Кривое правосудие и кривое следствие неизбежно порождают и кривую судебную экспертизу. Знает ли читатель, что отечественная автоэкспертиза по наукоемкости уже отстала от западных коллег лет на 40? И что Ньютон, как говорится, в гробу ворочается от некоторых опусов наших экспертов?
«Установить часть кинетической энергии, затраченной на деформацию автомобилей, не представляется возможным, так как отсутствует научно разработанная, утвержденная в установленном порядке и апробированная методика». Эта фраза хорошо знакома адвокатам из заключений судебных автоэкспертов. И все в ней – вранье! Уже давно есть и методы и инструменты для производства расчетов, все давно апробировано мировой научной и инженерной практикой, закон не требует каких-либо утверждений, особенно у тех, кто давно отстал от поезда …
Полностью эта лекция приложена к статье. А здесь автор ограничится кратким изложением сути.
Автомобиль, с точки зрения прочниста, отличается от консервной банки только более сложной внутренней структурой. Но это не имеет значения для расчетчика, так как алгоритм расчета одинаков.
Критерий истины – эксперимент. Возьмем в качестве объекта эксперимента алюминиевые консервные банки из-под пива. В качестве деформирующего объекта нам понадобится молоток, а в качестве измерительного прибора – рулетка или линейка. На конце деревянной ручки молотка просверлим отверстие, чтобы молоток мог вращаться, как маятник. Теперь все готово к эксперименту.
Как видно из фотографии, нижняя часть молотка находится в начальный момент на высоте 270 мм от опорной поверхности. Эта цифра в дальнейшем нам еще пригодится.
Отпускаем молоток, он под действием силы тяжести падает и деформирует банку. Для чистоты эксперимента повторяем его еще два раза. Как видно из фотографии банок, этого достаточно – все банки деформированы практически одинаково и по характеру деформации, и по величине.
Измерив толщину деформированной банки, получаем 25 мм. Все, эксперимент закончен. Теперь сделаем расчет энергии, затраченной на деформацию банки. Молоток массой 0.6 кг упал с высоты 0.27 м до высоты 0.025 м, или его потенциальная энергия изменилась на величину 1.44 Дж.
Теперь из эксперимента известно, что на деформацию банки затрачена энергия 1.44 Дж. А можно ли ее рассчитать, зная начальную форму банки, механические свойства материала банки, величину и характер деформации банки? Есть ли «научно разработанные и апробированные» методы, неизвестные жрецам Фемиды?
Применим для расчета метод конечных элементов. МКЭ – это, в общем виде, широко известный метод численного решения систем дифференциальных уравнений, позволяющий с высокой и известной или заданной наперед точностью моделировать реальность, в том числе, в таких задачах как прочность и деформация конструкций и их элементов. А шире — нельзя назвать области науки и техники, где он бы не использовался для расчетов. Яндекс по запросу этого метода нашел 19 млн. ссылок, Google на англоязычный запрос нашел еще 7.9 млн. ссылок.
Но одна область, где этот метод неизвестен, не апробирован и не утвержден, все-таки есть – это российская судебная экспертиза!
Итак, измеряем консервную банку вдоль и поперек, из ГОСТ 745-79 «Фольга алюминиевая для упаковки» берем механические свойства материала, и строим конечно-элементный аналог банки. На рисунке молоток представлен только его рабочим бойком.
Для компьютера многократное решение системы из 15576 уравнений, построенных им для показанного аналога, не представляет труда, поэтому задаем движение бойка молотка вниз и посмотрим результат решения контактной задачи, когда высота от бойка до опорной поверхности станет равной 25 мм.
Сравнивая то, что получилось с фотографиями трех банок, удовлетворенно отметим, что совпадение очень хорошее. Затраты энергии, которые рассчитал компьютер, составили 1.41 Дж. Чуть меньше, чем 1.44 Дж, но в расчете не было учтено деформационное упрочнение материала. Но все равно – погрешность копеечная! Поэтому, проведя несложный расчет, получаем, что наш молоток упал на банку с высоты не меньше 265 мм, а не 270 мм, как в эксперименте.
А как же ДТП, спросит читатель. А точно так же! Измеряем деформацию основных силовых элементов автомобиля, делаем конечно-элементный аналог этих элементов и производим расчет.
Если лихач на иномарке, оснащенной не оставляющей следов на дороге системой торможения АБС, задавит во дворе дома ребенка, и будет говорить, что ехал 15 км/ч, а ребенок выскочил под машину сам, другого способа установить истину, кроме этого, нет.