Основной принцип Айкидо.
Выездная налоговая проверка (ВНП) – наиболее агрессивный вид налогового контроля, следствием которого могут явиться как серьезные финансовые санкции в отношении проверяемого субъекта, так и уголовно-правовые последствия для его уполномоченных лиц. В ходе ВНП проверяются правильность, полнота исчислений и своевременность уплаты одного или несколько налогов за определенный промежуток времени, который не может превышать трехлетний период, предшествующий году вынесения решения о назначении ВНП. Есть неофициальные данные, что фонд оплаты труда проверяющих зависит от количества выявленных нарушений, а также сумм взысканных по ним недоимок.
Задача налогоплательщика:
— избежать уголовно-правовых последствий для уполномоченных лиц;
— минимизировать финансовые санкции;
— постараться сохранить бизнес.
ВНП – серьезная проблема. Чем раньше она диагностируется (то есть в полной мере осознается наличие рисков наступления негативных последствий), и чем адекватнее определяет бюджет ее решения, тем ниже будут совокупные потери.
Можно сказать, что это легитимный рэкет, которым государство в лице Федеральной Налоговой Службы вытрясает из карманов налогоплательщиков то, что по мнению законодателя неправомочно там осталось. Однако, никто не запрещает использовать налогоплательщику все формы и приемы защиты, предусмотренные действующей системой права.
Практика показывает, что полное осознание уполномоченных лиц налогоплательщика (директора, учредителей, главного бухгалтера) приходит либо уже на стадии возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению, либо в момент получения копии заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве налогоплательщика, либо в судебном разбирательстве о компенсации причиненных бюджету убытков в порядке применения фискалами ст. 15 ГК РФ.
Ни миграции, ни реорганизации, ни «продажи компаний» не работают, когда субъектом предпринимательской деятельности уже в полной мере заинтересовались налоговые инспекторы.
Банкротство компании с бюджетным долгом – специфическая, достаточно скользкая тема, которая будет освещена отдельно. Бюджетные долги не уходят «в никуда», системно перебираясь из отрицательных сальдо лицевых счетов юридических лиц в свежеотпечатанные исполнительные листы с красивыми гербовыми печатями, выданными в отношении лиц уже физических, волею законодателя попавшим под диспозицию статьи 10 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Проведение выездной налоговой проверки:
1. Любой налогоплательщик может быть проверен по истечению налогового периода и наступления сроков предоставления декларации.
2. Риск ВНП прогнозируем. Все критерии, по которым осуществляется отбор налогоплательщиков для ВНП лежат в открытом доступе на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы (ФНС).
Это прежде всего 12 факторов риска назначения ВНП, отраженных в Приказе от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
3. ВНП регламентирована ст. 89 НК РФ. Более подробно рекомендуемые действия проверяющих описаны в Письмах ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@, а также от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@
4. Каждой ВНП предшествует глубокий предпроверочный анализ, продолжительность которого может достигать нескольких месяцев. В ходе анализа, c помощью специализированного программного обеспечения анализируются платежеспособность и финансовые показатели налогоплательщиков, рассчитывается налоговая нагрузка, вероятность совершения налоговых правонарушений, выявляются возможные схемы незаконной налоговой оптимизации и получения необоснованной налоговой выгоды. На основе полученных данных делаются выводы и формируются планы проведения проверок.
5. Концепция ВНП, которую успешно, постепенно и последовательно реализует ФНС – снижение общего количества проводимых проверок с одновременным повышением их эффективности. Иными словами, «дольше целятся, но меньше и метче стреляют».
6. Для объективности стоит отметить, что пройти проверку за деньги, конечно, теоретически можно. Есть ряд регионов, где «ценники» по данным мероприятиям выложены чуть ли не в открытом доступе.
Есть предприятия, которые время от времени проводят у себя ВНП, чтобы «закрыть» определенные периоды. Есть те, кто использует проверки как способ борьбы с конкурентами.
Однако, стоит помнить, что тяжесть уголовно-правовых последствий антикоррупционного законодательства на порядок выше, чем законодательства о налоговых преступлениях.
7. В подавляющем большинстве случаев, можно практически точно рассчитать сумму возможных финансовых санкций по грядущей проверке и, соответственно, определить порядок контрдействий налогоплательщика.
8. Алгоритм проверяющих обычно прост, но эффективен, как АК-47: выявление недобросовестных контрагентов и их цепочек, перерасчёт налоговых последствий сделок с ними в сторону увеличения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость. Как следствие, выявление налоговых правонарушений, выразившихся в неуплате (неполной уплате) указанных налогов, привлечение налогоплательщика к ответственности в виде штрафов с начислением пени за весь период просрочки.
Для кучи, незначительные нарушения по другим налогам, например, по транспортному налогу или налогу на имущество.
9. Любой налогоплательщик, лицевые счета которого уходят в значительный минус на многомиллионные суммы недоимок, естественно, ухудшает сводные показатели работы налогового органа. Поэтому, во-первых, платежеспособность налогоплательщика будет играть ключевую роль при назначении ВНП, во-вторых, налоговый орган будет использовать все возможные приемы взыскания – от уголовного дела до банкротства и компенсации убытков, причиненных бюджету за счет личного имущества уполномоченных лиц.
10. Как правило, тематические ВНП (по одному налогу) не проводятся. Предметом комплексной проверки являются все налоги за период, не превышающий трех лет до года, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Конечно, налоговикам удобнее проверять организацию, отработавшую максимально возможный период для глубины проверки, т.к. по совокупности выявленных налоговых правонарушений, их сумма более вероятно «потянет» на уголовное дело, например, по ст. 199 УК РФ, даже сама перспектива которого резко повышает шанс взыскания выявленных недоимок, а сам срок взыскания оказывается гораздо меньше, чем длительность взыскания через банкротство налогоплательщика.
11. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа. Обязательный срок уведомления налогоплательщика об этом решении законодательством не установлен.
Дата получения решения указывается в самом решении о ВНП (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).
12.С момента принятия инспекцией решения о проведении проверки начинает исчисляться ее срок. Теоретически, он не может длиться более двух месяцев со дня вынесения решения и до дня составления инспекцией справки о проведенной проверке. Однако на практике общий срок проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 Кодекса, Письма ФНС от 21.09.2015 № ЕД-4-2/16584, Минфина от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
13.Налоговые органы «любят» включать в состав проверяющих работников МВД, т.к. их участие согласно статистике, значительно повышает эффективность проверочных мероприятий.
14. Вся работа инспекторов осуществляется на основании программы ВНП, в которую включены все необходимые проверочные мероприятия по информации, выявленной в ходе предпроверочного анализа. Руководитель проверяющей группы регулярно отчитывается перед начальником отдела и (или) курирующим заместителем начальника инспекции.
На этот фактор рекомендуется обратить внимание желающим «решить на месте» с инспекторами.
15.Смена региона местонахождения в ходе ВНП, смена руководителя, участников, реорганизация не являются препятствиями для осуществления ВНП, а лишь служат дополнительными подтверждениями недобросовестности налогоплательщика.
16. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков) либо по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
Подготовка к выездной налоговой проверке:
1. Если организация имеет штат сотрудников помимо руководителя и главного бухгалтера, следует обязательно назначить ответственного за прохождение ВНП. Это должен быть человек, морально устойчивый, который сможет решать проблему, находясь «вне проблемы». К сожалению, некоторые лица, которые сегодня зарабатывают проведением различных семинаров и тренингов по налоговой безопасности, действуют агрессивной тактикой запугивания.
Стоимость участия в таких семинарах достаточно высока и, для обеспечения высоких уровней продаж их устроители не чураются изготовлением рекламных материалов, в которых некие кричащие головы с глазами, булькающими десятью чашками кофе, агрессивно уверяют «что пора бежать или всех посадят». Как следствие, чем «продвинутее» то или иное должностное лицо в организации налогоплательщика, чем более оно участвует в подобных «просветительских» мероприятиях, тем деструктивнее будет его участие в самой ВНП и тем дальше оно должно находится от поверяющих.
Конечно, лучшее решение — обратится за профессиональной юридической помощью.
2. Рекомендуется еще и еще раз перепроверить всех контрагентов, с которыми налогоплательщик имел взаимоотношения в проверяемый период, выявить проблемные места. Связаться с ними, выяснить, кто ликвидировался, реорганизовался, «слился».
Подготовить доказательства проявления должной осмотрительности. Подтвердить экономическую выгоду по сделкам с проблемными контрагентами.
Обеспечить пакеты учредительных документов, налоговых деклараций деловых партнеров — любых фактов, которые могут свидетельствовать об отсутствии умысла получения необоснованной налоговой выгоды, вплоть до подготовки свидетелей, распечаток с официального сайта ФНС, заверенных в установленном порядке
3. Определить место для ВНП. Если позволяют площади, то изолированное помещение, минимально связанное с текущим информационным потоком по хозяйственной деятельности.
4. Предупредить сотрудников, а лучше раздать короткие письменные памятки, разъясняющие их права и обязанности, связанные с проведением ВНП, указать что объяснения они обязаны давать только с соблюдением необходимых процессуальных формальностей. К сожалению, крайне низкий уровень правовой грамотности приводит к повышенной пугливости определенных граждан РФ. И даже простое «шутливое» заявление сотрудника полиции или работника налоговой инспекции, сделанное в неформальной обстановке о том, что «эта организация возмещала НДС на 40 000 000 рублей… да у вас там контрабанда…» или им подобные приводит к серьезному сливу информации, иногда не хватающей проверяющим для полноты картины.
5. Осуществить меры, направленные на сохранение действующего бизнеса. При этом, стоит обратить внимание, что такие мероприятия, как, например, регистрация юридического лица с похожим названием и идентичными ОКВЭДами, по тому же юридическому адресу, резкий перевод на него всех текущих договоров уже не выводит схему бизнеса из-под возможного удара.
Ходы должны быть и эстетичнее и сложнее.
Стратегия прохождения выездной налоговой проверки.
У проверяющих, как правило, уже есть установка на сумму планируемых доначислений, рассчитанная в ходе пред проверочного анализа. В ряде случаев они даже не делают из этого секрета, либо раскрывают информацию в ходе проверочных мероприятий. Налоговое преступление отличается от налогового правонарушения прежде всего величиной сумм выявленных налоговых недоимок и инспектора это прекрасно знают и умеют пользоваться этим аргументом. В ходе проверки они будут собирать доказательственную базу по контрагентам, «эхолотом» рассылая по ним запросы, привлекая участковых для розыска руководителей, осматривая помещения, опрашивая должностных лиц, проверяя IP адреса, с которых производилось управление дистанционными системами банковского обслуживания расчетными счетами ряда интересных им организаций и т.д. Скорее всего, весь акт налоговой проверки будет построен на этих материалах, плюс информации по движению денежных средств по расчетным счетам контрагентов, величины их налоговой нагрузки, наличию необходимых мощностей для выполнения сделок и т.п.
Проверяющих будет интересовать прежде всего недобросовестность, взаимозависимость, аффилированность контрагентов, отсутствие экономического смысла в проведенных с ними операциях – т.е. четыре основных фактора, доказывающих необоснованность налоговой выгоды, полученной налогоплательщиком в проверяемый период.
В зависимости от портфолио проверяемой организации, наличия сил и средств, стратегия налогоплательщика может быть от максимально лояльной, «торга», «мировой» с проверяющими с принятием обязательств добровольно перечислить определенную сумму в бюджет, до максимально жесткой, настолько, насколько это позволяют рамки правового поля без привлечения к себе дополнительных негативных последствий в виде приостановления сроков исковой давности (п.1.1 ст. 113 НК РФ), штрафов (ст. 126 НК РФ, 19.4.1 КоАП. 19.7.6 КоАП), выемки документов (ст. 94 НК РФ) и т.д.
Тактика прохождения ВНП и некоторые приемы защиты:
1. Выбранная стратегия определяет тактику защиты. Если налогоплательщик решил согласиться со всем, что ему собираются вменить проверяющие, его функция сводится лишь к тому, чтобы по звонку своевременно «подвезти» те или иные документы.
Если идет «торг», то, естественно, постараться «выбить» для себя лучшие условия, продумав, как нивелировать последствия грядущих санкций.
В других случаях, рекомендуется придерживаться все же максимально жесткой позиции, которая, конечно, сводится не к агрессивному поведению в отношении проверяющих, а к соблюдению всех процессуальных норм, установленных действующим законодательством — прохождению проверки по принципу «вы нам бумагу, а мы вам бумагу на бумагу» и «предоставим любые исчерпывающие пояснения, но спрашивайте, как положено». Налогоплательщик наделен всеми правами на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля в ходе выездной проверки: истребования документов, осмотра, допроса, выемки, инвентаризации, экспертизы со всеми правовыми последствиями процессуальных нарушений.
2. Налогоплательщик является добросовестным, пока не доказано обратное.(п. 7 ст. 3, п. 6 ст. 108 НК РФ). Какая-бы организация не была, нужно свято в это верить. Паника и чувство вины могут быть более деструктивны, чем это кажется на первый взгляд.
3. Приостановка ВНП, продление ее сроков, имеющих строго ограниченный предел, требует от фискалов соблюдения определенных процессуальных действий, нарушения в которых дают возможности для некоторых маневров в пользу налогоплательщика. Качество доказательственной базы, правильность ее оформления, ошибки, откровенные «ляпы» — все это зависит от того времени, которым располагают проверяющие.
Поэтому не следует ничего предоставлять лишь по устному требованию инспектора. Не стоит давать доступ и к электронным базам бухгалтерской информации вроде 1С и тем более к рабочему месту главного бухгалтера.
4. Для получения необходимых документов, проверяющие должны истребовать их в виде копий или в электронном виде в порядке ст. 93 НК РФ, направив соответствующее требование. Представлять документы в копиях или в электронном виде следует точно в срок, никак не ранее.
То есть на 10 день (или 20 день при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) после получения требования.
5. Обычно, первое требование о предоставлении документов в рамках ВНП выставляется на все документы, которые затем симпатичными емкими коробками передаются инспекторам. Даже при абсолютной уверенности в высоком уровне организации документооборота и оформлении всех первичных документов, не лишним будет еще раз сплошным методом проверить их содержание. А если по тем или иным причинам в передаваемые бумаги попадают те «красивые» договоры, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, подписи на которых, скорее всего, выполнены «неустановленными лицами», имеет смысл хотя-бы постараться обеспечить соответствие фамилий подписавших и самих подписей.
Если использовались услуги номинальных директоров, постараться разыскать их раньше участкового. Может быть, удастся каким-то «волшебным» способом освежить их память в участии в совершении тех или иных сделок в присутствии нотариуса. В конце концов, законом не установлено ограничение в количестве юридических лиц, в котором то или иное физическое лицо может выступать в качестве единоличного исполнительного органа, понятие «адрес массовой регистрации» в законодательстве отсутствует, а под признаки «фирм-однодневок» попадает подавляющее большинство обществ с ограниченной ответственностью.
6. Оригиналы документов, конечно, следует беречь, но не нарываясь на их выемку. Представлять оригиналы документов для ознакомления проверяющим следует только при получении от них соответствующего Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. А сама передача оригиналов документов для ознакомления должна производиться только по описи.
7. Даже неформальное общение с проверяющими должно осуществлятся только уполномоченным для этого лицом.
8. Получение письменных объяснений должно осуществляться только в рамках ст. 90 НК РФ (участие свидетеля) также с обязательным присутствием уполномоченного лица.
9. Если доказательства должной осмотрительности собрать совсем не удается, схемы полузаконной налоговой оптимизации торчат как гвозди из мешка — имеет смысл подать уточненные декларации по одному или нескольким налогам, если, конечно еще позволяет временной фактор. Добровольное признание финансовых санкций в виде штрафов и пени в ряде случаев может спасти от уголовного преследования. 10.
Надо отдать должное, год от года качество работы ФНС становится лучше. Повышается эффективность налогового администрирования, увеличиваются суммы взысканных недоимок.
Происходит это прежде всего по причине глубокого анализа недобросовестного поведения налогоплательщиков – схем незаконной налоговой оптимизации, способов избежать налоговой ответственности, алгоритмов вывода активов из-под государственных санкций, проводимых налоговой службой. Поэтому и налогоплательщикам рекомендуется уделять должное количество времени отслеживанию тенденции правоприменительной практики и не стоять на месте.
«Против лома нет приема» — это основной принцип, используемый налоговой службой, подкрепленный пресловутыми обвинительным уклоном и политикой «закручивания гаек». Суметь использовать всю мощь и силу этого лома против него самого, уйти от прямого удара, развернуть в своих интересах всю тяжесть и мощь государственной машины с ее зацикливанием на отчетных данных — этим и определяется эффективность прохождения выездной налоговой проверки.