Вопросы, заданные уважаемому В.Ю. Костюшеву после выступления на Конференции (в частности, о справедливости судейской оценки защитительных доводов адвокатов в уголовном процессе), побудили меня взглянуть на проблему Справедливости в Законе методами лингвистической статистики.

Я попробовал поискать Справедливость в Законе, нажимая на клавиши калькулятора! 

Результаты оказались… эээ… как минимум, интересными.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

По С.И. Ожегову:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение ккому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить посправедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) — признать закем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное. 

То есть справедливость — это такая беспристрастность, в результате которой признаются достоинства, правота, отдаётся должное.

Уголовный Кодекс

В УК РФ слова с корнем «справедлив...» встречаются всего 4 раза:

1, 2)  в ст. 6 УК РФ — Принцип справедливости: наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного;

3)  в ст. 43 УК РФ — наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений;

4) ст. 60 УК РФ — осужденному назначается справедливое наказание.

Наглядно видно, что с точки зрения уголовного Закона справедливость — это только наказание.

Уголовно-исполнительный Кодекс РФ

При исполнении наказания справедливости в Законе нету вообще. Ну, терминов таких в тексте Закона не употреблено.

Уголовно-процессуальный Кодекс

В УПК РФ слова с корнем «справедлив...» встречаются всего 8 раз:

1) в ст. 6 УПК РФ — назначение справедливого наказания приравнено к отказу от уголовного преследования невиновных, их освобождению, реабилитации; = в целях достижения назначения уголовного судопроизводства;

2) ст. 226.9 УПК РФ  — при невозможности вынести справедливый  приговор дело подлежит возвращению прокурору;

3,4,5) ст. 297 УПК РФ — приговор должен быть справедливым;

7) ст. 389.9 УПК РФ — суд апелляционной инстанции проверяет справедливость приговора;

8) ст. 389.28 УПК РФ — суд апелляционной инстанции обязан указан, почему он считает приговор суда первой инстанции справедливым.

Как наглядно видно, с точки зрения уголовно-процессуального Закона, справедливость — это требование только и исключительно назначения наказания; и только в одном случае (в ст. 6 УПК РФ) опосредованно указано, что оправдание невиновного  восстанавливает справедливость также, как и назначение справедливого наказания виновному.

То есть, в уголовно-процессуальном Законе справедливость это в-первую очередь способность наказать виновного, причинив ему вред, эквивалентный нанесённый им самим, и, во-вторых, возможность оправдать невиновного, избавив его от причинения вреда, эквивалентного тому, в  причинении которого его обвиняли.

Шутка времён моей курсантской молодости о том, что лучшее поощрение — это одно ненаказание, внезапно заиграла новыми красками.

Промежуточные итоги 

Очень интересно получается у нас: в области уголовного преследования понятие справедливости законодателем (и по его воле — законоприменителем) связывается именно с наказанием (то есть воздаянием нарушителю), и лишь в редких (исключительных) случаях — со снятия бремени с пострадавшему (причём имеется в виду обвинённый, а не только потерпевший).

 Внимательный читатель уже заметил, что мною пропущен 6-ой случай использования слова с корнем «справедли...» в УПК РФ.

Это слово употреблено в ст. 332 УПК РФ, в тексте Присяги присяжного заседателя:

Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку

В тексте этой Присяги очень хорошо раскрыто исконное содержание понятия Справедливость — то есть это такая беспристрастность, при которой равным (эквивалентным) образом оцениваются как хорошие, так и плохие (pro&contra) доводы.

Вот на этой стадии размышлений меня пробрало просто до печёнок… потому что, оказывается, Торжественное обещание пионера Советского Союза я наизусть дословно помню, а принятые мною присяги милиционера, прокурора/следователя и адвоката — помню только в общем смысле((((

Присяги, клятвы и обязательства

В целях освежения памяти полез в Законы:

Закон о службе в ОВД (ст. 28):

Я, Имярек, поступая на службу в органы внутренних дел, торжественно присягаю на верность Российской Федерации и ее народу! 
Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника органов внутренних дел:
уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы;
быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью;
достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на меня обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну.
Служу России, служу Закону!

Обратите внимание — в присяге полицейского (то есть оперуполномоченного/дознавателя/следователя и их руководителей) — нет ни слова про справедливость!

То есть у перечисленных лиц, как у сотрудников органов внутренних дел, понятие справедливости в широком, то есть бытовом, то есть общечеловеческом смысле, попросту отсутствует в силу Закона; а в части осуществления функции уголовного преследования понятие справедливости у них (как у деятелей стороны обвинения)  относится только и исключительно к назначению наказания.

Сотрудники  Классного Громкого Бюро принимают Присягу военнослужащего, в которой тоже нету ни слова про справедливость (ст. 40 ФЗ «О воинской обязанности  и военной службе»):

Я, Имярек, торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации.
Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество

Даже у приставов, оказывается, есть присяга (ст. 28 Закона о службе в органах принудительного исполнения), но и в ней нету ни слова насчёт справедливости:

Я, Имярек,, поступая на службу в органы принудительного исполнения, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:
беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;
настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;
достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;
неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие профессиональные традиции.
Служу России, служу Закону!

 Закон «О Прокуратуре РФ» (ст. 40.4):

Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
активно защищать интересы личности, общества и государства;
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры

Обратите внимание, что для прокурорских работников случаи условия применения справедливости сформулированы максимально широко — "… при разрешении судеб людей...". Однако задачи причинение справедливости для прокуроров неотличимы от задач сотрудников правоохранительных органов; то есть прокурорские работники, при разрешении судеб людей, обязаны участвовать в назначении справедливого наказания; иного понятия справедливости в Законе для них не содержится.

Люди в мантиях, которых все уважают настолько, что требование называть их уважаемыми прямо прописано в ст. 257 УПК РФ, также приносят Присягу:

Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть

Обратите внимание — в тексте этой присяги «беспристрастность» и «справедливость» явно не тождественны, а являются соупотребимыми, но непротивопоставимыми терминами!

 Закончим нашим профильным Законом — там в ст. 13 текст Присяги адвоката:

Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката

 Как наглядно видно исходя из присяги адвоката, мы полагаем, что вся справедливость (как часть морали) — указана в Законе; и иных пределов для неё у адвокатов нету.

Интересности, и не только

Обратите внимание (момент №1), что, помимо справедливости (как части морали), в уголовно-процессуальном Законе упоминается также ещё один компонент морали — совесть.

Обратите внимание (момент №2), что понятие «совесть» употреблено только в присягах  судей — как «судей факта» (присяжных заседателей), которые принимают на себя обязательство «судить по совести»; так и «судей права», которые обязуются быть  и беспристрастными, и справедливыми, но только так, как им велят долг судьи  и совесть.

Обратите внимание (момент №3), что в Присяге судьи есть некий контрапункт — «долг судьи» и «моя совесть», который  есть ничто иное, как единство и борьба противоположностей.  Это хорошо, когда исполнение долга и веления совести совпадают; но где в Законе предусмотрены правила разрешения спора между долгом и совестью?  Увы, таких правил нет; а как в отсутствие таких правил разрешаются такие споры… кто может знать лучше нас — адвокатов? (то есть есть тех, кто в качестве способа защиты избирают именно такой способ — попытаться заставить задуматься лицо, принимающее решение!).

И ещё один совестливый момент. Согласно ст. 17 УПК РФ, у судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя и дознавателя есть свобода оценки доказательств — они их оценивают по внутреннему убеждению, руководствуясь при этом Законом и совестью.

Обратите внимание, что адвокаты свободой оценки доказательств не обладают — мы обязаны руководствоваться Законом; теперь понятно, почему судьи и сторона обвинения пренебрежительно относятся к нашим оценкам доказательствам — мы-то доказательства обвинения оцениваем бессовестно, а им совесть позволяет чувствовать себя свободно ...

ФИГ(ур)А Правосудия

В «12 стульях» в сцене аукциона продавались два лота — «парные фигуры, изображающие правосудие».

Различия между фигурками малы, атрибуты совпадают — женщина в мантии, с повязкой на глазах, держит в правой руке меч, а в левой — весы.

И такой образ Юстиции (в девичестве — Фемиды) является в наше время общераспространённым (достаточно посмотреть на такие же фигурки, ныне в изобилии водящиеся в кабинетах судей).  И, как часто грустно шутят юристы, Фемида слепа; весы ей нужды, чтобы отмерять причитающиеся ей блага, а меч — чтобы эти блага у неё не отобрали :)

А вот на здании нашего Верховного Суда у Юстиции другие атрибуты: повязки на глазах нет, в руках весы и щит

И в таком символизме есть глубокий (из глубины веков) смысл.

Современная юриспруденция в качестве некоего глубинного (генетического) кода имеет (в некоторой, достаточно большой части) древнеримское право. И покровителем правосудия была богиня Юстиция, воплощающая собой порядок и справедливость. 

А предшественником римской Юстиции был пантеон греческих богинь Фемиды, Немезиды и Дике.

Дике была богиней добрый дел, которая давала людям советы и разрешала их споры; следила за нравственностью и добропорядочностью людей, была нетерпима ко лжи, обману и коварству.  Атрибутами Дике были весы (с помощью которых она измеряла порядочность людей) и рог изобилия (как обещание награды праведно себя ведущим людям).

Фемида была богиней справедливости, которая выявляла неправедные поступки и разрешала споры: награждала достойных и осуждала неправедных. Повязки у Фемиды не было, вовсе даже наоборот — одним из её божественных атрибутов был факел, как символ выявления правды даже в самых тёмных случаях; другими её атрибутами были щит и рог изобилия (как символ защиты пострадавших и восстановления справедливости — возмещения ущерба ), и весы (находящиеся в равновесии), которые были у неё равным мерилом добра и зла, с помощью которых оценивались поступки людей.

Немезида же была была богиней божественного возмездия, которая занималась карой нарушителей (преступников). В её руках был меч, как орудие наказания (причём меч был в атакующей — клинком вверх — позиции), весы, как инструмент меры наказания (соответствия наказания проступку) (причём весы были в неравном положении, как показатель того, что оцениваются все доводы), и повязка на глазах — как символ беспристрастности наказания (кара невзирая на личность).

Всё было просто и логично.

Однако римляне, создавая Юстиции, всё смешали в одну кучу, и именно их трактовка символов правосудия отражена в ныне широко распространённых фигурках. А ведь по сути, в них, под именем Фемиды, изображена только Немезида, то есть не богиня правосудия, а богиня наказания....

Впрочем, с довода о том, что в ИХ понимании

справедливость — означает:  разобраться как следует, и наказать кого попало, и началось это исследование. 

Адвокат Гулый М.М.

Да 31 31

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Климушкин Владислав, Гулый Михаил, Матвеев Олег, Чечеткина Ксения, user96485
  • 16 Июня 2022, 04:40 #

    Уважаемый Михаил Михайлович, спасибо за интересные наблюдения! (handshake) 
    Действительно, по крайней мере в уголовном процессе, справедливость связывается только с наказанием... (smoke)

    +9
  • 16 Июня 2022, 11:36 #

    Уважаемый Михаил Михайлович, благодарю Вас за крайне любопытное исследование справедливости как языковой единицы с позиции закона, эпоса и личных наблюдений. С удовольствием ознакомилась и сохраню в избранное.

    +4
  • 16 Июня 2022, 11:48 #

    Уважаемый Михаил Михайлович, на мой взгляд, очень интересное и всестороннее исследование воплощения понятия справедливости!
    Добавлю, что  справедливость, по наблюдениям лингвистов, является одним из центральных понятий концептосферы русской культуры. Потому всегда интересно читать подобные Вашему рассуждения о нашей культуре во всех её проявлениях! Особенно, когда содержание отражает не только историю, но и современное положение дел.

    +5
  • 16 Июня 2022, 14:32 #

    Уважаемый Михаил Михайлович, с понятием справедливости мучаюсь давно, даже тоже хотел что-то написать на Праворубе, а потом плюнул. Хотел написать, что в справедливость не верю, но не потому, что она существует где-то в идеале и отсутствует в реале.

    Нет. Я не верю в нее даже в идеале, считая, что этим красивым словом прикрываются 2 греха — месть и зависть (их может быть больше, но это то, что бросается в глаза). Первому соответствует уголовное право (наказание, возмездие, кара за содеянное). Второму гражданское. 

    Про второе мне нравится одна из притч, рассказанных Христом, о хозяине виноградника, который нанимал работников. Кого-то нанял на работу с утра, кого-то днем, а кого-то под вечер. Вечером он с ними расплачивался, и к удивлению проработавших весь день они получили ту же плату, что и пришедшие час назад (это несправедливо!), на что ответ хозяина был:
    друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?При этом — да, люди мстительны и завистливы, куда деваться. А потому для механизма удержания равновесия в обществе используется так называемая справедливость. Но нужно же понимать, что она не благо, а напротив — порождение греховной природы людей. Как-то так думаю:)

    +7
    • 17 Июня 2022, 01:53 #

      Уважаемый Олег Витальевич, ох, как именно на Ваш комментарий мне хочется ответить… эээ… правильно… эээ… соответственно… ээээ… эквивалентно… эээээ… короче, мне трудно подобрать в данном конкретном случае термин, который бы описывал ситуацию в смысле: «полное логическое соответствие другими словами»....
      … ведь (применительно к теме моей публикации) у древних римлян, помимо Юстиции (как богини Правосудия), была такая дама, как Эквитас (сиречь богиня равновесия/соответствия/равнодействия и т.д.)… и её функции явно были включены в ныне общеизвестную фигуру Правосудия  (но увы — на мой взгляд — безо всяких оснований)… В итоге получается, что МЫ сражаемся за истинную справедливость… вне зависимости от того, что считается ею по действующему Закону

      +6
  • 17 Июня 2022, 14:43 #

    Уважаемый Михаил Михайлович, полагаю Ваш анализ только началом анализа. 

    Есть много научных работ о «справедливости» в праве. Спектр взглядов широк: от «не ищите справедливости в суде, так как право и справедливость — разные вещи» (нередко слышу это от судей), до «право не может быть несправедливым, так как несправедливое право не нужно людям и не будет ими поддерживаться». 
    Вот тут для примера можно почитать одну из таких научных работ (Дронова Ю.А., Туманова Л.В. Реплика о справедливости как правовой категории // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2020. № 1 (61). С. 113 – 122.)

    На мой взгляд проблема изначально в том, что «справедливость есть мног!» 
    То есть, очень много скрывается под этим словом.
    Есть лингвистический аспект. Есть обыденное понимание, которое очень размытое. Есть культурный аспект. Есть исторический. Есть философско-научные воззрения… и т.д., и т.п.
    Для право же нужно бы выделить чёткие критерии, типа «если у нас устанавливаются законы только путём референдума, то это справедливые законы!» (Или нет!? А что если на референдуме люди ошиблись, руководствовались сеюминутным, или были одурманены, как в фашистской Германии?). 
    При такой смуте выработка этих критериев архисложное дело!

    Однако, начать можно вот с этого лингвистического взгляда:
    https://youtu.be/6YJoy3MmdQQ

    0

Да 31 31

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О словах, их содержании, символах и смыслах» 5 звезд из 5 на основе 31 оценок.
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации