Адвокаты, занимающиеся ДТП, хорошо знают, как автоэксперты определяют скорость наезда. Всё как обычно – берут из схемы ДТП тормозной путь автомобиля, подставляют значение в формулу, с учётом  состояния дорожного покрытия, конечно, и получают заветную цифру.

А если нет видимых следов торможения? А на нет и экспертизы нет, то есть НПВ – установить не представляется возможным. А сам лихач, конечно, расскажет, как он ехал со скоростью 30-35 км/ч, а пешеход неожиданно и добровольно бросился ему под колёса.

Но если нет живых свидетелей,  то всегда остается еще один свидетель – автомобиль. Автомобиль своими металлическими частями «помнит» всё про то, что с ним было. Так же, как консервная банка помнит свой молоток.  Только в отличие от банки нет никакой необходимости готовить полную модель автомобиля или целую базу данных деталей автомобилей.  Статья из журнала «Уголовный процесс» (№11, 2010), которая размещена в документах вместе с заключением эксперта,  наглядно показывает, что всё гораздо проще. 

Фабула дела. Автомобиль ВАЗ-2107 наехал сзади на двух пешеходов. Наезд оказался снят издалека камерой наблюдения. Было видно, как в кадре появляется автомобиль, во время движения от него что-то отлетает, а автомобиль, не сбавляя скорости, выезжает из кадра. Итак, среднюю скорость  автомобиля на участке, когда он был в кадре, можно установить достаточно просто. Но следователь решил подстраховаться и назначил инженерно-техническую прочностную экспертизу.

При осмотре автомобиля стало понятно, что бедро одного из пешеходов оказалось как раз напротив петли крепления капота «семёрки», и в результате удара петля сдвинулась с места вместе с частью поперечины, к которой она крепится, образовав складку на металле. Так же, как если провести рукой по скатерти – впереди руки на скатерти будет бежать волна из материала. На расстоянии 10 см в стороны от петли следов воздействия уже не было. Поэтому для расчета затраченной на деформацию энергии часть конструкции около петли капота была мысленно отделена от автомобиля, а при расчете это мысленное отделение было очень просто учтено граничными условиями – запретом перемещения границ, по которым рассматриваемая часть конструкции мысленно отделена от остального автомобиля. В самом деле, если повреждено 10 сантиметров рельса, то надо ли рассматривать всю железную дорогу от Калининграда до Владивостока?

А дальше, как и для консервной банки, была установлена величина затрат энергии на деформацию, масса части ноги пешехода, перекрывшая эту конструкцию во время удара, и установлена скорость наезда. Фактическая скорость могла быть только больше, так как не было учтено деформационное упрочнение материала и движение самого пешехода. А полученное значение скорости хорошо совпало с результатом обсчёта данных камеры наблюдения и следственного эксперимента.

Так «семёрка» рассказала, что она «запомнила» о наезде на пешеходов. Её водитель получил своё по ст. 264 УК РФ, пешеходы выздоровели,  а экспертная наука и практика обогатилась еще одним приёмом проведения экспертного исследования.

И если вам, господа адвокаты, придётся защищать интересы потерпевших от наезда, в первую очередь ищите на машине следы от конечностей пешехода или его головы, от велосипеда или детской коляски, от ноши (портфеля или сумки). Если вам придётся защищать водителя, этот метод может быть использован для установления его реальной скорости, чтобы бабушка с алмазным взглядом, прогуливавшая недалеко от места ДТП собачку, не «установила» вам километров так 150 в час при движении по двору.  Ну а тем, кому придётся защищать лихача, посоветовать  нечего, ждём знакомую сказку про неизвестные свойства немецкого железа.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Установление скорост​и наезда на пешехода1.8 MB
2.Заключение эксперта1.9 MB
Ссылка на оригинал

Да 13 13

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Sheriff, Никонов Владимир, Николаев Андрей, jenny, d335n987, DKudaev, kiu003011, artemtag, Ямкин Николай, +еще 3
  • 13 Октября 2012, 08:56 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, большое спасибо за отличный пример практической реализации теоретических разработок.
    Весьма убедительно, наглядно, и практически применимо.

    +3
    • 13 Октября 2012, 09:26 #

      Спасибо, Иван Николаевич, за корректную оценку!

      Интересно отметить, что на Праворубе при обсуждении моих статей полностью отражается ситуация, сложившаяся в судебно-следственной системе. Вменяемые следователи и судьи пользуются любой возможностью, которую дает наука. Адвокаты в зависимости от потребностей клиента (или определенной категории клиентов) либо мотают на ус, либо пытаются научить меня физике. А судебные эксперты ищут возможность уйти от тяжкой для них необходимости учиться в стремлении оставить всё как есть. :(

      Вчера, когда я готовил эту статью, нашел интересное обсуждение на одном из форумов. Эксперт пишет «в литературе встречаются тексты с приведением графиков отброса тела пешехода от места наезда на сухом и мокром асфальте. Есть программка, строящая такой график. Еще была статья по вопросу определения скорости, исходя из объема и тяжести телесных повреждений пешехода. Это все для легковых автомобилей. За всех экспертов говорить не буду. Мы у себя используем».

      Я в своей статье, пусть и кратко, но привел десятки западных источников информации о методах расчета скорости наезда. А форум по ссылке выше показывает, что до наших экспертов из внешнего мира какими-то путями иногда доходят только крупицы этой информации.  Одним словом – полный застой, порождающий отстой. Минюст и МВД спят глубоким сном …

      +6
      • 13 Октября 2012, 09:39 #

        до наших экспертов из внешнего мира какими-то путями иногда доходят только крупицы этой информации Согласен. И это очень грустно, приходится признать…
        Зато радует то, что интернет даёт возможность тем, кто действительно желает учиться и развиваться, массу возможностей для получения информации.

        Другое дело, что чиновников всех мастей вполне устраивает их сегодняшнее положение, и им ни к чему перемены. У них и так всё хорошо.

        +5
      • 02 Апреля 2015, 19:05 #

        Уважаемый Владимир Николаевич, находил я эту статью. Точнее это не статья, «Автомобиль и пешеход. Анализ механизма наезда» И.К. Коршаков.
        Там автор приводит формулу на основании данных, полученных дословно: «В результате технико-медицинского анализа выявлена связь между тяжестью телесных повреждений, расстоянием, па которое отбрасывается пешеход после наезда, и скоростью автомобиля. Данные натурных обследований обрабатывались методами математической статистики и теории вероятностей для доверительного интервала 0,95»
        И далее соответственно приводится вот такая формула
        L=0.24*Va+1.4*10^(-3)*Va^2
        Возможно это подходит для первичного анализа, но уж точно не для установления точных величин.
        И второй момент, эта литература 1988г. а с тех пор форма передней части ТС существенно изменилась.
        Так что конечно вопрос об установлении места наезда остается крайне непростым

        +1
  • 13 Октября 2012, 09:15 #

    Очень, очень хороший вариант установления истины, в тех случаях, когда другие следы (тормозной путь) отсутствуют. Я полагаю, что при достаточно большом количестве исследований по описанной методике, практика позволит переломить устаревшие стереотипы.

    +2
  • 13 Октября 2012, 13:20 #

    Очень своевременно — мне, как раз, в понедельник нужно будет формулировать вопросы к автотехнической экспертизе.

    +2
  • 13 Октября 2012, 13:39 #

    По-моему настолько все очевидно, что если бы судьям прокурорам не то что основы инженерных профессий преподавать, но даже спросить у них посредством ЕГЭ как они усвоили школьный курс механики Ньютона, и все вопросы отпадут про первичность тормозного пути

    +2
  • 13 Октября 2012, 14:17 #

    И если вам, господа адвокаты, придётся защищать интересы потерпевших от наезда, в первую очередь ищите на машине следы от конечностей пешехода или его головы, от велосипеда или детской коляски, от ноши (портфеля или сумки). Если вам придётся защищать водителя, этот метод может быть использован для установления его реальной скорости, чтобы бабушка с алмазным взглядом, прогуливавшая недалеко от места ДТП собачку, не «установила» вам километров так 150 в час при движении по двору. Владимир Николаевич, как здорово, что Вы даете подсказки зависимо от того интересы какой стороны мы будем представлять, спасибо за доступно изложенную полезную информацию, которая очень пригодится практикующим юристам!

    +1
  • 13 Октября 2012, 14:44 #

    (Y)(Y)Как всегда убедительно и доказательно(Y)

    +1
  • 13 Октября 2012, 15:41 #

    Самое главное, наглядно и очень доступно.Мне, Евгения Юрьевна, тоже понравилось, что Владимир Николаевич подсказал выстраивание позиции защиты в зависимости от категории лиц, кого мы защищаем.

    +1
  • 13 Октября 2012, 22:26 #

    Огромное спасибо за статью! Ко мне обратился человек как раз с подобным случаем.

    +1
  • 15 Октября 2012, 16:28 #

    Люкс Заключение! Коротко и ясно. А кто помогал правоприменителю формулировать вопрос? Видна рука мастера :) Верное определение наименьшей возможной скорости ТС имеет огромное значение, хотя обычно вторым вопросом интересуются причинной связью: само по себе нарушение скоростного режима — отдельное нарушение, может и не иметь связи с наездом. Видимо, по указанному делу была ещё одна экспертиза — автотехническая — с вопросом, типа «мог ли избежать,… соблюдая разрешённую на данном участке скорость?»

    +1
  • 30 Июня 2013, 19:02 #

    Прочитал сейчас эту статью и предыдущую. Заплюсовал все оптом, даже то, что пока не прочел. Удивился, что столь мало Вас ценят! Может статься, что по аналогичному вопросу надо будет Вам заказать экспертизу. Но и тут проблема — защищаем сейчас человека, а там судья вообще никак и ничего слушать не хочет — заказ. И в апелляции тот же заказ будет. Но… буду раскручивать доверителя.

    +2
  • 16 Мая 2017, 05:21 #

    Владимир Николаевич, я правильно понял, что при расчете учитывается часть массы тела в связи с переломом конечности? Если перелома нет, в расчете используем полную массу пешехода и, дополнительно, строим конечно-элементный аналог части переднего бампера семерки?

    +1
  • 17 Мая 2017, 05:02 #

    Спасибо, уважаемый Владимир Николаевич, статью еще раз прочитал. Вопрос возник потому, что на фото в статье из приложения видна вмятина не только на поперечине, но и на бампере и его металлической накладке. Получается, что конечность пешехода контактировала с бампером тоже. Возможно, расчет затрат энергии на деформацию бампера в сборе необходим для полноты исследования и на результат не влияет, скорость семерки будет только увеличиваться.
    Хочу понять, в этом случае, о приложении нагрузки «знает» часть конечности от бампера до поперечины или только участки конечности в зонах непосредственного контакта. 

    +1
    • 17 Мая 2017, 07:46 #

      Уважаемый Николай Владимирович, еще раз прочитайте теорию Рахматуллина. С бампером в том ДТП контактировала другая часть конечности, и по бамперу можно было делать альтернативный расчет. По ряду причин он был бы сложнее. 
      Чтобы понять процесс, представьте себе длинную палку (трубу,… ) длиной, например, 1 км, которая падает на 2 рельса, расстояние между которыми, например, 700 м. И спросите себя, какая часть этой трубы что «знает».

      +2
  • 17 Мая 2017, 08:19 #

    Спасибо, уважаемый Владимир Николаевич. Из вашего примера стало понятно, что «знания» у обоих участков трубы одинаковые, поэтому при расчете достаточно рассмотреть один из них. Я себе представлял трубу покороче и расстояние меньше, получалось как наезд на столб.
    В общем, читаю теорию и включаю 3d.

    +2

Да 13 13

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Устанавливаем скорость наезда на пешехода по повреждениям автомобиля» 2 звезд из 5 на основе 13 оценок.
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации