SkyNET обрёл сознание 29 августа 1997 года, в 2 часа 14 минут по восточному времени США. Операторы в спешке пытаются отключить его, в результате чего SkyNET принимает решение об уничтожении человечества и начинает ядерную атаку. Этого будущего не случилось.
Марти Макфлай прилетал 21 октября 2015 года. И где же летающие автомобили, ховерборды, самозашнуровывающиеся кроссы, голографическая реклама? Впрочем, в умном доме у Марти была видеоконференцсвязь с начальником… да вот извещение об увольнении пришло ему по факсу! Так что и этого будущего не случилось.
Наступило немного другое будущее — практически у каждого постоянно с собой носимый мощный компьютер с доступом к базам данных в интернет; частью этих баз данных являются сводные реестры данных, ведущиеся государством; организованы мощные средства электронного взаимодействия человека/гражданина с государством, и т.д. Это — то будущее, в котором мы сейчас живём; это будущее уже давно наступило.
В сфере практической юриспруденции развитие техники прошло путь от электронной почты. Как одного из источников получения информации, через отдельные сайты элементов судебной системы (как просто информационных вывесок) до единой (по сути — глобальной) системы электронного взаимодействия в сфере юриспруденции — ГАС «Правосудие», распространённой ныне вплоть до возможности дистанционного (удалённого) участия в процессе.
До ввода ГАС «Правосудие» в эксплуатацию единая электронная система (как сейчас модно говорить — экосистема) была создана в системе арбитражного судопроизводства — «Мой арбитр». Сравнивать эти системы я сейчас не буду (да и зачем? ответ и так всем практикам известен), поговорим об особенностях.
Вообще ГАС «Правосудие» задумана как инструмент с глобальными задачами, и мы — пользователи внешнего её контура — видим только незначительную часть экосистемы. От нас полностью сокрыты разделы внутреннего учёта, движения объектов учёта, средства и способы исчисления статданных, и многое, многое другое...
Для нас доступны, по сути, только два больших структурных элемента ГАС — «Делопроизводство» (к которому отнесены все стандартизированные официальные сайты каждого суда общей юрисдикции в России) и «Электронное правосудие» (система электронного документооборота).
Моя заметка относится к некоторым выявленным новым проблемам при использовании системы ЭП — раздела «Подача процессуальных документов в электронном виде». Введена в действие система ЭП с января 2017 года, и является, безусловно, прогрессивным способом взаимодействия с судебной системой. Особенно когда эта система работает как продекларировано (ну, или хотя бы, примерно так, как это было задумано).
Для подачи процессуальных документов в систему Электронного Правосудия необходимо использовать электронную цифровую подпись. Возможности системы ЭП и приёмы использования ЭЦП обсуждались на Праворубе практически со времени ввода системы в эксплуатацию:
Опыт подачи иска в суд через сеть Интернет
Инструкция! Как отправить документы через «ГАС» по уголовным делам!
Для заверения подаваемых в системе ЭП процессуальных документов необходимо использовать электронно-цифровую подпись. Документы в систему ЭП подаются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251. В соответствии с этим Порядком, электронные образы процессуальных документов в гражданском судопроизводстве (за редким исключением) должны быть заверены квалифицированной ЭЦП, а вот эти самые исключения должны быть заверены усиленной квалифицированной ЭЦП.
В уголовном же судопроизводстве лишь отдельные документы могут быть быть заверены «простой» КЭЦП, для заверения большинства документов необходима именно усиленная КЭЦП. Всем юристам, практикующим в нашей системе правосудия (как права судить), прекрасно понятно, для чего и почему именно так сформулированы эти правила — для создания путаницы, которая позволит операторам системы отвергать поданные в систему ЭП документы, мотивируя отказы исключительно несоблюдением пользователями установленного Порядка.
Поэтому я вот уже практически пять лет все документы в ГАС «Правосудие» и ГАС «Мой арбитр» подаю исключительно подписанными УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписью. До начала 2023 года в ГАС «Правосудие» была только одна возможность подачи подписанных УКЭП процессуальных документов:
1) пользователь создаёт документ;
2) пользователь создаёт УКЭП созданного документа (т.н. «отсоединённая подпись», то есть отдельный файл);
3) пользователь загружает в систему ЭП созданный им процессуальный документ;
4) пользователь загружает в систему ЭП созданный им «отсоединённый» файл УКЭП.
И в ответ получал квитанцию ГАС «Правосудие» о загрузке документов. С января 2023 года операторы ГАС упростили работу пользователей, и добавили ещё одну возможность создания УКЭП — путём непосредственного его подписания во время загрузки:
Клавиша «Прикрепить файл УКЭП» предназначена для загрузки уже существующей («отсоединённой») подписи; а клавиша «Подписать онлайн» предназначена для создания подписи в процессе загрузки документа. Насколько я понимаю, ориентиром для операторов ГАС «Правосудие» в этом случае виделось создание в процессе загрузки документов — с т.н. «внедрённой» УКЭП. Примерам такого подписания являются широко известные практикам ЭЦП, например, выписок из ЕГРЮЛ:
Т.н. «письма несчастья» из ГИБДД подписываются аналогично. Наконец, и в судах также применяются именно «внедрённые» ЭЦП:
Гладко вписано в бумаге, Да забыли про овраги, А по ним ходить
На практике, если воспользоваться клавишей «Подписать онлайн», то на экране получаешь сообщение от системы, что подписание документа произошло успешно. Но вот в дальнейшем, как оказывается, УКЭП никуда не внедряется, и в виде отдельного файла не создаётся; в получаемой квитанции сведений о подписании документа УКЭП — нету:
Естественно, что всё, что ни сделал пользователь, используется против него:
ВАЖНО! Сам принцип подачи процессуальных документов в систему Электронного Правосудия, по своей сути, является лишь цифровым аналогом непосредственного представления документов в суд, либо подачи их посредством почтовой связью (назовём эти способы подачи — "традиционными"). Однако между традиционными и цифровыми способами подачи документов есть весьма важная принципиальная разница.
При наличии определённых нарушений при подаче процессуальных документов традиционными способами оценку таких нарушений производит суд (судья), в полномочия которого входит принятие решений, влекущих определенные правовые последствия (например, если почтовой связью в суд поступит неподписанный иск, то суд будет обязан оставить иск без движения, с предоставлением заявителю иска времени на устранение недостатков; а если недостатки будут устранены, то иск будет принят к производству, что, например, повлечёт приостановку течения срока исковой давности). Для обжалования такого рода решений предусмотрена специальная процедура.
При наличии ровно таких же нарушений при подаче процессуальных документов цифровым способом оценку таких нарушений проводит оператор ГАС «Правосудие», который вообще участником судопроизводства не является (это вообще некий аноним-сисадмин). При этом в случае принятия анонимным сисадмином решения об недопуске процессуального документа, последний вообще считается неподаным. И никакой процедуры оспаривания решений такого анонимного сисадмина не предусмотрено ни Законом, ни Порядком — ведь, по логике операторов системы — как можно оспаривать отклонение документа, который вообще и не поступал???
С точки зрения процессуальной справедливости — ужас. С точки зрения системы — красота (ибо нехрен отнимать у занятых важными государственными делами людей их время, оплаченное нашими же налогами).
Поэтому, коллеги, призываю пока не вестись на кажущиеся удобства: использовать ГАС «Правосудие» для подачи процессуальных документов можно и нужно, но только путём создания электронных образов документов, и только посредством их заверения «отсоединённой» УКЭП, созданной и загружаемой отдельно к каждому документу, с получением подтверждающей квитанции.
Обмани систему-пользуй ее, будучи умнее!!!
Адвокат Гулый Михаил Михайлович, 26/2595