Постановление Двадцать первого ААС от 21 марта 2024 г. N 21АП-81/24

Пассажир, который долго и безрезультатно ждал прибытия рейсового автобуса на остановку общественного транспорта, пожаловался в Роспотребнадзор и потребовал привлечь перевозчика к административной ответственности:

- за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (ч.2 ст. 14.7 КОАП РФ), и

- за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч.1 ст. 14.8 КОАП РФ).

Роспотребнадзор отказался возбуждать дело, сославшись на мораторий, — проверять перевозчика с взаимодействием с ним по такой жалобе нельзя из-за постановления Правительства РФ N 336 от 10.03.2022, а составлять протокол об АП без такой проверки нельзя из-за ч. 3.1 ст. 28.1 КОАП РФ.

Обжалование отказа в арбитражном суде ни к каким результатам не привело, — суд счел, что в данном случае не имеется составов указанных нарушений:

- потребитель потребовал привлечь к ответственности перевозчика за то, что он не выполнил рейс автобуса по маршруту N 21 с отправлением в 7 часов 25 минут, а так же умолчал об этом, не предупредив потребителей о нарушении расписания движения, чем были нарушены права заявителя как потребителя. При этом согласно материалам дела, автобус вышел на линию и сломался;

- обращаясь в Роспотребнадзор и затем в суд, заявитель полагал, что ситуация, когда общественный транспорт (в данном случае автобус N 21) не выполняет рейс по расписанию (в данном случае автобус отсутствовал на остановочном пункте в 7.25 час.), может являться основанием для возбуждения в отношении перевозчика дел об административном правонарушении, предусмотренных ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ;

- между тем объектом административных правонарушений, предусмотренных данными статьями, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. В сложившейся правоприменительной практике под обманом потребителя понимается преднамеренное введение его в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. При этом такие действия являются скрытыми, невидимыми для потребителя;

- общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами определяются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

- согласно чч. 4, 6 ст. 19 Закона N 259-ФЗ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта; в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров;

- согласно пп. 3, 4 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, расписание регулярных перевозок определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Пунктом 11 тех же Правил установлены требования к информированию пассажиров о расписании движения общественного транспорта в местах остановки транспортного средства;

- информирование пассажиров о задержках рейса транспортного средства, в том числе в случае его поломки, законодательством не предусмотрено;

- таким образом, опоздание либо отсутствие автобуса в установленное графиком его движения время само по себе не может рассматриваться как нарушающее права потребителя на информацию о лице, оказывающем услугу по перевозке, либо о самой услуге, а также свидетельствовать об обмане потребителя;

- в то же время какие-либо факты, свидетельствующие о представлении гражданину (неопределенному кругу лиц) недостоверной информации о расписании автобуса, выполняющего рейс по маршруту N 21, в сообщении заявителя не указаны;

- при таких обстоятельствах следует признать, что обращение заявителя не содержало информации о событиях административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.7, 14.8 КоАП РФ, в связи с чем не требовало проведения проверки Роспотребнадзором по такому обращению.

К сведению: недавно ВС РФ высказался по проблеме невозможности привлечения к административной ответственности нарушителей по жалобам потерпевших, обусловленной введенным мораторием на проверки в совокупности с запретом возбуждать дела об АП без проведения КНМ с взаимодействием.  Правда, выводы ВС РФ касаются исключительно полномочий МВД России и органов дознания. Подробнее о правовой позиции ВС РФ см. в нашей новости.

Подготовлено экспертами компании «Гарант»

Ссылка на оригинал

Да 1 1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Опоздание рейсового автобуса не образует составов правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.8 и ч.2 ст. 14.7 КоАП РФ» 0 звезд из 5 на основе 1 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Бизнес-адвокат. GR, антикризисное управление, банкротство. 16 лет опыта, проекты по всей России. Консультации (кроме типовых вопросов по БФЛ) платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации