Даже беглый поиск в Интернете статей на эту тему показывает, что государственные судебно-экспертные учреждения с ученым видом продолжают толочь ту же воду в ступе, что и много лет назад. Другие важно замечают, что те единицы экспертов, которые определяют скорость автомобиля по деформациям, выдают заключения с очень точными выводами, устанавливая скорость движения до десятых долей. Такая точность очень сомнительна, ведь на скорость движения автомобиля влияет огромное количество факторов, а уж на образование повреждений – еще большее. Третьи, юристы по образованию, дают умные советы на технические темы.
Так как конечно-элементный анализ у нас в России теперь прописан МЮ и МВД среди легитимных методов, не будем дискуссировать с солидными учеными-преучеными мужами, упомянутым выше всуе, а сразу перейдем к практике того, что и как можно и нужно сделать для того, чтобы точно и надежно установить скорость автомобиля по его повреждениям в момент наезда на пешехода.
До назначения экспертизы
Первое, что надо сделать, это внимательно изучить заключение судебно-медицинского эксперта на предмет повреждений (переломов или гематом) на конечностях тела пешехода или его голове. Именно по деформациям от ударов конечностями или головой о металлические части автомобиля можно надежно установить скорость автомобиля. Тело пешехода, падая на капот автомобиля, деформирует капот, но под капотом есть множество жестких элементов конструкции, которые препятствуют его деформации. Поэтому в таких деформациях отражается только часть фактически затраченной кинетической энергии и капот редко пригоден для прочностного исследования.Если поза пешехода в момент наезда, исходя из его травм и повреждений автомобиля, не очевидна, то лучше предварительно провести комплексную транспортно-трасологическую и судебно-медицинскую экспертизу.
Второе, что надо сделать, это осмотреть и измерить деформированные металлические части автомобиля, которые повреждены конечностями или головой пешехода. Еще раз – измерить деформированные части, а не только их деформацию. Это можно сделать на месте со специалистом, имеющим знания и навыки в машиностроительном черчении и измерениях, – с инженером. Если у пешехода повреждены ноги, а у автомобиля – бампер, то придется этот пластиковый бампер снять, так как пластик практически ничего для производства экспертизы не дает, а измерять нужно металлический усилитель этого бампера.
Третье, надо определиться с материалом поврежденной детали автомобиля. Это может быть сталь или алюминиевый сплав. Если с этим проблема – то после измерения детали на месте отправляйте ее на металловедческую экспертизу или запрашивайте завод-изготовитель о материале и его механических свойствах. Иначе, при производстве экспертизы, придется принять минимальные механические характеристики материала, что приведет к вычислению заниженного значения скорости автомобиля в момент удара.
Ну и последняя, и наиболее сложная задача, если пешеход скончался, это установить размеры (диаметр) конечности в месте перелома или травмы. Можно использовать обувь, обтягивающую одежду или недавние прижизненные фотографии с объектом в кадре, реальные размеры которого известны.
Пример — дело о наезде на пешехода
Итак, через 20 минут после наступления нового 2014 года в с. Малая Сердоба Пензенской области автомобиль ВАЗ-21124 наехал на пешехода – пожилую женщину, в зоне действия знака, ограничивающего скорость 40 км/ч.Согласно заключению судмедэксперта, первоначальный контакт автомобиля с пешеходом был в области правой голени, с образованием открытого перелома в верхней трети, находящегося в 29-30 см от подошвы стопы, с наличием треугольного отломка (т.е. «бампер-перелом»). Повреждения автомобиля показаны на фотографии ниже – видна деформация усилителя бампера. Более крупная фотография этого усилителя есть в заключении эксперта.
Заключение госэксперта ничего, кроме механизма наезда, не дало, а следствие интересовала скорость автомобиля. Так как дело расследовало МВД, автомобиль российского производства, то имелась возможность полностью собрать необходимые исходные данные. Такого же мнения придерживались следователь Вологина и адвокат водителя автомобиля, который, со слов следователя, авансом сразу же пообещал
Следователь, под протокол осмотра с понятыми, измерила сапог пешехода, чтобы определить диаметр ноги. К измерению усилителя бампера был привлечен инженер, работающий конструктором, то есть владеющим навыками измерений и черчения. Предприятие-изготовитель усилителя бампера сообщило сведения о материале усилителя и механических свойствах этого материала.
На этих исходных данных мною был построен конечно-элементный аналог усилителя бампера и произведен расчет с целью получить расчетную деформацию усилителя бампера, такую же, как и его фактическая деформация после упругой разгрузки.
Без учета затрат энергии на перелом кости пешехода и разрушения пластикового бампера была получена скорость автомобиля в момент наезда на пешехода не менее 86-88 км/ч. Но эти неучтенные затраты энергии малы, и скорость установлена практически точно. Водитель был осужден, я на суде не был, местная профессура так и не появилась, и, похоже, апелляции тоже не было.
Надеюсь, что эта статья будет полезна и станет хорошим источником информации для адвокатов и следователей в части сбора исходных данных для производства экспертизы (исследования) по делу о наезде на пешехода.
Все статьи автора на Праворубе.