Настоящая статья будет полезна, прежде всего, адвокатам и юристам, занимающимся спорами, связанными с договорами поставки. В статье рассмотрена часто встречающаяся ситуация, когда покупатель желает отказаться от приобретенного товара, в виду того, что продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Такое право предоставлено покупателю статьей 464 Гражданского кодекса РФ.
В недавнем прошлом мне довелось представлять интересы продавца (ответчика) в споре с покупателем (истцом), когда последний решил воспользоваться указанным выше правом и попытался возвратить приобретенный товар.
Предыстория спора была следующая.
Между двумя юридическими лицами был заключен договор поставки. Доставка товара покупателю осуществлялась транспортной компанией со склада продавца. После получения товара покупатель производил его оплату. Таким путем было осуществлено несколько поставок.
В последней поставке покупателем были приобретены две партии товара по двум разным накладным (назовем их накладная № 1 и накладная № 2). Покупатель после получения товара произвел за него оплату в полном объеме.
Казалось бы, все хорошо, однако спустя несколько месяцев в адрес продавца был предъявлен иск, в котором покупатель выдвинул требования об отказе от ранее приобретенного товара по накладной № 2, и просил продавца вернуть уплаченную за товар сумму, а поставленный товар – забрать.
С обозначенной ситуацией ко мне за юридической помощью обратился продавец товара (ответчик). Доверитель находился в другом регионе, спор рассматривался согласно условиям договорной подсудности в Арбитражном суде Новосибирской области.
Требования покупателя основывались на следующем:
Покупатель утверждал, что приобретенный им товар (по накладной № 2) был не промаркированным, без указания срока годности. К товару не были приложены, предусмотренные условиями договора, качественное удостоверение и сертификат соответствия, а также не была предоставлена счет-фактура, в связи с чем покупатель, по его мнению, был ущемлен в правах на получение вычета по НДС. На указанных основаниях покупатель желал отказаться от полученного товара и вернуть уплаченные за него денежные средства.
Свою позицию покупатель подкреплял рядом документов:
Товарная накладная, по которой был поставлен товар, не была подписана представителями покупателя.
В акте приемки груза от транспортной компании покупатель указал, что у него имеются замечания, а именно было указано, что коробки с товаром не промаркированы, к товару не приложен полный пакет документов.
Также покупатель предъявил книги покупок-продаж, налоговые декларации по НДС, на основании которых мотивировал ущемление его права на получение налогового вычета, так как к товару продавцом не была предоставлена счет-фактура.
Для подтверждения того, что покупатель обращался к продавцу с требованием передать недостающие документы, последний приобщил к иску две претензии, в одной из которых покупатель просил предоставить недостающие, по его мнению, документы, вторая претензия была с требованием забрать товар и вернуть уплаченные денежные средства (досудебная претензия).
Казалось, истец предоставил неплохую доказательственную базу, а именно товарную накладную, неподписанную с его стороны, а также акт приемки груза с замечаниями, на которых покупатель основывал свои требования. Однако был в деле один существенный момент – истец (покупатель) не предоставил в материалы дела доказательств направления продавцу первой претензии (с просьбой предоставить недостающие документы). Были доказательства направления только второй досудебной претензии.
Исходя из предъявленных покупателем (истцом) документов была сформирована позиция продавца (ответчика), и заключалась она в следующем:
Покупатель не доказал оснований ответственности, предусмотренных ст. 464 ГК РФ, а именно факта обращения к ответчику с требованием о предоставлении недостающих документов. Судебная практика идет по пути того, что, если покупатель не назначил продавцу разумный срок для передачи документов, относящихся к товару, покупатель не вправе отказаться от товара.
Приобщенные покупателем в материалы дела претензии не могут являться доказательством установления срока для передачи недостающих документов, так как доказательств направления первой претензии истец не предоставил, а вторая претензия являлась соблюдением претензионного порядка, а не претензией в порядке ст. 464 ГК РФ.
Относительно предоставленного акта транспортной компании с занесенными в него замечаниями было указано, что данный акт не свидетельствует о том, что заявленные в нём замечания были доведены до сведения продавца, так как отсутствовали доказательства передачи листа с замечаниями в адрес последнего.
По поводу неподписанной товарной накладной было указано, что отсутствие подписи покупателя не свидетельствует о том, что последний не принял товар. Факт принятия товара может подтверждаться другими доказательствами. В частности, в рассматриваемом деле факт принятия товара подтверждается совершением покупателем ряда последовательных действий: оплата товара в полном объеме после его получения, отсутствие доказательств принятия товара на ответственное хранение, отсутствие доказательств доведения до продавца претензий относительно качества полученного товара.
Относительно доводов об отсутствии качественного удостоверения и сертификата соответствия было указано, что по товарной накладной № 1 были предоставлены аналогичные качественное удостоверение и сертификат соответствия, что не оспаривалось покупателем. Таким образом, даже если бы к партии товара по второй накладной не были приложены указанные документы, истец не был лишен возможности использовать документы, приложенные к первой партии товара, так как первая и вторая партия были однородными.
Оставалось отбиться от доводов покупателя о нарушении его права на получение налогового вычета по НДС. Здесь действительно продавец нарушил сроки подачи сведений, в которых бы отражалась спорная поставка. По всей видимости из-за этого у покупателя возникли сложности с получением вычета. Однако в ходе рассмотрения дела продавцом были устранены упущения и в налоговый орган были предоставлены необходимые сведения.
Несмотря на то, что ответчиком был нарушен срок подачи сведений в налоговый орган, указанное обстоятельство не является основанием для отказа от исполнения договора поставки покупателем, так как последний не лишен права на получение вычета по НДС путем подачи уточненной налоговой декларации в течение трех лет в соответствии с положениями ст. 81 Налогового кодекса РФ.
Итог по делу:
Арбитражный суд согласился с контрдоводами и отказал покупателю в удовлетворении его требований в полном объеме. Таким образом, попытка покупателя вернуть товар продавцу не увенчалась успехом.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области было оставлено без изменения Седьмым арбитражным апелляционным судом.
Добавлено: 12:41 29.09.2022