Речь в данной статье пойдет, конечно, не о размерах заработных плат сотрудников Федеральной антимонопольной службы, но об одном из способов пополнения казны, из которой, кстати говоря, эта заработная плата и выплачивается.
В 2010 году Новосибирское УФАС проводило проверку соблюдения законодательства о рекламе. Предметом их пристального внимания стала наружная реклама в виде разнообразных вывесок, баннеров, плакатов, щитов и пр.
Так случилось, что антимонопольный орган заинтересовался щитом с рекламой моего работодателя, у которого в ту пору в г. Новосибирске был открыт мебельный салон. Весьма незатейливое и ненавязчивое содержание злосчастного рекламного щита: «Мебель. Энергия уюта. 2 мин. ТК «Мозаика», Д. Ковальчук, 1/1. Скидки на всю мебель» — было признано Комиссии УФАС по Новосибирской области ненадлежащей рекламой:
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Федерального Закона «О рекламе»).
Антимонопольный орган заказал инженерно-топографический план, привлек экспертов, которые провели соответствующие измерения, расчеты и сделали вывод, что от места размещения рекламного щита до торгового комплекса за 2 минуты можно добраться только на транспорте, а пешком это расстояние возможно преодолеть за 25-30 минут.
Административный орган находит два квалифицирующих признака, для признания компании, нарушившей закон о рекламе:
- В рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно указание на необходимость использования транспорта;
- Реклама вводит потребителя в заблуждение, поскольку «не дает потребителю (пешеходу) точного представления о том, что фактически затраченное время окажется в разы больше».
Административный орган сначала выносит решение о признании компании, нарушившей ч.7 ст. 5 Федерального Закона «О рекламе», а затем постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ:
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Решаюсь на обжалование, и мне дают добро: мол, какой бы ни был результат, а отсрочку уплаты штрафа получим гарантированно. Подаю заявление и еду на рассмотрение.
В коридоре, ожидая начало судебного заседания, разговорились с представителем Новосибирского УФАС. Выяснилось, что у них (в управлении) таких дел как наше пруд пруди и с разными вариациями: у кого время, у кого расстояние, указанные в рекламе, не соответствуют действительности, а кто стрелочку не в том направлении нарисовал, кто-то съехал давно и пр. И всех привлекают к ответственности. Что называется: «Успокойтесь, мы сто раз так делали»…
А что же суд??
А суд внял моим доводам и вынес неожиданное и непредсказуемое для административного органа решение: Судом установлено, что объектом рекламирования в данном случае является мебель. При этом, исходя из п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей указание на рекламной конструкции времени 2 мин. не может быть отнесено к условиям приобретения товара, поскольку, как правильно указал заявитель в рекламе предоставление скидок на всю мебель не поставлено в зависимость от того, сколько времени потребитель затратит для того чтобы добраться до мебельного салона «Энергия уюта» 2 минуты, или более. Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 05 августа 2010.Обжалование этого судебного акта в апелляции и кассации не дало ожидаемых антимонопольным органом результатов, а в надзор Новосибирское УФАС России не рискнуло пойти.
Потом, Решением Арбитражного суда Кемеровской области было отменено и постановление о привлечении к административной ответственности.