ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВЕ
Год 2023. Начало истории. Славный город Ставрополь (столица Северного Кавказа). У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Говорит незнакомая мне девушка, со слов которой некий Банк пытается забрать у неё красивую машинку, честно купленную на трудовые доходы. Поскольку ничего со слов не понятно, прошу прислать мне документы. Получаю скан паспорта транспортного средства. Начинаю копать и погружаться в прошлое. Перезагрузка.
Год 2020. Начало истории.
Славный город Ростов-на-Дону (самовольно считает себя вратами Северного Кавказа. Три раза ХА-ХА). Согласно договору купли-продажи от 15 мая 2020 года, красивая девушка купила себе красивую машинку. Будучи красивой девушкой, она реально считала, что сам факт регистрации автомобиля на неё, как на собственника, означает проведение всех необходимых проверок органами ГИБДД, и, следовательно, об отсутствии каких-либо проблем.
Об общедоступном реестре залогов автомобилей, действующем с 2015 года, девушка не знала; перед покупкой автомобиля проверки по реестру не было; со слов девушки — в договоре купли-продажи красивой машинки ни слова о залоге не было (договор на руках отсутствует).
Проверяю реестр залогов, выясняется, что залог на машинке зарегистрирован. С 2019 года. Печально. Начинаю копать и погружаться в прошлое. Перезагрузка.
Год 2019. Начало истории.
Славный город Краснодар (исторически прозываемый местными жителями Екатеринодаром; столица кубаноидов всея нашего богоспасаемого Отечества).
Как выясняется из документов, тут некий гражданин 27 мая 2019 года посредством автокредита купил у официального автомобильного дилера ШКОДА красивую машинку, которую в последующем и приобрела та самая красивая девушка, обратившаяся ко мне помощью. Пора возвращаться в наше время. Перезагрузка.
Год 2023. Наше время. Банк внезапно обнаружил, что некий гражданин, приобретший посредством автокредита в мае 2019 года автомашинку, перестал платить ежемесячные платежи с 2020 года, и, пока не истекли сроки давности, Банк предъявил к некоему гражданину иск о взыскании задолженности по кредитному договору, и об обращении взыскания на предмет залога — ааааааавтомобиль!
Одновременно в иске Банк честно признавался, что ему известно об отчуждении неким гражданином предмета залога без согласия Банка, в связи с чем Банк и просил Суд истребовать сведения о нынешней принадлежности авто. Как только было установлено, что красивая машинка находится в собственности красивой девушки — она была привлечена к участию в деле в качестве соответчика. В это время девушка проживала в славном городе Георгиевске Ставропольского края (который известен подписанием в нём в 1783 году трактата о вхождении Грузинского царства в состав Российской Империи). И именно на этом этапе она и позвонила мне за помощью, ведь сама она справиться со сложившейся ситуацией не могла.
Потому что иск был предъявлен в Новотроицкий городской суд Оренбургской области.....
ИТОГО: история спорного автомобиля началась 27 мая 2019 года с его продажи официальным дилером ШКОДА в г. Краснодаре некоему гражданину, за счёт кредитных средств Банка, расположенного в г. Кострома, с передачей автомобиля в залог; продолжилась история 14 июня 2019 года в г. Батайске Ростовской области — при продаже автомобиля от первого покупателя (то есть некоего гражданина) второму покупателю; продолжилось история 15 мая 2020 года в г. Ростове-на-Дону при продаже автомобиля от второго покупателя — третьему покупателю (той самой девушке из г. Георгиевска Ставропольского края); и начала завершаться эта невероятная (но весьма болезненно реальная) история при подаче Банком (напоминаю — из Костромы) иска по месту жительства заёмщика (некоего гражданина) — в Оренбургской области.
Банком были предъявлены исковые требования к первому покупателю о расторжении кредитного договора, взыскании денежных средств, обращении взыскания на залоговое имущество; второй и третий покупатели (моя доверительница) были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц (хотя по сути, исковое требование об обращении взыскания на предмет залога обращалось к ней, к текущему собственнику автомобиля).
Вот так простое (поскольку практика разрешения дел об автомобилях, обременённых залогом, носит устойчивый — неблагоприятный для покупателей — характер уже последние лет 6-7) дело приобрело межрегиональный характер.
СИЛА ПРАВОРУБА
28 июня 2023 года я узнал о назначении судебного заседания в Новотроицком городском суде Оренбургской области. Дата заседания — 30 июня 2023 года.
Через ГАС Правосудие мною было подано ходатайство об отложении заседания и о предоставлении к доступу к материалам дела в электронном виде (есть такой функционал в ГАС). Формально эта система была запущена ещё в 2006 году; примерно с 2017 года в системе есть функционал по предоставлению удалённого доступа к материалам дела (аналогичный по смыслу сервис «Мой арбитр» в системе арбитражных судов действует примерно с 2011 года. Но зачем воспроизводить то, что уже хорошо работает, если можно создать свою распивочную — с преферансом и профурсетками, попутно изрядно попилив бюджет???). Поэтому в июле 2023 года Новотроицкий городской суд ОО мне в предоставлении удалённого доступа к материалам дела отказал.
Что же делать, что мне было делать? Времени, сил и денежных средств на поездку в Оренбург не было, да и зачем — ведь есть СИЛА ПРАВОРУБА!
ПРАВОРУБ известен тем, что НАШИ есть везде, и ПРАВОРУБ никогда не спит.
Методом поиска был установлен Резидент Праворуба в г. Новотроицке — уважаемая Екатерина Сергеевна Пастернак, которая по моей просьбе в течение суток провела ознакомление с материалами дела и выслала мне фотографии. Даже суд был удивлён оперативностью действий Праворубцев — во второй половине дня вторника мне отказали в удалённом ознакомлении с делом, а уже утром среды Екатерина Сергеевна стояла на пороге с ордером и заявлением на ознакомление !
Изучив материалы дела, я решил, что всё-таки хоть и минимальные, но есть шансы на успешное (в пользу красивой девочки) разрешение дела. Сделать этот вывод мне помогли мои специальные познания в области автобизнеса, которые я приобрёл, трудясь на разных должностях в группе компаний ДРИМКАР, которая в своё время была одним из крупнейших региональных автодилеров Кавказа.
АВТОБИЗНЕС ПО-РОССИЙСКИ
Официальный автодилер, реализующий в розницу и мелким оптом свои товары, по отношению к поставщику (представительству, импортёру, производителю) сам является покупателем.
Как правило, сами автомобили предоставляются ему в качестве товарного кредита, с отсрочкой платежа. Это означает, что стоящий в шоуруме или на складе автомобиль чаще всего не является собственностью автодилера, а всё еще остаётся собственностью поставщика. В зависимости от бренда и модели, срок консигнации (то есть времени до оплаты поставщику с даты поступления автомобиля дилеру) может быть от семи до 180 суток. Далее дилер обязан или приобрести автомобиль («выкупить» его у поставщика), либо продолжать держать без выкупа, но уже с начислением процентов на подлежащие уплате деньги (потому-то кредит и является товарным). В качестве обеспечения сохранности предмета кредита — автомобиля, дилеру подлинники документов на него (паспорт транспортного средства) передаётся только после оплаты. В идеале все поступившие автодилеру автомобили должны быть им выкуплены сразу же, что торговать уже собственным товаром; однако на практике «замораживать» большие денежные суммы на полную оплату товара никто не будет; поэтому, по сути, в большинстве своём каждый дилер торгует не своим товаром. С юридической точки зрения никакого нарушения норм гражданского законодательства в этом нет, поскольку, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, заключение договора купли-продажи будущей вещи закону не противоречит, главное, чтобы к сроку передачи такой вещи покупателю она была у продавца, принадлежала ему, и была свободной от прав третьих лиц.
С целью полного удовлетворения потребностей клиентов в приобретении автомобилей, автодилеры тесно сотрудничают с банковскими учреждениями, представители которых зачастую находятся в самих дилерских центрах, чтобы клиент мог взять автокредит, не отходя от кассы.
И вот такая тесная связка низовых работников автодилера и банковских учреждений зачастую используется для выполнения плана продаж посредством некоторого отступления от правил.
Клиенту интересно быстро купить машину. Автодилеру интересно быстро продать машину, при этом не используя собственные деньги (не «замораживая» их в товаре). Банку интересно выдать клиенту автокредит с обеспечением в виде залога.
Поэтому на этапе покупки сотрудники автодилера предоставляют в Банк (через его уполномоченного сотрудника, находящегося прямо в ДЦ) комплект копий документов, из которых следует, что автомобиль уже «выкуплен» дилером у Представительства, и реализуется конечному покупателю — клиенту. Банк производит кредитование клиента, кредитные деньги перечисляет дилеру в счёт оплаты автомобиля, и принимает автомобиль в залог. Дилер полученными деньгами оплачивает автомобиль поставщику, и передаёт автомобиль клиенту. Довольный клиент уезжает на автомобиле, и в дальнейшем погашает кредит. Все довольны. Признаки именно такой схемы были мною выявлены при изучении материалов дела, и на этом я решил строить защиту.
СХЕМАТОЗ
Следите за руками.
19 мая 2019 года автомобиль (который в будущем станет предметом спора) поступил на склад Дилера.
24 мая 2019 года Дилер заключил с Первым покупателем предварительный договор купли-продажи автомобиля. Этот ДКП был представлен в Банк, который в этот же день выдал Первому покупателю кредит на приобретение авто. Одновременно с ДКП был представлен (в виде заверенной копии) Паспорт транспортного средства, в котором были отметки о передаче автомобиля Первому покупателю именно 24 мая 2019 года.
25 мая 2019 года Банк зарегистрировал залог в отношении автомобиля в Реестре.
А в подлинном Паспорте транспортного средства указано, что автомобиль поступил в собственность Дилера 27 мая 2019 года, что автомобиль был продан Первому покупателю 27 мая 2019 года и в этот же день передан ему.
Расхождение между датами покупки в документах, представленных Банку, и реальных документах — это как раз тот период, в который дилер кредитными деньгами выкупал автомобиль.
СУТЬ да ДЕЛО
Исходя из требований гражданского законодательства, я решил, что вещь в залог может передать только её собственник либо специально уполномоченное им лицо. На дату совершения (24 мая) и регистрации (25 мая) залог, собственником автомобиля было Представительство, а не Дилер. Поэтому нами были предъявлены встречные исковые требования — о признании залога отсутствующим.
Первый покупатель не растерялся, и предъявил свои встречные исковые требования — о признании договоров купли-продажи, заключенных со вторым и третьим покупателями недействительными, поскольку он, якобы, свой автомобиль второму покупателю не продавал, а отдавал в аренду, и подписи в ДКП оставлены не им.
Суд по моему ходатайству истребовал документы из регистрационных подразделений ГИБДД, у Представительства; у нас суд истребовал подлинник ПТС, и назначил почерковедческую экспертизу.
Эксперты пришли к категорическим выводам: в графе «Продавец» договора купли-продажи со вторым покупателем стоит не подпись Первого покупателя. Однако при этом в ПТС, в графе, соответствующей этому ДКП, в реквизите «Прежний собственник» стоит именно его собственноручная подпись.
Суд принял хорошее компромиссное решение: он удовлетворил нас, и признал залог автомобиля отсутствующим; он удовлетворил Банк во взыскании денег с первого покупателя, но отказал Банку в обращении взыскания на предмет залога; и, наконец, он удовлетворил Первого покупателя, признав последующие сделки купли-продажи автомобиля недействительными.
Такое решение устроило всех, кроме нас. Ведь по недействительной сделке красивая девочка должна отдать свою красивую машинку Первому покупателю, который за счет реализации автомобиля погасит свои долги перед банком.
Поэтому было принято решение об обжаловании решения суда в части удовлетворения исковых требований о признании Договора купли-продажи автомобиля между Вторым и Третьим покупателем недействительным.
В обоснование жалобы был положен вывод Конституционного Суда РФ о том, что при оспаривании нескольких последовательных сделок с имуществом, выбывшим из владения его собственника, при признании первой сделки недействительной все последующие сделки не подлежат признанию недействительными, поскольку должен применяться правовой механизм истребования имущества из чужого незаконного владения. При этом в жалобе было обращено внимание на противоречивое поведение Первого покупателя в процессе, и приведены ссылки на целый массив актуальной судебной практики относительно вопросов выбывания автомобилей из владения их собственников.
Более по делу жалоб никто не подавал.
25 июня 2024 года Оренбургским областным судом наша жалоба полностью удовлетворена; в итоге не только залог автомобиля был признан отсутствующим, но и в удовлетворении требований о признании договора купли-продажи этого автомобиля было отказано.
Так красивая девочка осталась не только со своей красивой машинкой, но и с знаниями о том, что такое реестр залогов и для чего он нужен.
А я нашёл очередной пример силы и пользы Праворуба.
Адвокат Гулый Михаил Михайлович,
АП СК, 26/2595