Негосударственные эксперты
Судебная экспертиза может быть назначена любому эксперту. Единственным условием является наличие у него специальных знаний.
«Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями» (ч.2 ст. 195 УПК РФ).
Это подтверждает и Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»:" ... судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами" (ст. 41).
Указанная норма действует со времён Воинского устава Петра I (1716), подтверждена Сводом законов Российской империи (1832), Уставом уголовного судопроизводства (1864), Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1923 года. В 1961 году норма приобрела современный вид:
«Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами… В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения» (ст. 70 УПК РСФСР).
Таким образом, негосударственный эксперт (применяются и неузаконенные синонимы — независимый, частный, альтернативный) ничем не отличается в процессуальном отношении от государственного.
Многовековую традицию нарушил следком.
СК против «частников»
17.05.2019 Председатель Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкин А.И. подписал Указание «О дополнительных мерах по усилению контроля за назначением судебных экспертиз по уголовным делам о преступлениях, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи (медицинской услуги)».
Самым главным в документе является то, что негосударственным судебно-медицинским экспертам и экспертным организациям не будут назначаться экспертизы по «врачебным» делам. Следователям указано, что по таким преступлениям комиссионные экспертизы
«назначать экспертам отделений сложных экспертиз государственных бюджетных учреждений здравоохранения, осуществляющих проведение судебно-медицинских экспертиз (далее региональные ГБУЗ «Бюро СМЭ»), или судебно-медицинским экспертам Следственного комитета» (п. 1.1).
Нет никаких сомнений, что Указание будет исполнено. Гарантией тому высочайшая дисциплинированность в следственном комитете.
Так, в крохотном правовом сегменте свершилась майская «революция» (запомните эту дату – 2019): из уголовно-процессуального оборота и только по одной категории дел изъяты частные эксперты.
С чего бы это?
Ещё недавно я наблюдал за предварительным следствием по «врачебному» делу, в котором околостоличное управление СК последовательно назначило три комиссионных судебно-медицинских экспертизы негосударственным экспертам в три разных региона, в том числе и удалённые. До сих пор не понимаю, почему следком избегал назначения экспертиз в государственные судебно-медицинские экспертные учреждения, которых рядом предостаточно. Кроме Российского центра судебно-медицинской экспертизы, есть бюро СМЭ Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области.
В Указании не раскрываются мотивы отказа от негосударственных судебно-медицинских экспертов, но мне интересно
Почему следком исключил «частников»?
Единственная объективная причина – это желание расчистить поле деятельности для своих судебно-медицинских экспертов. Их стали принимать в следком с 2017 года. Соответствующий закон Государственная Дума РФ приняла 16.07.2019: Карманной экспертизе в России быть! Мнение судебного врача.
08.04.2019 Бастрыкин А.И. сообщил, что на работу принято 22 эксперта-медика и они в 2018 году провели 164 судебно-медицинских экспертизы по уголовным делам о врачебных ошибках.
Много это или мало?
Это ничтожно, учитывая, что:
► в СК имеется пять тысяч материалов проверок и уголовных дел по преступлениям медицинских работников (2018 год),
► в Российской Федерации 85 субъектов, а каждому управлению СК необходим хотя бы один судебный медик.
Когда-то ещё удастся следкому переманить в свои территориальные управления достаточное количество высококвалифицированных экспертов из областных, краевых, республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы?
Александр Иванович явно поторопился расстаться с «частниками» и взвалить непосильную ношу на горстку своих судебно-медицинских экспертов.
P.S. Указание не является публичным документом и отсутствует на сайте следкома, мне его переслали мои ученики.
Правозащитники раскритикуют Указание за покушение на процессуальную независимость следователя.
Не понимаю, почему следком не применил другой вариант достижения этой же цели. Он не затрагивает напрямую права участников уголовного судопроизводства и заключается в следующем. До назначения экспертизы следком (заказчик) и частный судмедэксперт (исполнитель) обязательно заключают договор о возмездном производстве экспертизы. Достаточно запретить бухгалтерам следкома согласовывать финансовую часть договора, объяснив это оптимизацией бюджетных расходов, как всё устаканится само собой.