Даже беглый поиск в Интернете статей на эту тему показывает, что государственные судебно-экспертные учреждения с ученым видом продолжают толочь ту же воду в ступе, что и много лет назад. Другие важно замечают, что те единицы экспертов, которые определяют скорость автомобиля по деформациям, выдают заключения с очень точными выводами, устанавливая скорость движения до десятых долей. Такая точность очень сомнительна, ведь на скорость движения автомобиля влияет огромное количество факторов, а уж на образование повреждений – еще большее. Третьи, юристы по образованию, дают умные советы на технические темы.
Так как конечно-элементный анализ у нас в России теперь прописан МЮ и МВД среди легитимных методов, не будем дискуссировать с солидными учеными-преучеными мужами, упомянутым выше всуе, а сразу перейдем к практике того, что и как можно и нужно сделать для того, чтобы точно и надежно установить скорость автомобиля по его повреждениям в момент наезда на пешехода.
До назначения экспертизы
Первое, что надо сделать, это внимательно изучить заключение судебно-медицинского эксперта на предмет повреждений (переломов или гематом) на конечностях тела пешехода или его голове. Именно по деформациям от ударов конечностями или головой о металлические части автомобиля можно надежно установить скорость автомобиля. Тело пешехода, падая на капот автомобиля, деформирует капот, но под капотом есть множество жестких элементов конструкции, которые препятствуют его деформации. Поэтому в таких деформациях отражается только часть фактически затраченной кинетической энергии и капот редко пригоден для прочностного исследования.Если поза пешехода в момент наезда, исходя из его травм и повреждений автомобиля, не очевидна, то лучше предварительно провести комплексную транспортно-трасологическую и судебно-медицинскую экспертизу.
Второе, что надо сделать, это осмотреть и измерить деформированные металлические части автомобиля, которые повреждены конечностями или головой пешехода. Еще раз – измерить деформированные части, а не только их деформацию. Это можно сделать на месте со специалистом, имеющим знания и навыки в машиностроительном черчении и измерениях, – с инженером. Если у пешехода повреждены ноги, а у автомобиля – бампер, то придется этот пластиковый бампер снять, так как пластик практически ничего для производства экспертизы не дает, а измерять нужно металлический усилитель этого бампера.
Третье, надо определиться с материалом поврежденной детали автомобиля. Это может быть сталь или алюминиевый сплав. Если с этим проблема – то после измерения детали на месте отправляйте ее на металловедческую экспертизу или запрашивайте завод-изготовитель о материале и его механических свойствах. Иначе, при производстве экспертизы, придется принять минимальные механические характеристики материала, что приведет к вычислению заниженного значения скорости автомобиля в момент удара.
Ну и последняя, и наиболее сложная задача, если пешеход скончался, это установить размеры (диаметр) конечности в месте перелома или травмы. Можно использовать обувь, обтягивающую одежду или недавние прижизненные фотографии с объектом в кадре, реальные размеры которого известны.
Пример — дело о наезде на пешехода
Итак, через 20 минут после наступления нового 2014 года в с. Малая Сердоба Пензенской области автомобиль ВАЗ-21124 наехал на пешехода – пожилую женщину, в зоне действия знака, ограничивающего скорость 40 км/ч.Согласно заключению судмедэксперта, первоначальный контакт автомобиля с пешеходом был в области правой голени, с образованием открытого перелома в верхней трети, находящегося в 29-30 см от подошвы стопы, с наличием треугольного отломка (т.е. «бампер-перелом»). Повреждения автомобиля показаны на фотографии ниже – видна деформация усилителя бампера. Более крупная фотография этого усилителя есть в заключении эксперта.

Заключение госэксперта ничего, кроме механизма наезда, не дало, а следствие интересовала скорость автомобиля. Так как дело расследовало МВД, автомобиль российского производства, то имелась возможность полностью собрать необходимые исходные данные. Такого же мнения придерживались следователь Вологина и адвокат водителя автомобиля, который, со слов следователя, авансом сразу же пообещал
Следователь, под протокол осмотра с понятыми, измерила сапог пешехода, чтобы определить диаметр ноги. К измерению усилителя бампера был привлечен инженер, работающий конструктором, то есть владеющим навыками измерений и черчения. Предприятие-изготовитель усилителя бампера сообщило сведения о материале усилителя и механических свойствах этого материала.
На этих исходных данных мною был построен конечно-элементный аналог усилителя бампера и произведен расчет с целью получить расчетную деформацию усилителя бампера, такую же, как и его фактическая деформация после упругой разгрузки.
Без учета затрат энергии на перелом кости пешехода и разрушения пластикового бампера была получена скорость автомобиля в момент наезда на пешехода не менее 86-88 км/ч. Но эти неучтенные затраты энергии малы, и скорость установлена практически точно. Водитель был осужден, я на суде не был, местная профессура так и не появилась, и, похоже, апелляции тоже не было.
Надеюсь, что эта статья будет полезна и станет хорошим источником информации для адвокатов и следователей в части сбора исходных данных для производства экспертизы (исследования) по делу о наезде на пешехода.
Все статьи автора на Праворубе.


Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за, как всегда интересную статью — практическое пособие по сбору данных для последующей экспертизы.
Однако, у меня есть вопросы:
— насколько велика погрешность, с учётом «отброса» затрат энергии на деформацию пластикового бампера и самого пешехода? Ведь возможны пограничные случаи, когда учётом этих погрешностей, расчётная скорость а/м окажется в пределах разрешенной на данном участке дороги?
— насколько важны (незаменимы) измерения самой деформированной детали а/м, если модель этого а/м является стандартной, т.е. заводские размеры известны?
Уважаемый Иван Николаевич,
— человеческие кости хрупкие, их совсем небольшая деформация приводит к разрушению (излому). Это — сотые доли км/ч. Если бы в данном случае получилась пограничная ситуация типа 39-41 км/ч, так никто это водителю и предъявлять бы не стал. А для адвокатов это полезно тем, что метод позволяет исключить необоснованное предъявление скорости путем производства ясновидящих
говноэкспертиз;— вы видите, что эта деталь штампуется неким ПО «Начало» из самой дешевой стали. Сегодня «Начало», завтра — «Мочало», послезавтра… Это как скрытые работы в строительстве. В России же живем. Радуйтесь, что деревяшку не поставили.
В заводском номере детали 2110-8401078 предпоследняя цифра «7» обозначает марку материала «Другие металлические материалы, кроме перечисленных» в таблице каталога деталей. Поэтому и запросили про «другие», а то ведь калий тоже металл :)
Класс!!!… Интересно а если бы следователь и прокуратура была с другой стороны, как бы отнеслись к такой экспертизе?
Может обвинили бы тетку. А что, неча через 20 минут после президентского поздравления с Новым годом на капоты машин закнонопослушных граждан запрыгивать на скорости почти 90 км/ч :)
Это точно!(rofl)
Только по фото отдельных деталей, приблизительно, определил скорость в 80 км/час, потом посмотрел заключение Уважаемого Владимира Николаевича, понял — будь я на месте адвоката обвиняемого, дал бы совет — продавай ты ее поскорее, а по качеству полицейских фото и марку-то не всегда удается определить:)
будь я на месте адвоката обвиняемогоУважаемый Андрей Юрьевич, а будь Вы на месте адвоката потерпевшего? Вот она — истинная состязательность в суде и опыт адвоката. Кто вперед успеет .... :)
Уважаемый Владимир Николаевич, профиль бампера на краях имеет точки крепления к детали 2110-840325.
Как влияет на точность расчета, соединение с этими элементами конструкции?
Смотрю на постановление вашего следователя, Волгиной, -грамотный человек.
Не то, что майор Рыбакова, — полное недоразумение. В УПК РФ плавает.
Про ст.307 УК РФ не знает. Акты осмотра вещ. доков писать не хочет.
Вместо Постановления направляет гос. эксперту «Отношение».
Какие у них там отношения? ( Поручикам молчать! )
В довершении смухлевала с экспертизой. Вместо 78 км/ч написала 60 км/ч.
Тихий ужас.
И гос. эксперты тоже «хороши». Из 10 поставленных вопросов смогли ответить только на 4, а на 6 написали: «Установить невозможно», «Отсутствуют методики.»
Не то, что майор Рыбакова, — полное недоразумение.
Уважаемый Александр Валерианович, Омск — это где? Дальше Камчатки? Вот у вас там все — полное недоразумение. Что майорша Рыбакова, что судьица по 125-й, что начальник Липин… А было бы иначе, так Женя туда бы и не ездил, яйцами закидают.
(rofl)
Уважаемый Владимир Николаевич, однозначно в избранное!(Y)
Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за советы! Очень ценная информация!(bow)
В избранное!
Очень люблю публикации Владимира Николаевича, все очень непонятно, но исключительно интересно. Читаю и изучаю с абсолютным удовольствием, верю, что когда-нибудь и мне это пригодится в прикладном интересе.
все очень непонятно, но исключительно интересноУважаемая Софья Ароновна, про непонятное надо спрашивать не стесняясь. Для это мы здесь и собрались. Тогда, когда это пригодится в прикладном интересе, Вы не наделаете ошибок.
(handshake)
Уважаемый Владимир Николаевич, Вы прямо как Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»(Y)
Дайте мне точку опоры
Применительно к следствию — дайте мне исходные данные, и я решу вашу задачу.
Действительно, редкая ситуация, уважаемый Евгений Алексеевич. Как правило, следствие работает над тем, чтобы уничтожить исходные данные и исключить возможность их получения.
Уважаемый Владимир Николаевич, Ваши статьи и эта в частности, мне нравятся своим литературным богатством и компетенцией. И вместе с тем я хотел бы предостеречь заинтересованных лиц от обманчивой привлекательности этого исследования.
ЗАМЕТКИ О МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ ПО ПОВРЕЖДЕНИЯМ.
Это методика старинная — разработана на базе опыта зарубежных специалистов и адаптирована в СССР в 80-х годах прошлого столетия. Внешне она конечно привлекает «простотой и понятностью». Но это обманчиво. Применяется она не часто, т.к. подвержена многим критическим замечаниям. Сам факт редкого её использования говорит за себя. Замечания следующие:
• очень приблизительна в определении скорости;
• для своего применения требует комплексного подхода с участием медэксперта (согласно закону об экспертной деятельности), хотя вроде бы понятна;
• расположение повреждений на автомобиле весьма зависит от типа кузова, конструктивных особенностей передней его части, наличия на нём навесного оборудования (н.п. «кенгурятника»), положение пешехода по отношению к а/м в момент наезда (спина, грудь, бок левый – правый), траектории движения пешехода относительно проезжей части, и если в определении локализации повреждений потерпевшего это не вызывает обычно сомнений, то на кузове а/м это отражается в повреждениях значительно и т.д. и т.п.;
• подобные исследования должны подкрепляться дополнительными по определённой методике;
• в судебном процессе экспертиза, выполненная этим методом, грамотными защитниками часто разрушается;
• этот вид исследования используется только в крайнем случае, когда следовой информации критически мало, а защита достаточно компетентна в вопросах автотехники, чтоб отстоять её в судебном процессе.
Данные заметки ставят целью лишь предостеречь от опасных заблуждений правоприменителей. Кто осведомлён – тот вооружён. Не так ли?
Уважаемый Валерий Викторович, Вы эти заметки сами сочинили или дадите ссылочку?
Уважаемый Владимир Николаевич, ссылочка — практика. Подход юридический: что видел или в чём участвовал сам — о том пишу. А Вы с чем-то конкретным не согласны или так? Если есть веские аргументы — приму к сведению.
Уважаемый Валерий Викторович, это просто верхушечный треп, не более. Все Ваши вопросы, в том числе о точности, рассмотрены во многих моих публикациях здесь, на Праворубе.
в судебном процессе экспертиза, выполненная этим методом, грамотными защитниками часто разрушается;Мой опыт показывает, что все наоборот. Когда «грамотный» в области динамики и прочности защитник решает потягаться со мной на моем поле, он начисто проигрывает.
Вы к этому готовы?
Доброго времени суток Владимир Николаевич, мы с Вами встречались в Уфимском районном суде по делу о ДТП по обвинению Хакиова в 2014г., (гидроскольжение), Вы провели блестящую работу и представили заключение специалиста, к сожалению суд и все последующие инстанции, нас не услышали. Возможно судьи ничего не поняли, т.к. чтобы осмыслить данные процессы. необходимо иметь определенный уровень познаний. Спасибо за вышеуказанные рекомендации, очень полезно. У меня очередной ребус в виде ДТП, я представляю интересы потерп. (девушка переходила дорогу в Шакше). После ДТП она потеряла память и ничего не помнит. По делу вынесли уже 3 отказа в ВУД. Чудотворцы из УВД. очередной раз меняют место наезда, при помощи лжеочевидцев, которые в своих объяснениях противоречат друг другу и самим себе. Есть видеозапись, но не полная. В кадре только остановка а/м и полет потер. на асфальт. Но есть примечательный факт, у потерп. в руках был пакет, где находился какой-то предмет, (предполож. жен. портмоне). В кадре видна траектория полета данного предмета от удара об а/м, на расстоянии 20-30 метров. Полагаю возможным, определить место наезда по траектории полета предмета, по углу отражения. Прошу Вашего совета. С уважением Рафис Шайгарданов.