Бланкетные статьи — это статьи, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права. (“Теория государства и права: Учебник” (Цечоев В.К., Швандерова А.Р.) (“Прометей”, 2017)).
Обязанность и административная ответственность
Не так давно в компанию доверителя поступил запрос от ФАС России о предоставлении сведений о заключенных внебиржевых договорах на реализацию зерна свыше 60 тонн. Обязанность представлять на биржу сведения о таких договорах в течение 3 дней с момента согласования существенных условий, установлена Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 № 623.
Административная ответственность установлена ч.6 ст. 14.24 КОАП РФ с наказанием от 300 000 до 500 000 рублей на юридическое лицо и от 20 000 до 30 000 рублей на должностное (ИП), срок давности — 1 год. При правовом анализе, вменяемого нарушения, обнаружил следующее:
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 № 623, перечень бирж, на которые должна предоставляться информация о внебиржевых договорах, публикуется в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по форме и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации
Однако какого-либо НПА, устанавливающего форму и порядок опубликования перечня бирж в Интернете, я не нашел, поскольку физически его не существовало. Зато нашел Постановление 19 ААС от 04.04.2019 по делу № А08-9530/2018 согласно которому:
…Отклоняя доводы Общества о том, что действующее законодательство не содержит перечень бирж и Обществу он не был известен (либо порядок и форма публикации такого перечня), на которые должна предоставляться информация о внебиржевых договорах, апелляционный суд отмечает следующее…
…Действительно, нормативного акта, регулирующего порядок и форму публикации в сети “Интернет” перечня бирж, на которые должна предоставляться информация, не имеется.
Однако это не опровергает того обстоятельства, что такой перечень был опубликован в сети “Интернет” на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации…Как видите, факт отсутствия нормативного правового акта, позволяющего компании исполнить возложенную законом обязанность, арбитражные суды обеих инстанций не учли.
В ответ на доводы компании между строк читается примерно следующее: “Ну и что, что нет НПА, а сами не могли догадаться, что всё это есть на сайте ЦБ? Снизили вам штраф ниже низшего и за это спасибо скажите”.
Кстати по поводу ссылок на официальный сайт госоргана мне вспомнилось постановление АС ДВО от 17.09.2021 по делу № А73-822/2021, в котором окружной суд указал, что:
… Довод, повторно заявленный в суде округа о том, что налогоплательщик должен быть освобожден от налоговой ответственности ввиду того, что он руководствовался разъяснениями, опубликованными на официальном сайте ФНС России … правильно отклонен судами, исходя из того, что …
… указанная публикация была размещена в разделе “Новости налогового законодательства” и не представляла собой какого-либо официального документа, подписанного должностным лицом ФНС России…
Вот так, в зависимости от предмета спора с государством, в судебных актах можно увидеть, что размещение информации на сайте ЦБ РФ общеизвестно и не требует каких-то дополнительных указаний закона (хотя они и предусмотрены), в то время как информация сайта ФНС наоборот не является официальной с вытекающими последствиями…
Как говорил классик: “Здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали”. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 13-П:
Из нормативного содержания принципа правового государства и конституционного принципа добросовестности, невластный субъект не должен нести бремя неблагоприятных последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами
В свете этого постановления КС РФ, позиции арбитражных судов выглядит, мягко говоря, не правовыми. Гражданин или организация не могут угадывать правильно ли они исполняют обязанности или нет, является ли информация на сайте госоргана официальной или не совсем, именно закон должен это чётко устанавливать.
Примером применения пустой бланкетной нормы в моей практике стало дело № А59-4025/2020, где компанию привлекали к административной ответственности по ст. 14.43 КОАП РФ за нарушение одного из действовавших тогда в России пунктов технического регламента Казахстана, который звучал так: “Не допускаются к реализации корма и кормовые добавки, не имеющие маркировки, с указанием сведений, предусмотренных Техническим регламентом”. Однако в других пунктах этого регламента норма которая бы устанавливала обязательные сведения при маркировке отсутствовала. Тем не менее компания была привлечена к ответственности.
Изменения и перспективы
На сегодняшний день ввиду проведения реформы «регуляторной гильотины», привлечь к административной ответственности по ч.6 ст. 14.24 КОАП РФ возможно только до 01.09.2023. После этой даты производство по делу должно быть прекращено (ч.2 ст. 1.7 КОАП РФ, п. 5.1 ч.1 ст. 24.5 КОАП РФ).
Кроме того вопрос официального опубликования нормативных правовых актов разрешен Указом Президента РФ от 03.03.2022 № 90, согласно которому:
Тексты правовых актов с внесенными в них изменениями, размещаемые на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) начиная с 1 июля 2022 г., являются официальными
Поэтому в случае отсутствия нормативного правового акта на который идет отсылка, можно в том числе апеллировать к отсутствию его публикации на официальном сайте. В этой заметке я осветил лишь те дела с которыми довелось столкнуться мне на практике, однако вопрос применения «пустых» или «невнятных» бланкетных норм в нашем законодательстве намного шире.
Например, вот интересный пример того, как в 2018 году ВС РФ боролся с бланкетными региональными нормами об ответственности за несоблюдение муниципальных правил благоустройства, а не так давно КС РФ отказал в принятии жалобы на бланкетный характер норм УК РФ, позволяющих, по мнению заявителя, привлекать лицо к уголовной ответственности на основании актов рекомендательного характера — методических рекомендаций Банка России.