
Вопросы, заданные уважаемому В.Ю. Костюшеву после выступления на Конференции (в частности, о справедливости судейской оценки защитительных доводов адвокатов в уголовном процессе), побудили меня взглянуть на проблему Справедливости в Законе методами лингвистической статистики.
Я попробовал поискать Справедливость в Законе, нажимая на клавиши калькулятора!
Результаты оказались… эээ… как минимум, интересными.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
По С.И. Ожегову:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение ккому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить посправедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) — признать закем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.
То есть справедливость — это такая беспристрастность, в результате которой признаются достоинства, правота, отдаётся должное.
Уголовный Кодекс
В УК РФ слова с корнем «справедлив...» встречаются всего 4 раза:
1, 2) в ст. 6 УК РФ — Принцип справедливости: наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного;
3) в ст. 43 УК РФ — наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений;
4) ст. 60 УК РФ — осужденному назначается справедливое наказание.
Наглядно видно, что с точки зрения уголовного Закона справедливость — это только наказание.
Уголовно-исполнительный Кодекс РФ
При исполнении наказания справедливости в Законе нету вообще. Ну, терминов таких в тексте Закона не употреблено.
Уголовно-процессуальный Кодекс
В УПК РФ слова с корнем «справедлив...» встречаются всего 8 раз:
1) в ст. 6 УПК РФ — назначение справедливого наказания приравнено к отказу от уголовного преследования невиновных, их освобождению, реабилитации; = в целях достижения назначения уголовного судопроизводства;
2) ст. 226.9 УПК РФ — при невозможности вынести справедливый приговор дело подлежит возвращению прокурору;
3,4,5) ст. 297 УПК РФ — приговор должен быть справедливым;
7) ст. 389.9 УПК РФ — суд апелляционной инстанции проверяет справедливость приговора;
8) ст. 389.28 УПК РФ — суд апелляционной инстанции обязан указан, почему он считает приговор суда первой инстанции справедливым.
Как наглядно видно, с точки зрения уголовно-процессуального Закона, справедливость — это требование только и исключительно назначения наказания; и только в одном случае (в ст. 6 УПК РФ) опосредованно указано, что оправдание невиновного восстанавливает справедливость также, как и назначение справедливого наказания виновному.
То есть, в уголовно-процессуальном Законе справедливость это в-первую очередь способность наказать виновного, причинив ему вред, эквивалентный нанесённый им самим, и, во-вторых, возможность оправдать невиновного, избавив его от причинения вреда, эквивалентного тому, в причинении которого его обвиняли.
Шутка времён моей курсантской молодости о том, что лучшее поощрение — это одно ненаказание, внезапно заиграла новыми красками.
Промежуточные итоги
Очень интересно получается у нас: в области уголовного преследования понятие справедливости законодателем (и по его воле — законоприменителем) связывается именно с наказанием (то есть воздаянием нарушителю), и лишь в редких (исключительных) случаях — со снятия бремени с пострадавшему (причём имеется в виду обвинённый, а не только потерпевший).
Внимательный читатель уже заметил, что мною пропущен 6-ой случай использования слова с корнем «справедли...» в УПК РФ.
Это слово употреблено в ст. 332 УПК РФ, в тексте Присяги присяжного заседателя:
Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку
В тексте этой Присяги очень хорошо раскрыто исконное содержание понятия Справедливость — то есть это такая беспристрастность, при которой равным (эквивалентным) образом оцениваются как хорошие, так и плохие (pro&contra) доводы.
Вот на этой стадии размышлений меня пробрало просто до печёнок… потому что, оказывается, Торжественное обещание пионера Советского Союза я наизусть дословно помню, а принятые мною присяги милиционера, прокурора/следователя и адвоката — помню только в общем смысле((((
Присяги, клятвы и обязательства
В целях освежения памяти полез в Законы:
Закон о службе в ОВД (ст. 28):
Я, Имярек, поступая на службу в органы внутренних дел, торжественно присягаю на верность Российской Федерации и ее народу!
Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника органов внутренних дел:
уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы;
быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью;
достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на меня обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну.
Служу России, служу Закону!
Обратите внимание — в присяге полицейского (то есть оперуполномоченного/дознавателя/следователя и их руководителей) — нет ни слова про справедливость!
То есть у перечисленных лиц, как у сотрудников органов внутренних дел, понятие справедливости в широком, то есть бытовом, то есть общечеловеческом смысле, попросту отсутствует в силу Закона; а в части осуществления функции уголовного преследования понятие справедливости у них (как у деятелей стороны обвинения) относится только и исключительно к назначению наказания.
Сотрудники Классного Громкого Бюро принимают Присягу военнослужащего, в которой тоже нету ни слова про справедливость (ст. 40 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
Я, Имярек, торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации.
Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество
Даже у приставов, оказывается, есть присяга (ст. 28 Закона о службе в органах принудительного исполнения), но и в ней нету ни слова насчёт справедливости:
Я, Имярек,, поступая на службу в органы принудительного исполнения, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:
беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;
настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;
достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;
неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие профессиональные традиции.
Служу России, служу Закону!
Закон «О Прокуратуре РФ» (ст. 40.4):
Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
активно защищать интересы личности, общества и государства;
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры
Обратите внимание, что для прокурорских работников случаи условия применения справедливости сформулированы максимально широко — "… при разрешении судеб людей...". Однако задачи причинение справедливости для прокуроров неотличимы от задач сотрудников правоохранительных органов; то есть прокурорские работники, при разрешении судеб людей, обязаны участвовать в назначении справедливого наказания; иного понятия справедливости в Законе для них не содержится.
Люди в мантиях, которых все уважают настолько, что требование называть их уважаемыми прямо прописано в ст. 257 УПК РФ, также приносят Присягу:
Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть
Обратите внимание — в тексте этой присяги «беспристрастность» и «справедливость» явно не тождественны, а являются соупотребимыми, но непротивопоставимыми терминами!
Закончим нашим профильным Законом — там в ст. 13 текст Присяги адвоката:
Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката
Как наглядно видно исходя из присяги адвоката, мы полагаем, что вся справедливость (как часть морали) — указана в Законе; и иных пределов для неё у адвокатов нету.
Интересности, и не только
Обратите внимание (момент №1), что, помимо справедливости (как части морали), в уголовно-процессуальном Законе упоминается также ещё один компонент морали — совесть.
Обратите внимание (момент №2), что понятие «совесть» употреблено только в присягах судей — как «судей факта» (присяжных заседателей), которые принимают на себя обязательство «судить по совести»; так и «судей права», которые обязуются быть и беспристрастными, и справедливыми, но только так, как им велят долг судьи и совесть.
Обратите внимание (момент №3), что в Присяге судьи есть некий контрапункт — «долг судьи» и «моя совесть», который есть ничто иное, как единство и борьба противоположностей. Это хорошо, когда исполнение долга и веления совести совпадают; но где в Законе предусмотрены правила разрешения спора между долгом и совестью? Увы, таких правил нет; а как в отсутствие таких правил разрешаются такие споры… кто может знать лучше нас — адвокатов? (то есть есть тех, кто в качестве способа защиты избирают именно такой способ — попытаться заставить задуматься лицо, принимающее решение!).
И ещё один совестливый момент. Согласно ст. 17 УПК РФ, у судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя и дознавателя есть свобода оценки доказательств — они их оценивают по внутреннему убеждению, руководствуясь при этом Законом и совестью.
Обратите внимание, что адвокаты свободой оценки доказательств не обладают — мы обязаны руководствоваться Законом; теперь понятно, почему судьи и сторона обвинения пренебрежительно относятся к нашим оценкам доказательствам — мы-то доказательства обвинения оцениваем бессовестно, а им совесть позволяет чувствовать себя свободно ...
ФИГ(ур)А Правосудия
В «12 стульях» в сцене аукциона продавались два лота — «парные фигуры, изображающие правосудие».
Различия между фигурками малы, атрибуты совпадают — женщина в мантии, с повязкой на глазах, держит в правой руке меч, а в левой — весы.
И такой образ Юстиции (в девичестве — Фемиды) является в наше время общераспространённым (достаточно посмотреть на такие же фигурки, ныне в изобилии водящиеся в кабинетах судей). И, как часто грустно шутят юристы, Фемида слепа; весы ей нужды, чтобы отмерять причитающиеся ей блага, а меч — чтобы эти блага у неё не отобрали :)
А вот на здании нашего Верховного Суда у Юстиции другие атрибуты: повязки на глазах нет, в руках весы и щит
И в таком символизме есть глубокий (из глубины веков) смысл.
Современная юриспруденция в качестве некоего глубинного (генетического) кода имеет (в некоторой, достаточно большой части) древнеримское право. И покровителем правосудия была богиня Юстиция, воплощающая собой порядок и справедливость.
А предшественником римской Юстиции был пантеон греческих богинь Фемиды, Немезиды и Дике.
Дике была богиней добрый дел, которая давала людям советы и разрешала их споры; следила за нравственностью и добропорядочностью людей, была нетерпима ко лжи, обману и коварству. Атрибутами Дике были весы (с помощью которых она измеряла порядочность людей) и рог изобилия (как обещание награды праведно себя ведущим людям).
Фемида была богиней справедливости, которая выявляла неправедные поступки и разрешала споры: награждала достойных и осуждала неправедных. Повязки у Фемиды не было, вовсе даже наоборот — одним из её божественных атрибутов был факел, как символ выявления правды даже в самых тёмных случаях; другими её атрибутами были щит и рог изобилия (как символ защиты пострадавших и восстановления справедливости — возмещения ущерба ), и весы (находящиеся в равновесии), которые были у неё равным мерилом добра и зла, с помощью которых оценивались поступки людей.
Немезида же была была богиней божественного возмездия, которая занималась карой нарушителей (преступников). В её руках был меч, как орудие наказания (причём меч был в атакующей — клинком вверх — позиции), весы, как инструмент меры наказания (соответствия наказания проступку) (причём весы были в неравном положении, как показатель того, что оцениваются все доводы), и повязка на глазах — как символ беспристрастности наказания (кара невзирая на личность).
Всё было просто и логично.
Однако римляне, создавая Юстиции, всё смешали в одну кучу, и именно их трактовка символов правосудия отражена в ныне широко распространённых фигурках. А ведь по сути, в них, под именем Фемиды, изображена только Немезида, то есть не богиня правосудия, а богиня наказания....
Впрочем, с довода о том, что в ИХ понимании
справедливость — означает: разобраться как следует, и наказать кого попало, и началось это исследование.
Адвокат Гулый М.М.