11.03.2019 президент Путин В.В. внёс в Государственную думу РФ проект Федерального закона (см.)
О внесении изменений
в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»
и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
(в части совершенствования правового регулирования организации и производства судебной экспертизы Следственным комитетом Российской Федерации).
В статье я проанализирую предлагаемые изменения в экспертном законодательстве. На возражения типа «закон-то ведь ещё не принят», сообщаю, что проекту открыта зелёная улица (см.):
•12 марта он зарегистрирован в Госдуме РФ под № 663034-7,
• отзывы, предложения и замечания к законопроекту предоставят до 13.04.2019,
• включили законопроект для рассмотрения в примерную программу на весеннюю сессию (апрель).
Не сомневайтесь: президентский проект станет законом — без каких-либо поправок и в запланированные сроки.
Итак, приступим к аналитике. Моя излюбленная методика сравнительного анализа банальна и заключается в следующем:
• расположить на экране монитора сравниваемые страницы рядом,
• для удобства разбить текст на каждой странице на части — смысловые строки, абзацы или предложения,
• расположить аналогичные (созвучные, схожие, подобные) фрагменты текста напротив друг друга,
• педантично сравнить получившиеся колонки между собой.В данном случае я расположил действующий закон слева, законопроект — справа. В статье я ссылаюсь на статьи действующего закона так, как будто законопроект уже принят.
«О Следственном комитете Российской Федерации»
(нажмите см., чтобы открылась сравнительная таблица)
Изменения в Федеральный закон:
• расширяют перечень основных задач СКР, за счёт добавления экспертной составляющей — обеспечение законности при производстве судебной экспертизы (ст. 1, ч. 4, п. 2), организация и производство судебных экспертиз (ст. 1, ч. 4, п. 3.1);
• включают в систему СКР криминалистические (экспертно-криминалистические) подразделения (ст. 12, ч. 1, п. 4) и судебно-экспертные организации (ст. 12, ч. 3);
• наделяют сотрудника СКР правом осуществлять производство судебной экспертизы (ст. 7, ч. 1, п. 5).Таким образом, следователь и эксперт являются сотрудниками одного ведомства и подчиняются по службе одному начальнику.
Регламентирован и перечень в 20 видов экспертиз, выполняемых в СКР. Судите сами (ст. 1, ч. 4, п. 3.1):
молекулярно-генетическая,
компьютерно-техническая,
видеотехническая,
информационно-аналитическая,
строительно-техническая,
фоноскопическая,
лингвистическая,
финансово-аналитическая,
психофизиологическая (с использованием полиграфа),
почерковедческая,
дактилоскопическая,
баллистическая,
портретная,
трасологическая,
физико-химическая,
пожарно-техническая,
экологическая,
медико-криминалистическая,
экспертиза холодного оружия
технико-криминалистическая экспертиза документов.
Моё внимание особо привлекают молекулярно-генетическая и медико-криминалистическая экспертизы. Таких нет даже в Минюсте РФ. Эти экспертизы схожи по названию с выполняемыми в Российском центре (РЦСМЭ) и региональных бюро судебно-медицинской экспертизы:
генетическая (см.),
медико-криминалистическая (см.).
Чем они отличаются и в чём совпадают, узнаем из последующей экспертной практики следственного комитета.
«О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (см.)
Внесение экспертных изменений только в закон о СКР было бы одиозным. Сделан подарок и другим силовым ведомствам: подтверждено законодательно и окончательно уже сложившееся наличие в силовых ведомствах свое «карманной» экспертной службы. Через следующие изменения в закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
Сначала рассмотрим абзац, дополнивший ст. 9 «Основные понятия…».
К уполномоченным федеральным государственным органам относятся:
• федеральные органы исполнительной власти,
• и осуществляющий в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства федеральный государственный орган,
на которые возложены функции по организации и производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в РФ".
Примечание автора
К федеральным органам исполнительной власти относятся все «силовики» — Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций и далее по списку. В том числе и сам Следственный комитет. Но его почему-то выделили особо и обозначили витиевато и громоздко. Но в полном соответствии с предыдущим указом президента:
«1. Следственный комитет Российской Федерации (далее — Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства». Положение о Следственном комитете Российской Федерации (см.)
(утверждено Указом Президента РФ № 38 от 14.01.2011 (ред. от 21.12.2018) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»).
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Запомните это понятие, «уполномоченные федеральные государственные органы», так как все предлагаемые изменения опираются на них. См. также ст. 11, части 4, 5, 7 и 8; ст. 13; ст. 15, п. 3; ст. 37, ч. 1; ст. 38, ч. 1.
Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составят (ст. 3), в том числе и
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
и нормативные правовые акты осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства федерального государственного органа,
на которые возложены функции по организации и производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации».
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются (ст. 12) специализированные учреждения и подразделения уполномоченных федеральных государственных органов (части 1 и 2),
специализированные учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1),
созданные для организации и производства судебной экспертизы.
Так «без шума и пыли» закреплены в России полномочия силовых структур по производству «карманных» экспертиз своими экспертами, находящимися в служебной зависимости от начальства. Окончательно рухнули мечты о Федеральной экспертной службе, не подчиняющейся ни одному силовому ведомству.
Мнение судебного врача
Странно, что не внесены изменения в ст. 70 УПК РФ «Отвод эксперта»:
«2. Эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу …
2) если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон…».Следователь и его руководитель следственного органа являются участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения (п. 47 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, включение эксперта в штат следственного органа обеспечивает его служебную зависимость от руководителя следственного органа, заинтересованного в экспертных заключениях, дающих основание для обвинения.
Объединение под одной ведомственной крышей заказчиков и исполнителей экспертизы всегда вызывало нарекания юристов/адвокатов/правозащитников. Думаю, что они возмутятся и эту оплошность устранят. Например, примечанием к ст. 70 УПК РФ:
если следователь и эксперт работают в одном и том же ведомстве, то зависимость эксперта от следователя не рассматривается как служебная, так как эксперт не подчиняется следователю напрямую. А возможно оставят всё как есть. Мало ли в российском уголовном праве противоречий и иной законодательной дефектуры?