В России практически любой предприниматель рано или поздно может познакомится с полицией и чаще всего ими становятся оперативные работники Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции. В народе за ним закрепилось старое название ОБЭП, а за сотрудниками «обэпники».
Знакомство происходит, как правило, после запроса, поступившего в организацию с требованием о предоставлении документов. Почему это происходит, насколько это законно и что делать, прекрасно осветил в своих статьях 1, 2, 3 наш коллега адвокат Николаев Андрей Юрьевич. В этой статье я хотел бы поделиться своим опытом по защите интересов организации в такой ситуации.
Обострившаяся борьба с конкурентами и надзирающими органами закономерно привела к запросу из ОЭБ и ПК, в котором от организации потребовали предоставить все документы за последние 2 года об основной деятельности (кто, куда, сколько, зачем), заверенные копии всех договоров по этой деятельности, а также список сотрудников организации с указанием ФИО, контактных телефонов и банковские выписки по всем имеющимся расчетным счетам. Срок — 2 рабочих дня.
В обоснование своих требований, правоохранительный орган сослался на осуществление функций по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию экономических и налоговых преступлений и на ст. 6,7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Незадолго до этого руководитель организации имел неприятный разговор с некими лицами, которые пространно намекали на то, чтобы он написал явку с повинной непонятно по какому поводу. От такого заманчивого предложения руководитель отказался, но осадок остался.
Сопоставив эти обстоятельства, было принято решение написать ответ на запрос, в котором попросить разъяснить на каком основании требуется такая кипа документов, да еще и в такой короткий срок. В ответе была изложена просьба по всем вопросам связываться с адвокатом и приложен ордер. Параллельно в организации были проведены краткие инструктажи с работниками на тему: «Как себя вести при полицейской проверке».
Через некоторое время у меня состоялась встреча в отделе с оперативными сотрудниками, где последние со ссылкой на Закон «Об ОРД» пояснили, что они не обязаны указывать в запросе какие-либо основания, поскольку данная информация является тайной, а организация обязана им и так все предоставить.
Я возразил, что тогда у руководителя организации имеются основания воспользоваться ст. 51 Конституции и не предоставлять ничего, поскольку непонятно как эти документы будут использованы в дальнейшем.
На что мне ответили, что я слишком широко трактую 51-ю статью и в случае их непредставления, есть большая вероятность, что документы изымут в рамках доследственной проверки. Напоследок мне вручили повторный запрос и сказали что очень хотят видеть директора на опрос. Я ответил, что передам ему это пожелание о добровольном сотрудничестве, правда за его желание ручаться никак не могу.
На повторный запрос нами был подготовлен ответ, что в Законе «Об ОРД» отсутствует такое оперативно-розыскное мероприятие как запрос документов, кроме того проверка в рамках 144-145 УПК РФ в настоящее время не проводится, основания запроса не раскрываются, хотя к государственной тайне они не относятся. Также указал, что если считать запрос оперативно-розыскным мероприятием, то оно является гласным, а следовательно требует согласия лица, у которого требуют документы.
Поскольку сотрудники организации никаких противоправных действий не совершали, а основания для проверки нам были совершенно непонятны, то решено было также направить жалобу в прокуратуру.
Жалоба была рассмотрена в течение месяца. В её удовлетворении нам было отказано со ссылкой на то, что запрос документов относится к ОРМ «Наведение справок» и организации обязаны предоставлять требуемые документы. В качестве правового обоснования сослались на Модельный закон, принятый на Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 27-6 от 16.11.2006).
Действительно в этом законе указано наведение справок – получение информации, имеющей значение для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, путем направления запроса соответственно юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой.
Но закон этот является рекомендательным, а следовательно определение это можно использовать лишь условно.
Тем не менее после рассмотрения жалобы прокуратурой все звонки и запросы прекратились. К организации потеряли интерес. Для себя сделал вывод, что в таких делах защита должна быть активной и наступательной .
Совпадение или нет, но в это же время районный отдел полиции неожиданно попытался привлечь организацию к административной ответственности за рекламную вывеску, используемую якобы без разрешения. После предоставления всех документов административное производство было прекращено.
Для нас эта история закончилась благополучно, однако вопросы правового характера у меня остались:
- Если ОРМ «Наведение справок» является гласным мероприятиям, а следовательно добровольным, то верно ли, что лицо у которого запрашивают документы может не предоставлять их на этом основании?
- Если такая обязанность существует, то может ли руководитель при запросе у организации документов, воспользоваться статьей 51 Конституции и не передавать запрашиваемые документы, поскольку полагает, что информация может быть использована против него в дальнейшем?
Буду благодарен за Ваши мнения, уважаемые коллеги!