
Данная тематика является очень болезненной, но заслуживает внимания каждого юриста нашей страны, а тем более тех, кто приведен к присяге или считается ее давшим (имею в виду старых адвокатов). Речь о наших добровольцах, принимающих участие в боевых действиях «по зову сердца» (В. Путин) на Востоке Украины (Донецк, Луганск), Сирии и других одному Богу известных местах.
Надо сказать, что я был уверен в том, что наши специальные службы используют систему работы с нелегальными агентами, так называемую «покрышку», когда привлеченное к тем или иным мероприятиям лицо, хотя формально и не числится в штате той или иной службы, но в отношении него организуется исчерпывающий перечень эвакуационных мероприятий, оперативной, медицинской помощи и само собой мер социальной защиты и прочее по необходимости.
Моя уверенность базировалась в том числе на примерах прохождения лечения в московских, ростовских военных госпиталях указанных лиц, их оперативном доставлении с места боевых действий и прочее. Вместе с тем, в последнее время все больше сигналов о том, что лица, россияне, получившие указанные боевые ранения, не получают никакой помощи, точнее получают пенсию на общих основаниях по инвалидности и только.
Ситуация осложняется так же и тем, что каждый из таких комбатантов в России в случае официального обращения к властям может быть обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 359 УК РФ, так как доказать за чей счет осуществлялась переброска к месту ведения боевых действий, укомплектование оружием, боеприпасами, питание и прочее не сможет. Состав же указанного преступления формальный, предусматривающей не получение материального вознаграждения, а лишь действия в целях его получения.
Отдельно отметим, что практически все указанные лица имеют награды ДНР и ЛНР, врученные им правительствами указанных непризнанных республик. При этом практически все документы ЛНР и ДНР в соответствии с указом любимого и уважаемого Президента РФ от 18 февраля 2017 года признаются в России, кроме документов военного учета, приказах о награждении и только в отношении граждан Украины и лиц без гражданства. О россиянах – ни слова.
Таким образом, с правовой точки зрения указанные комбатанты поставлены буквально в безвыходное положение.
Негативные впечатления усиливает заявление В. Путина, сделанное им в ходе интервью каналу NBC
https://www.youtube.com/watch?v=dFimEmG-ngw
В частности, Президент России на вопрос о ситуации в Сирии (32 минута видео) в контексте действий господина Пригожина ответил, что не имеет к этому никакого отношения и ни во что там не вмешивается. Напомню, что не так давно в Сирии был атакован личный состав Частной военной компании «Вагнер», в ходе боестолкновения погибли российские граждане. Предполагаю, что есть и раненные.
https://www.youtube.com/watch?v=EHaU4J2j7zY
https://www.youtube.com/watch?v=pyAq7nt4Mog
Иными словами, представляется, что государство в лице компетентных органов пока не видит здесь никакой проблемы правового статуса наших добровольцев. Вместе с тем, проблема неоднократно озвучивалась в средствах массовой информации.
https://www.youtube.com/watch?v=LvGGZCtj9Zw
Совершенно по разному можно относиться к подаче информации и к самим пострадавшим, но факт остается фактом – их правовой статус в России не определен, социальных гарантий как участникам боевых действий законом не предусмотрено.
Мне представляется, что неравнодушная общественность, прежде всего ее сознательный юридически просвещенный авангард – мы адвокаты — могли бы внести существенный вклад в помощь нашим соотечественникам. Здесь есть разные инструменты: и обращение с петицией, и коллективные письма в адрес законодателя, Президента, наконец.
Повторюсь, можно совершенно по разному относиться к этим людям (лично мое отношение далеко от позитивного), но мне все же представляется, что им на законодательном уровне должна быть обеспечена социальная поддержка (или Россией, или ДНР, ЛНР) или этот вопрос хотя бы должен быть подвержен общественной дискуссии.
Сегодняшнее же положение вещей, когда люди из идеологических соображений, пускай даже, по – моему мнению, ложных, добровольцами отправились воевать, пострадали, а теперь никаких прав УБД не имеют, на мой взгляд, даже чисто из гуманитарных соображений – преступление.