юристов. Начнём с отвлечённой задачи, только для усвоения смысла.

Изобразим в декартовой системе координат некую кривую – график некоторой функции f(x). Задача – вычислить площадь под кривой в интервале [ab] с заданной точностью (погрешностью).

Сначала разобьём, например,  интервал [ab] на три участка, как на рисунке. Получаем три трапеции, площади которых мы считать умеем, что и сделаем, а потом их сложим. Получили первое приближение площади под кривой.

Теперь разобьём интервал [ab] на четыре участка и проделаем то же самое. Потом – на пять, шесть, …, сто, …. Вычисляя каждый раз сумму площадей трапеций заметим, что при достаточно большом количестве разбиений эти суммы почти не отличаются друг от друга. Разница между ними и есть погрешность определения искомой площади под кривой. Поэтому надо остановиться, когда точность (или погрешность) станет меньше или равна заданной. 

То, что мы сейчас усвоили, называется методом трапеций для численного вычисления определенного интеграла.  Это мы все проходили когда-то в школе.

Примерно так же производится и численный расчет деформаций некоторого объекта. Возьмёмся посчитать результат удара некоторой коробки, которая на рисунке.

У нашей коробки 5 квадратных граней – 4 стороны и дно, а верх открыт. Слева – жёсткая неподвижная стенка, в которую потом ударится наша коробка. Мысленно разобьём каждую грань на четыре части, и назовём каждую часть элементом, а углы элемента – узлами.

Рассмотрим один простейший элемент с узлами A, B, C и D. Положим, что линии AB, BC, CD и DA – это прямые и всегда останутся прямыми. Если расстояние между линиями, например, AB и CD увеличится, то получаем растяжение нашего элемента, а уменьшится – сжатие. Так же легко представить себе кручение в виде закручивания линии, например, AB относительно CD, или сдвиг как перемещение линии AB вдоль неё самой относительно линии CD. Всё, что мы можем проделать с простейшим элементом, называется испытаниями, а все испытания материалов давно ГОСТированы. Поэтому силы, возникающие в узлах A, B, C и D при том или ином испытании или их сочетаниях, для каждого материала легко определяются, и соответственно, легко определяется величина затраченной энергии.

Заметим ещё, что, например, узел A для нашего элемента – это, в общем случае, и узел его соседа. Поэтому перемещение любого узла вызывает реакцию в соседних элементах, а силы реакции в узлах соседей вызывают реакцию дальше у их соседей и т.д. Примерно так же, как трогается железнодорожный состав. Локомотив трогается, зазор в сцепном узле выбирается, и локомотив увлекает за собой первый вагон, потом локомотив и первый вагон уже вместе трогают с места второй вагон, потом локомотив и два первых вагона вместе трогают третий вагон и т.д.  То есть специалист может связать перемещения каждого узла с перемещениями его соседей некоторыми уравнениями.
Так как узлов много, то много и уравнений связи. Какие это уравнения и как они составляются – это сугубо техническая задача, юристам над этим голову ломать не надо.

Зададим всем узлам нашей коробки некую одинаковую начальную скорость в сторону стенки, или кинетическую энергию. Зададим граничные условия в виде условия: узлы не могут пройти сквозь стенку, но могут скользить вдоль неё (коэффициент трения задаём тоже) или отходить назад. На самом деле граничные условия – это корректировка уравнений связи узлов между собой.

А теперь смысл задачи. Итак, все узлы связаны со своими соседями соответствующими уравнениями, а граничные условия заданы. Тогда компьютер, под управлением умной программы, выполняя принцип Лагранжа найдет для каждого момента времени такое взаимное положение узлов, при котором обеспечивается минимум затрат полной энергии – суммы работ внешних и внутренних сил. И это взаимное положение узлов будет истинным в данном приближении, так как таков наш мир – самопроизвольно реализуются процессы с наименьшими затратами энергии. 

Смотрим результат для нашей коробки с некоторым шагом во времени.

Грубо, конечно, как и вычисление площади под кривой тремя трапециями, но похоже на правду. Что дальше? А то же, что и с трапециями. Увеличиваем количество элементов, а потом ещё раз увеличиваем.

Замечаем, что разница расчётных затрат энергии между двумя последними расчётами не превышает 2%. Такой точности вполне достаточно, дальше измельчать сетку элементов нет необходимости, и расчёт закончен. Заметьте, что последняя картинка здорово похожа на правду, даже зазубрины от края стенки отобразились на ребре!

Теперь юристу должен быть понятен смысл конечно-элементного расчёта – объект в конкретных условиях деформируется не как попало, а так, что среди возможных его деформаций (изменений формы), какие только можно и нельзя себе вообразить, находится такая, которая обеспечивает минимум полной энергии системы объект-препятствие.

Вывод. Численные методы идеальны для решения судебно-экспертных задач, так как имеют такое свойство как сходимость. Это означает, что любой расчёт можно произвести либо с заранее заданной точностью, либо проконтролировать фактическую точность данного расчёта.

Замечание 1. Исходя из постулированной выше аксиомы, результат расчёта для данной, например, коробки, категоричен и даёт наибольшую возможную скорость удара, если эксперт использовал наибольшие возможные механические характеристики материала, или наоборот — наименьшую  возможную скорость удара, если эксперт использовал наименьшие возможные механические характеристики материала.

Замечание 2
. Никто не мешает использовать для расчёта сложный объект или объекты, состоящие из множества деталей из разных материалов каждый. Да и вообще, каждый элемент может быть представлен разными механическими характеристиками. Вот вам и коррозия, и заплатки, и всё, что только не придумаете. Но лучше всего посмотреть работы сотрудников NCAC – Национального центра анализа ДТП при университете имени Джорджа Вашингтона. По этой ссылке читатели могут просмотреть ряд анимаций. Это – не работа художников, это – анимация расчётных результатов. На этом сайте и некоторых других есть статьи и видеоклипы, когда те же машины в натуре сталкиваются между собой и с препятствиями. Сходство результатов расчёта и натурных испытаний потрясающее! Можно посмотреть и этот ролик на YouTube. Это тоже расчёт методом конечных элементов. Таким образом, мировая наука не стоит на месте, не ждёт «утверждения в установленном порядке» от МВД РФ или МЮ РФ, а просто про них и про их мнение даже и не думает. Однако, полный обзор работ иностранных учёных – большая тема отдельной статьи.

Дополнение (можно пропустить). Конверсия оборонных технологий приводит, подчас, к совершенно неожиданному применению.  И консервная банка или ДТП здесь – не единственные примеры. Когда моя дочь училась в старших классах, стало модным проводить научно-исследовательские конференции школьников. Но ведь исследование – это получение новых знаний, а не списывание. Дочь попросила совета по теме исследования, а в это время сын гонял по коридору новый футбольный мяч. Я и посоветовал исследовать мяч – почему мяч, сброшенный с высоты 1 м даже на твёрдый и гладкий бетонный пол, поднимается вверх только на 90 см с небольшим. Куда девается энергия? Сопротивление воздуха, разогрев и внутреннее трение камеры мяча об оболочку, как обычно объясняют «знатоки», – это слишком мало для исчезнувшей куда-то энергии мяча.

Конечно, я помог сделать конечно-элементную модель  мяча. То, что выяснилось исследованием, стало, во-первых, предметом обсуждения солидных учёных в Институте механики РАН, а во-вторых, объектом патентования. Пожалуйста – Патент РФ (если патент не загрузится сразу, нажмите кнопку «обновить» в вашем браузере или Ctrl+F5) на изобретение №2306162 «Игровой мяч». А численным исследованием выяснилось то, что мяч при ударе об пол в самом нижнем своём положении теряет контакт своего нижнего полюса с полом, т.е. его «попка» прогибается вовнутрь (вверх), и мяч контактирует  с полом только по периметру окружности. И в этом-то положении он и отрывается от пола, а восстановление шарообразной формы мяча происходит уже в воздухе. Поэтому эта часть энергии  как бы теряется, потому что она не используется для взлёта. Этот недостаток и был исправлен в вышеуказанном патенте.

Так что, вокруг нас есть много вещей, до которых ещё не дошли руки и головы исследователей. А современные численные модели совершенны в такой степени, что пригодны для широчайшего круга исследований самой модели, а не натурного образца. Результаты исследования уже потом проверяются экспериментом. 

Простой и понятный пример

Пикап ехал по главной дороге в затяжном повороте. Справа на дорогу выехал ВАЗ-2106 и своим передним правым углом ударил в заднюю правую часть пикапа. В результате удара пикап развернуло по часовой стрелке, и он выехал в кювет, где опрокинулся.

Это пикап: 

А это его обидчик, ВАЗ-2106:

Если читатель не обратил внимания на трубу под задней частью пикапа, то страховщики были более внимательны. Появился вопрос, почему эта труба не повреждена, и следов от неё нет на машине виновника?

Это совмещение аналогичного по габаритам автомобиля с пикапом. Видно, что вопрос страховщиков вполне обоснован.

Вывод трасолога полностью основан на судебно-экспертной методике, применяемой МЮ РФ и МВД РФ – пикап стоял, а «шестёрка» его легонько стукнула, чтобы создать следы ДТП. То есть – налицо имитация ДТП с целью получения страховки. Фрагмент методики РФЦСЭ ниже.

Возможно, для многих адвокатов этот абзац из методики транспортно-трасологической экспертизы станет откровением. Оказывается, трасологи МВД и МЮ работают на основе гипотезы, и их выводы могут быть только вероятны по определению! Их и надо спрашивать про вероятность их результатов!

Головы многих, даже очень хороших экспертов, засорены ложными представлениями. Это свойство человеческого мышления, и ничего страшного здесь нет. Когда-то все думали, что Земля плоская и стоит на трёх китах. Так же после просмотра роликов NCAC может засориться и голова читателя. Засориться тем, что читатель будет полагать, что для анализа столкновения пикапа и «шестёрки» нужны их полные конечно-элементные модели, от переда до багажника. Но это не так. В контакт вступали всего одна панель пикапа и угол «шестёрки». Для определения величины силы удара нужна только одна из этих деталей. А для дальнейшего расчёта движения автомобилей под действием силы удара достаточно знать только габариты автомобилей, их массы, и коэффициент сцепления шин с дорогой.

По заявлению страховой компании я проверил это ДТП. Результат прочностного расчёта части стенки кузова пикапа показал, что для получения такой деформации глубиной до 7 см требуется сила не менее 4 тонн. Почему «не менее»? А потому, что исследовать японскую сталь не было необходимости, в расчёте приняты наименьшие механические свойства конструкционной стали. На рисунке ниже показано расчётное поле поперечных перемещений. 

Теперь,  призвав на помощь Ньютона и его дифференциальные уравнения движения, решаем задачу движения машин при ударе с силой взаимодействия 4 тонны, и глубине деформации 7 см.

На рисунке выше показано расчётное движение пикапа и «шестёрки». Посмотрим на правый задний угол пикапа и передний правый угол «шестёрки» в более крупном масштабе. На рисунке ниже (размер координатной сетки 10см) показан момент наибольшего взаимного внедрения машин на глубину в пикап 7 см. Сверху контур задней части пикапа, снизу контур передней части «шестёрки». Зелёная линия – сила, скользящая вдоль кузова пикапа и действующая на пикап, красная линия – такая же сила, но действующая на «шестёрку». 

А это то, что случилось через мгновение – машины разошлись под действием силы удара.

Вывод.  Прочностного расчёта неполной части одной детали кузова пикапа с наименьшими возможными механическими характеристиками материала оказалось достаточным, чтобы сделать категоричный вывод о том, что пикап и «шестёрка» были отброшены друг от друга в результате удара, а труба в нижней части пикапа и край крыла «шестёрки» разминулись в пространстве. Если механические свойства стали пикапа были выше, то сила взаимодействия была больше, а отброс машин друг от друга произошёл раньше.

Интересна ли теперь кому-нибудь точность (погрешность) расчёта или фактическая величина силы взаимодействия этих машин?  Думаю, что нет. 

Итог

Подводя итог публикации, отвечаю на вопрос «Какова точность Ваших расчётов (в процентном соотношении)?» 

Точность будет такая, какую закажете. Вопрос лишь в трудоёмкости работы и цене, а технических пределов нет. Закажете расчёт с погрешностью 0.0000000001% – сделаем!

Первый год  — осмотр, разборка, измерения, металловедческие и материаловедческие экспертизы всех деталей машины, второй и третий года – расчёты, четвёртый год – составление заключения.


Автор надеется, что после прочтения этой статьи, в совокупности с предыдущими публикациями, у юристов сложилось более-менее целостное представление о современных технических методах реконструкции обстоятельств ДТП. 

PS.Осталось дать ответ и на предположение новичка-комментатора «Может быть МВД не принимает данной методики расчетов скорости, поскольку …» тоже отвечаю, и, надеюсь, что юридически грамотно.

А разве, уважаемый новичок, кто-то предлагает блюдечко с голубой каёмочкой МВД РФ или МЮ РФ? Ни я, ни РАН ничего им не должны, и мы не печёмся денно и нощно об их благополучии. Поскольку способ защищен Патентом РФ (если патент не грузится сразу, нажмите кнопку «обновить» в вашем браузере или Ctrl+F5) на изобретение №2308078, ни МВД РФ, ни МЮ РФ или кто-либо другой не смогут законно использовать указанный способ расчёта столкновений транспортных средств на территории РФ, пока не купят лицензию в установленном законом порядке у правообладателя. Вы что-то напутали, уважаемый новичок. Времена СССР (раньше думай о Родине) прошли, и всё переведено на принцип «утром деньги, вечером стулья». Автора его «стулья» пока вполне устраивают, а будет мало, изобретём ещё. 

Да 11 11

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Никонов Владимир, kiu003011, Морохин Иван, Николаев Андрей, Elizaveta, rudkovskaya, shout-of-a-dolphin, +еще 5
  • 24 Ноября 2012, 11:22 #

    Читаю Владимира Николаевича, и понимаю — я влюбился в это прекрасное слово: ЭКСПЕРТИЗА. Я его теперь произносить буду с придыханием и прононсом… если то, что мне руки попадется, естественно, будет изготовлено профессионалом ТАКОГО уровня и должным образом доведено в суде.

    А как я мечтаю о скорейшем введении в практику ЭКСПЕРТИЗЫ судебных решений! Чем плохо перед надзором-то? Оплатил экспертизу, получил экспертную оценку — защита сработала на 4,7 баллов, прокурор — идиот, сотые от нуля не оценивались, судья — подонок. Дело сшито гнилыми белыми нитками, народу, содержавшему в тюрьме чистой воды невиновного нанесен ущерб в 1200 тыс. рублей.
    Эксперт Никонов

    На основании оценки эксперта выходишь в надзор, при необходимости заказываешь экспертной комиссии экспертизу надзора и дальше. Чем меньше подонков и идиотов в судебной системе, тем чище воздух в стране.

    Да здравствует математический аппарат в системе уголовного и гражданского судопроизводства! Уррра!

    +1
    • 24 Ноября 2012, 11:29 #

      получил экспертную оценку — защита сработала на 4,7 баллов, прокурор — идиот, сотые от нуля не оценивались, судья — подонокПомнится мне, что какую-то экспертизу судебного решения по делу МБХ нашему бывшему Президенту Медведеву представляли. Ну и что, чем кончилось? 
      :&

       

      +4
      • 24 Ноября 2012, 11:42 #

        а. Экспертизу не может прочесть юрист, не получивший среднего образования (не по аттестату, а по знаниям и пониманиям)
        в. Показывать экспертизу идиоту, прокурору, «юристу Ленинградской школы» бесполезно — там одна извилина — пу-в-по-целовательная
        с. Не все дела касаются личных врагов Пу, поэтому  фразу «народу, содержавшему в тюрьме чистой воды невиновного нанесен ущерб в 1200 тыс. рублей» в экспертизу вносить нужно всенепременно, умный человек сам поймет, что вместо «народу» следует читать: «Вам, Владимир Владимирович™» (bow)

        -3
        • 24 Ноября 2012, 12:05 #

          Вы не зрите в корень, Владислав Николаевич! Спросите тов. Зюганова про государство, и он Вам разъяснит, что «государство есть организованное насилие одного класса для подавления другого».

          Кто кого подавляет-то, в конце-концов? Они вас или вы их? Что Вы тогда про шестнадцатый сон Веры Павловны запели?

          Физика, к счастью, не зависит от госудаоственного устройства, и мне хотелось бы увидеть обсуждение темы по существу, а не революционные лозунги.  :@

          +3
          • 24 Ноября 2012, 12:26 #

            Физика, к счастью, не зависит от госудаоственного устройства
            А чего обсуждать-то?  Вы прекрасно рассказали как расчитываются те или иные параметры при помощи объяснения что есть дифференциальное и интегральное исчисление, похвалив Ньютона и все такое. Думаю, когда Вас приглашают в суд Вы прекрасно доводите все до сторон и наверное у Вас есть ноутбук, в котором дается красивая картинка. Тут все понятно и так. И я не спорю. Я мечтаю! Чтобы и многие другие вещи не зависели бы от того насколько развращено государство. 

            +3
    • 24 Ноября 2012, 15:31 #

      Как говорится, «Вы, таки, будете смеяться», но в колоде Федеральных Стандартов Оценки (ФСО) появился такой туз: ФСО №8, кажется, как раз и посвящён экспертизе Отчётов об Оценке, которые сами по себе, в определённом смысле, являются экспертизою — определением величины рыночной стоимости объекта оценки :P

      +3
  • 24 Ноября 2012, 15:22 #

    Увы, Владимир Николаевич, Ваш пример про Жигуль и Пикап не убедителен и представляет собой явный нонсенс, как мне кажется. Начать с того, что на Пикапе в зоне следового контакта с синеньким Жигулёнком есть обширная зона поросших мохом и плесенью иных повреждений (вмятин и складок) по которым прекрасно читается направление образовавшего их воздействия, явно НЕ совпадающее с направлением воздействия жигульского крыла. Не исключено, что такие же, мохом поросшие повреждения есть и на других частях кузова, якобы, от «опрокидывания» — ХА-ХА. Отвлекаясь от технической части, в этом просматриваются явные признаки криминальной инсценировки и мошенства — я вполне понимаю отказ СК. Что касается цитаты (из «Синей книги», кажется), то это — правда подтверждённая практикой, хоть и не вся правда. В рассматриваемом случае, о чём бы не говорили Вам расчёты, отбрасывание-то будет (было?), но воздействие на Пикап вполне сравнимо с наездом на выбоину или на некрупный камень — не с чужих слов знаю, а сам попадал в ДТП неоднократно! Это я к тому, что любой водила мигом компенсирует рулём последствия такого удара и никакого нарисованного Вами печального загиба траектории в кювет не произойдёт, если за рулём не труп. Что нету отпечатка (отображения) «трубы» — аналога противоподкатного бруса — тут Вы правы — для этого отбрасывания хватило бы, НО (!) отпечаток (отображение)  конца указанной «трубы» на Жигулёнке ЕСТЬ! Чуть правее правого поворотника :)

    +1
    • 24 Ноября 2012, 20:58 #

      Вот, наконец-то, столкнулись результаты расчёта (цифры) и мнение («я вижу что это было так ...»)!
      ↓ Читать полностью ↓

      Вам, Игорь Юрьевич,  

      1) прежде чем утверждать, что «отпечаток (отображение) указанной «трубы» на Жигулёнке ЕСТЬ! Чуть правее правого поворотника» надо бы всё-таки было посмотреть на последнюю фотографию — высота поворотника существенно ниже высоты трубы. Да и мало ли на видавшей виды «шестёрке» царапин;

      2) не пристало бы делать категоричные выводы по одной мелкой фотографии пикапа — это срам! А ведь я сам осматривал пикап, измерял повреждения, и не солидарен с Вами в том, что «читается направление образовавшего их воздействия, явно НЕ совпадающее с направлением воздействия жигульского крыла». Это — словоблудие, или судоговорение, расчитанное на давление на суд неким авторитетом, который на самом деле НОЛЬ, так как не подкреплён иными доводами, кроме возгласов типа «я вижу, верьте мне, у меня есть сертификат МЮ РФ». А может Вы не заметили мои слова, что пикап опрокидывался?;

      3) следовало бы спросить в самом начале, какие были дорожные условия и какова нагрузка на задние колёса пикапа. Так вот, был укатанный снег при нулевой температуре (с водой на поверхности), а расчёты движения я произвёл для коэффициента сцепления 0.3 — больше фактического. А нагрузка пустого пикапа на  задние колёса около 35% его массы. Могу добавить ещё, что толщина стали кузова пикапа была 1.5мм, если Вам это о чём нибудь говорит.

      4) следует беречь свою печёнку, то есть не употреблять острые блюда и крепкие напитки, так как для Вас воздействие на пикап «вполне сравнимо с наездом на выбоину или на некрупный камень — не с чужих слов знаю, а сам попадал в ДТП неоднократно!», а это Вы могли определить только указанным выше биологическим прибором. Полагаю, что как и в «Битве экстрасенсов»  Вам надо публично доказать чувствительность и пределы измерений Вашего внутреннего органа.

      Несмотря на то, что приступая к этому делу я был внутренне солидарен с Вашим огульно высказанным мнением, результаты расчётов меня остудили, так как не верить своим специальным знаниям у меня нет оснований. Но словоблудие в науке не приветсвуется, а верить Вашему мнению, основанному на двух фотографиях разрешением 320х200 пикселей я не могу. Поэтому остаюсь при своём, чего и Вам желаю, так как Ваши ( в совокупности с МЮ РФ) методы ещё долго будут находить спрос на Поле судебных Чудес нашей с Вами Страны Дураков!

      +1
  • 24 Ноября 2012, 15:32 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за прекрасное изложение, с которым просто невозможно не согласиться, а Ваше:
    Физика, к счастью, не зависит от госудаоственного устройстваЯ часто перефразирую до:
    Законы природы — сильнеее любых юридических законов, и действуют независимо от них
    поэтому я считаю, что и развитие экспертных технологий и возможностей должно развиваться на основе именно естественных законов, а дело юристов — обеспечение наложения выводов о реальной ситуации на её юридическую модель.

    +6
    • 24 Ноября 2012, 21:21 #

      Уважаемый Иван Николаевич,

      согласен с Вами, что юридические законы должны подстраиваться под физические, а не наоборот. Эту мысль ещё в 2005 году на международной конференции по судебной экспертизе высказал проф. А.К.Педенчук, бывший директор РФЦСЭ, по моему докладу про новые методы экспертизы ДТП. Он назвал эти методы прорывом.

      К сожалению, наша страна свято чтит принцип «в своём отечестве пророков нет», покупая устаревшие зарубежные технологии, которые были на высоте 20-25 лет назад. Подробнее здесь

      У меня вызвало недоумение огульно высказанное мнение эксперта Коненкова, но полагаю, что дело в том, что отделаться от российского экспертного менталитета с топырением пальцев не так то просто и ему. Своё мнение я выскал в комментарии выше.

      Такое противостояние мнения и расчёта не впервые в истории. Галилей тоже душой не мог сначала поверить в результаты Коперника (что вокруг чего вертится), но его знания изменили его мнение.

      Спасибо за поддержку! 

      +2
  • 24 Ноября 2012, 15:53 #

    Я позволю себе заступиться за государственных экспертов: ну, не их вина, что им дана команда рассчитывать, например, скорость ТС по тормозному пути, используя табличные значения замедления по древнему ГОСТ 25478-91.

    +3
    • 24 Ноября 2012, 15:56 #

      Согласен! Позор властям за организованный и поддерживаемый застой в области автоэкспертных методик!

      +3
      • 24 Ноября 2012, 16:11 #

        Самое неприятное в том, что использование древних методик становится для многих водителей причиной обвинений в несоблюдении ПДД со всеми вытекающими…

        +3
        • 24 Ноября 2012, 16:43 #

          А как подвигнуть кого-либо наверху поощрять (деньгами!) новые разработки?

          +3
          • 24 Ноября 2012, 18:03 #

            В этой стране наука, вообще, не интересна; зачем напрягаться, когда, и так деньги с неба падают?

            +3
            • 24 Ноября 2012, 20:13 #

              Вообще-то, кроме тормозного пути РЕКОМЕНДУЕТСЯ учитывать ещё и закон сохранения количества движения и другие законы физики (механики), так что совсем уж огульно шельмовать «традиционную» автотехнику не стоит! Эти методы (методики) стоило бы развить, осовременить таблицы/приложения, обновить, прочностные расчёты включить и т.п. Эволюция вместо революции, типа ;) А деньги — не с неба, а из недр :( 

              +1
              • 24 Ноября 2012, 21:15 #

                Вообще, с моей, непросвещенной точки зрения, от древних табличных значений стоит отходить — ну, не получится «подогнать», например, данные замедления ГАЗ-2410 к показателям AUDI A6.

                +2
    • 24 Ноября 2012, 21:32 #

      Уважаемый Андрей Юрьевич, вина, конечно, не экспертов. Но представьте себе сообщество людей, которым вдруг говорят, что вы отстали лет на 40. И далеко не многие из вас наверстают это отставание. Яростное сопротивление новому, огульное обливание грязью достижений в соседних областях науки — естественная человеческая реакция, реакция толпы. И даже тем, кто понимает, что технический прорыв неизбежен, не легко отделаться от старых догм. Это всё равно, что перейти в новую веру.

      Поэтому, здесь надо говорить не о вине рядовых работников, а о ситуации, которую никак не могут разрешить те, кто за эту область в ответе. 

      +2
      • 24 Ноября 2012, 21:38 #

        А я, как Вы могли заметить, ничего плохого про государственных экспертов и не говорю, а вот учиться новому необходимо вне зависимости от мотивации (платят зарплату, или платят, но редко и мало).

        +2
        • 24 Ноября 2012, 22:45 #

          Это да, учиться новому — про это в этой структуре не только забыли начисто, но и считают ересью. (Y)

          +1
          • 25 Ноября 2012, 02:07 #

            Работа Высокого профессионала, в любой области, завораживает стороннего наблюдателя.Всегда.
            Если же экспертиза подтверждает недоказуемое, это подгонка под заранее заданный ответ, и математика там не повинна.С высоты своего профессионализма, простите спорщикам дилетантам.

            +2
            • 25 Ноября 2012, 09:22 #

              подгонка под заранее заданный ответ, и математика там не повиннаЯ не зря выбрал этот пример, как показатель точности в реальном ДТП. Математика и механика — точные науки. Сначала измерение размеров стенки и деформаций, потом прочностной расчет с миллионами операций на компьютере, потом расчет движения с учетом сила удара, результат — воспроизводится схема ДТП. Подгонка здесь исключена. Да и смысл какой — 120 т.р. по ОСАГО? 

              Смысл статьи в другом. Современные методы могут с достаточной точностью делать то, что старыми методами установить невозможно. Автоэксперты могут оценивать такие случаи только путем пустоговорильни. А если завтра случится подобный случай с уголовным делом? Это — единственный инструмент для того, чтобы либо наказать истинного виновника, либо защитить невиновного.  

              +3
              • 25 Ноября 2012, 12:01 #

                Я и имел ввиду, уголовных дел много, прфессионалов единицы, а способных написать возражения 1 лицу В.С., пока один.

                +2
  • 25 Ноября 2012, 13:01 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, Ваши статьи и разъяснения всегда интересны и убедительны, а примеры наглядны и поучительны — всегда ставлю Ваши публикации в избранные (*)

    Признаю все свои пробелы в математике и физике, но благодаря Вам вдруг вспоминаю то, что считала давно забытым и даже не нужным. Во всяком случае, метод трапеций мне теперь стал совершенно понятен, так же как и стали понятны общие принципы построения математических моделей, и значение погрешностей в расчетах. Для меня это настоящий прорыв! Спасибо (bow)

    +3
  • 25 Ноября 2012, 13:57 #

    Почему-то д.т.н. профессор, член-корреспондент РАЕ Ясницкий Л.Н. не восторге от МКЭ. И объясняет почему. Доказывает что точного решения МКЭ не дает. см. к примеру http://sergeylgladkiy.narod2.ru/documents/ansys.doc

    +2
    • 25 Ноября 2012, 15:21 #

      Великолепная ссылка! Браво!

      Недостатки любой численной модели учёные хорошо знают. И автор, Л.Н.Ясницкий, больше говорит о том, что в руки дурака нельзя давать мощный инструмент, иначе дурак может не осознать предела его корректного использования. Для ДТП и тот же PC-Crash в руках неуча может принести вред, а не пользу.  

      К сожалению, краевая задача (система дифференциальных уравнений теории пластичности) решена аналитически только для ряда задач, а не в общем виде. Когда-нибудь родится гений и сделает это или, как предлагает Ясницкий, появятся системы автоматического аналитического решения.  Развитие науки — это постоянная сменяемость одной модели на другую. 

      Но надо четко отграничить проектирование или анализ разрушения от параметров деформирования. В ДТП для нас есть уже свершившийся факт — деформации и разрушения (разделение на части). Если мы попытаемся искать причины потери устойчивости той или иной конструкции или ее разрушения, то рискуем сесть в ту самую лужу, о которой пишет Ясницкий. Но это — проблема конструкторов.

      Проблема экспертов ДТП — установить затраты энергии, и, возможно, величины действовавших сил для конструкции, которая после ДТП по факту такая, а не другая. А здесь это можно делать корректно. Концентрация напряжений всегда имеет место в малых областях и энергетический вклад в общую энергию деформациии мал.

      И разработчики таких систем как ANSYS учли указанные недостатки в части разрядности, приняли меры для распараллеливания процесса вычисления и т.п. На сегодняшний день для анализа ДТП альтернативы МКЭ нет, если нет необходимости считать скорость машины с точностью до сотых долей км/ч.

      +2
      • 25 Ноября 2012, 17:09 #

        В Украине МКЭ придумали альтернативу, по методу обратному Вашему примеру с консервной банкой, т.е. решили посчитать энергию затраченную на обратную работу по восстановлению деформированной детали к первоначальной форме.

        +1
        • 25 Ноября 2012, 17:14 #

          Кроме метода проф. В.Огородникова в Украине нет достойных для практического применения методик. Я уже писал об этом.

          +1
        • 25 Ноября 2012, 17:32 #

          До тих пір, поки про це не розкажуть адвокати Таня Монтян і її чоловік, колишній суддя Київського апеляційного суду Юрій Василенко, сподіваюся вони скоро тут появляться, Ваше знання не має об'єктивно-суб'єктивного та суб'єктивно-об'єктивного підтвердження!

          +1
          • 25 Ноября 2012, 18:04 #

            Та нехай розкажуть, якщо вони в механіці сильні і рахувати вміють чогось крім грошей

            +1
            • 25 Ноября 2012, 18:50 #

              Вони не сильні в механіці. Але Юрій Володимирович Василенко — єдиний на просторах СНД суддя, який примудрився порушити кримінальну справу стосовно чинного в своїй країні президента. А про Тетяну Монтян, дружину його, та велику мою подругу я і зовсім говорити можу годинами. Тому якщо вона мені, чи будь-кому з нас праворуч, або оперкотом вріже… ми усі загубимося:)

              +1
  • 25 Ноября 2012, 18:37 #

    як усi гарно размовляют украiнскою мовой

    +1
  • 26 Ноября 2012, 11:01 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, применяемые Вами численные методы у меня давно вызывают только доверие и уважение, поскольку все понятно и логически обосновано. 

    Считаю, что экспертные технологии в нашей стране должны развиваться предложенным Вами путем, — так порядка будет больше… 8-|

    +3
  • 27 Ноября 2012, 11:47 #

    Я действительно новичок на Праворубе и вопрос о вероятности расчетов задал не случайно. Мои оппоненты предоставили в суд подобное заключение специалиста и ходатайствовали о допросе самого специалиста. Последний на Вашем «птичьем» языке попытался объяснить свои выводы. Никто ничего не понял и именно Суд задал вопрос о вероятности (погрешности) в его расчетах. Специалист ответил 50-70% точности, поскольку ему не известны свойства металла. Ну а когда выяснилось, что та часть автомобиля с которой произошло соприкосновения вообще из пластика, специалист просто отказался от своего заключения. Вот так. Ну а для Вас я могу напомнить положения закона о том, что любое заключение эксперта (специалиста) должно быть понятно сторонам и имели возможность самостоятельно его проверить. С уважением

    +3
    • 27 Ноября 2012, 21:27 #

      А как вы проверяете генетическую экспертизу?
      А проблемы специалиста и проблемы методики разные, как в музыке — композитор хороший, а исполнитель все портит. 

      +1
  • 10 Мая 2013, 13:12 #


    Комментарий удален

    -2
  • 11 Мая 2013, 12:30 #

    … 4 сила-тонны на 7 квадратных сантиметров, говорите?… а вы пробовали решить обратную задачку с попыткой просчитать ожидаемые в этом случае повреждения и разрушения переднего крыла автомобиля ВАЗ-2106?… как транспортный трасолог с полнейшей уверенностью могу заявить, что те деформации и повреждения на частях пикапа и ВАЗ-2106 не имеют видового сходства по форме, размерам, направленности, характеру и степени выраженности, сиречь могли образоваться не от взаимного их контакта… от и то… lol

    0
  • 14 Мая 2013, 19:06 #

    … итак, уважаемый Владимир Николаевич, может Вы, ну, или кто иной, попытаетесь пояснить — как и каким образом могут быть отождествлены следы на переднем торце переднего правого крыла автомобиля ВАЗ-2106 (локальная вмятина с выраженными кромками, характерная для образования в результате контактирования с жестким объектом, имеющим кромки и ограниченное сечение с ориентацией направления усилия спереди назад) и деформации панели боковины пикапа с просматриваемой ориентацией в задней части — сзади вперед несколько справа налево?… что это за весьма характерный, жесткий объект, расположенный на определённой высоте на упомянутой панели боковины пикапа?… охотно верю, судя по характеру, что следы и повреждения этой боковины могли быть образованны при опрокидывании пикапа… однако, при каких тогда делах попытка прочностного расчёта с определением размера приложенной силы и глубины деформации, а так же последующее моделирование с попыткой совмещения этих ТС?… в этой связи, рекомендовал бы таки некоторым почитать —  А. И. Винберг — «Черное досье экспертов-фальсификаторов.»… от и то… lol

    -1

Да 11 11

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Экспертиза ДТП. Точность прочностного исследования» 2 звезд из 5 на основе 11 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации