Открывая тему выездных налоговых проверок, необходимо дать краткую характеристику тем условиям, в которых живут и работают потребители РФ, включая юридическое сообщество.
Достаточно забавно читать материалы ведущих налоговых консультантов, юридических фирм и адвокатских образований, которые как могут «охотятся на лоха-налогоплательщика» публикуя различные обзоры по налоговым спорам, красивые по форме, но пустые по содержанию.
Есть как минимум два мира, две параллельные реальности, в которых живет и функционирует юридическое сообщество. Первый мир — юридические новости, статьи, законы и подзаконные акты, оптимизация законодательства, повышение качества «правосудия» и прочие мифы, которые приятно читать представителям юридической науки и первым лицам судебной власти.
Это так называемый «иллюзорный» мир — царство сказок и мифов, где деградация представлена как развитие, упадок, как подъем, безволие как некий план, кризис как привычка и так далее.
Второй мир — реальная жизнь, которая состоит в общении и взаимодействии с представителями органов власти, участии в фискальных действиях, судебных заседаниях, попытках остановить разложение механизмов системы, повлиять на конкретные дела с тем, чтобы получить соответствие того, что продекларировано в кодексах тому, что попадает во властно-распорядительные акты.
Происходящее — школа, которую нужно пройти, чтобы стать лучше, целостнее и попробовать получить в будущем немного иную картинку устройства социально-политической системы.
За последние 15 лет правоприменительная практика в сфере налогового права изменилась до неузнаваемости. Начиная с 2014 года постепенно и последовательно то, что записано в кодексах было заменено на то, что принято по понятиям.
В России действует система откатной экономики, в которой главным заказчиком выступает государство. Любой заказ, контракт привязаны к формальному и неформальному вознаграждению. Импорт, экспорт, транзит — везде представлены интересы околофискальных кланов.
Малый и средний бизнес существуют вопреки той политике, которую проводит ЦБ РФ. При всех тех мерах, которые международное сообщество внедряет на территории страны, в России уже давным-давно ничего не должно было производится, а любая торговля перейти под контроль крупных иностранных торговых сетей.
Но расчеты и планы талантливых международных экспертов разбиваются о то, что творится на местах. Ставка рефинансирования 19%? Повод для откатных льготных кредитов.
Налоговые ставки вкупе с тарифам не позволяют развивать бизнес? Повод для «абонентки» в налоговой. Иностранный капитал через ростовщические конторы с вывеской «банки» душит население кабальными кредитами? Повод для разворовывания самого капитала менеджментом банков. В итоге и рождаются те самые «понятия» из смеси патриотизма, необходимости соблюдать правила системы и желания набить собственные карманы.
Некоторые регионы нацелены на развитие собственной экономики (Краснодарский край), некоторые стараются уничтожить экономику на корню (Волгоградская область), другим просто некогда (Москва и Московская область). Все это приводит к разным критериям и разным последствиям проверочных мероприятий.
Если, например, выездная налоговая проверка прошла в Волгограде и материал «потянул» на ч.2 ст. 199 УК РФ, то руководителя юридического лица «посадят». Если проверка шла в Москве и МО, то материал будут стараться продать до последнего все, кому не лень. Если в Краснодарском крае, предложат компромисс — заплатить в бюджет столько, сколько подъемно и не подъемно.
Регионы с льготной ставкой налогообложения любят приглашать желающих воспользоваться, например, ставкой по УСН в 1%. Возле уполномоченного органа всегда находятся те, кто способствует регистрации бизнеса в соответствующем регионе. Затем, правда, по прошествии 2-3 налоговых периодов, налогоплательщик вдруг узнает о проверочных мероприятиях, направленных на то, чтобы выяснить, где фактически осуществляется предпринимательская детальностью и не носит ли регистрация бизнеса в льготном регионе фиктивный характер.
Обо всем по порядку.
Критерии для назначения выездной проверки
Деньги, имущество, чрезмерные суммы по «бумажному» и (или) «цифровому» НДС. Чрезмерность зависит от территории, подконтрольной уполномоченному органу. Можно совершить всего 1 (!) сделку и попасть за нее под выездную налоговую проверку (Волгоград, 2016). Можно иметь обороты в несколько миллиардов рублей и не быть проверенным никогда.
Срок регистрации юридического лица (достижение 3 лет) не имеет принципиального значения. В Москве, Мо активно используют «тематички» — выездные налоговые проверки, скажем по НДС за несколько налоговых периодов. Быстро, эффективно, крайне болезненно для налогоплательщиков.
Представители коммерческих структур часто обижаются, ведь весь рынок «бумажного» и «цифрового» НДС подмят организациями, прямо или косвенно связанных с представителями уполномоченных органов.
Либо, наоборот, представители коммерческих структур возмущаются — мол как так, покупали НДС у одних лавок, а претензии выставили по другим, да еще по тем, по которым все налоги уплачены.
Когда у организации по какой-то причине формируются имущественные излишки, то не имеют большого значения, допустил налогоплательщик нарушения налогового законодательства или не допустил.
Предпроверочный анализ (ППА)
Широко и хорошо известный всем Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» сегодня уже скорее носит характер пропаганды. Более интересен засекреченный «Регламент взаимодействия налоговых органов при отработке разрывов» (письмо ФНС от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755 ДСП).
На «земле» все куда проще. Деньгами или иными активами обладает определенный налогоплательщик — как правило юридическое лицо. По этому лицу проводится предпроверочный анализ, в ходе которого обосновывается, что с такого-то налогоплательщика можно получить такие-то активы или имущество.
Далее подгоняется база - в зависимости от системы налогообложения собираются необходимые доказательства (или «доказательства» — ситуации бывают разными).
Понятно, что первый ключевой критерий — необходимость изъятия денег или иных активов у налогоплательщика тесно идет со вторым ключевым критерием — оборотами налогоплательщика и связанных с ним компаний.
Из последних выводится третий ключевой критерий — потенциальный размер налоговой недоимки. Он определяет стоимость материала и стоимость корректировки ВНП.
При превышении порога п. «б» ч.2 ст. 199 УК РФ материал значительно прибавляет в стоимости.
Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие, в которое могут быть вовлечены один или несколько инспекторов, заместитель руководителя территориальной налоговой инспекции, заместитель руководителя вышестоящего налогового органа. В связи с проведением реформы ФНС, наименования указанных должностей будут изменены, но смысл не изменится.
Задача проверочного мероприятия — оформление изъятие активов у проверяемого лица. Соответственно, для того, чтобы назначили ВНП, проверяемое лицо должно соответствовать трем критериям:
- налогоплательщик не в полной мере уплачивает налоги и сборы
- налогоплательщик имеет потенциальные активы для изъятия
- налогоплательщик не входит в категорию непроверяемых лиц
Налоговый учет уже достаточно давно оцифрован. Налоговые регистры, декларации, финансовые цепочки — все сопоставляется, отслеживается уполномоченными органами.
Но финансовые потоки настолько внушительны, а рынок настолько огромен, что при текущих условиях (политика ЦБ РФ по уничтожению экономики, ставка рефинансирования, потакание импорту, тарифы естественных монополий, отсутствие судебной защиты и т.д. и т.п.) схема ведения бизнеса не изменится.
Был «бумажный НДС» стал НДС цифровой. Были простые налоговые разрывы, стали сложные. Был «обнал» по 5-6%, стал по 20-25%. Но смысл не изменился. Все дополнительные расходы легли на конечного потребителя.
Налоги и сборы в полном объеме, конечно, уплачивать можно. В РФ не самые «драконовские» ставки налогов. Но система устроена таким образом, что первым, лучшим и главным поставщиком финансового потока выступает бюджет.
Регламент проведения выездной налоговой проверки
Формальная часть процедуры — это «святое».
Регламент проведения выездной налоговой проверки установлен ст. ст. 89, 100, 101 НК РФ, расписывать и разжевывать их нет никакого смысла. Тем, кто интересуется можно ознакомиться с письмом ФНС России от 10 октября 2022 г. N БВ-4-7/13450@ ". Правда, читая подобные документы, нужно включать «внутренний переводчик». Анализируя обзоры судебной практики учитывать, что пропаганда присутствует и в них.
Регламент выездной налоговой проверки (и «стандартный» набор контрдействий) состоит из следующих этапов:
- предпроверочный анализ, определение сумм, подлежащих взысканию и источников, откуда планируется изъять активы
- согласование и вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки
- требование о предоставлении документов в рамках ВНП
- акт выездной налоговой проверки
- дополнительные мероприятия налогового контроля
- дополнения к акту
- решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговое правонарушение
- жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган, Центральный аппарат ФНС России
- на любом этапе — судебное оспаривание того, что можно оспорить
- требование о погашении налоговой недоимки
- направление материалов в СК РФ
- возбуждение уголовного дела по ст. 199 УК РФ
- обращение с заявлением о банкротстве налогоплательщика
- привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности
- получение ФНС России исполнительных листов на контролирующих лиц
- Воздействие с тем, чтобы контролирующие лица предприняли меры к собственному банкротству, гашению недоимки
"+" / "-"
Сколько стоит решить вопрос по выездной налоговой проверке
Человек «без стержня» слаб. А когда проверяющие знают, что их ППА, акт, а затем решение могут послужить поводом для уголовного преследования руководителя и бенефициаров коммерческой структуры, а также банкротства юридического лица, то фискальные документы превращаются в товар.
Не стоит, вместе с тем, тешить себя иллюзией, что раз все покупают и все продают, то ответственность по ст. ст. 290, 291 УК РФ поставлена «на паузу». Наоборот, коррупционные преступления всегда на слуху, попадают в новости, а пойманные чиновники снимают социальное напряжение.
Всеобъемлющая торговля происходит по той причине, что в 9 случаев из 10 продавцами выступают мошенники. Информацию о проверочных мероприятиях «сливают» все, кому не лень — кто имеет доступ к служебной информации. Ну а далее, представители юридических фирм, адвокатских образований находят контакты представителей коммерческих структур и «в лоб» начинают предлагать свои услуги.
Иногда самоподкупаются главные бухгалтеры, финансовые и коммерческие директоры и так далее.
Государство не считает мошенничество угрозой национальной безопасности, плюс мошенников так много, что их казнят уже тогда, либо когда жалоб и обращений слишком много, либо когда обманутый вхож в узкий круг.
Тем не менее, ответственность по ч.4 ст. 159 УК РФ также никто не отменял.
Следует также отметить, что все здания уполномоченных органов, все заведения общепита возле фискальных органов, оборудованы устройствами аудиозаписи, многие записывают уже и видео.
Поэтому не рекомендуется нарушать действующее законодательство, даже если все вокруг его нарушают.
Защита при выездной налоговой проверке
Раньше основным критерием успеха защиты по налоговым спорам являлось своевременное предоставление документов, явка на допросы и их содержание, работа с контрагентами и т.д. и т.п. Так называемая «материальная часть» налоговых споров.
Сегодня все вышеперечисленное нужно, но большого значения не имеет. У инспекторов есть красивая программа из которой можно сделать красивые выгрузки. Все реже и реже проверяющие утруждают себя архаичными методами налогового контроля — допросами свидетелей, осмотрами помещений и т.д.
Ведь какие-никакие, но доказательства будут приняты любым судом любой инстанции. Главное более или менее посчитать все правильно и оформить так, как того требует налоговый кодекс.
Вот здесь начинается первая группа проблем.
«Как считать» — всегда вызывает вопрос у проверяющих. Понятно, что есть установки, всевозможные разъяснения и обзоры, письма ФНС, которое прямо указывает, что нужно снимать затраты «не в ноль», а в соответствии с действительными налоговыми обязательствами.
Судебной практикой сформулирован подход, согласно которому выявление необоснованной налоговой выгоды не предполагает определения налоговой обязанности в более высоком размере (что по сути означало бы применение санкции), а может служить основанием для доначисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2018 N 305-КГ17-20231, от 06.03.2018 N 304-КГ17-8961, от 30.09.2019 N 307-ЭС19-8085, от 28.10.2019 N 305-ЭС19-9789 и др.).
Письмо ФНС от 10 октября 2022 г. N БВ-4-7/13450@
Но что делать, если при применении такого подхода, с учетом оборотов налогоплательщика, сумма недоимки «не тянет» на ч.2 ст. 199 УК РФ?
Правильно — считать «по-старому». Ведь далеко не всем судьям интересен подход и позиция далекого ВС РФ. А вышестоящий налоговый орган, получив жалобу или апелляционную жалобу налогоплательщика, вполне может переслать ее в нижестоящий налоговый орган (чьи действия обжалуются) с тем, чтобы сами там разбирались, что они там нарушили. Ну а далее текст оформляется от имени вышестоящего налогового органа.
Какие времена такие и нравы.
Отсутствие механизма, когда что-то или кто-то «давит» на проверяющих привело к таким ошибкам, которые не могли совершаться еще несколько лет назад.
Решение по результатам выездной налоговой проверки могут забыть распечатать, могут забыть подписать, направить налогоплательщику и так далее.
Есть дело, где, например, налогоплательщика стали банкротить по решению по выездной налоговой проверке, которое не распечатывали и не направляли налогоплательщику.
Банкротство налогоплательщика на основании решения, о котором налогоплательщик узнал из дела о банкротстве
В Арбитражный суд Московской области обратилась Межрайонная ИФНС России № N по Московской области с заявлением о признании общества банкротом. Было возбуждено производство по делу, началось разбирательство.
В ходе судебного разбирательства по делу о банкротстве суд выяснил, что уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), ссылаясь на наличие неисполненных обязательств по уплате обязательных платежей в общей сумме 211 884 945,68 руб., в том числе 125 815 546,00 руб. основного долга и 86 069 399,68 руб. пени.
По доводам налогового органа предъявленное требование основано на решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности №XXXX от XX.XX.XXX, вынесенное налоговым органом по итогам проведения выездной налоговой проверки.
По доводам налогоплательщика, заявленные налоговым органом требования со ссылкой на наличие задолженности являются необоснованными ввиду отсутствия у должника задолженности в заявленной сумме в связи с тем, что решение налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности №XXXX от XX.XX.XXXX. не вступило в
силу, а содержание решения налогоплательщику неизвестно.
Суд оставил заявление уполномоченного органа без рассмотрения.
Второй момент, который стоит также не снимать со счетов, это отсутствие «полного» взаимопонимания между нижестоящим и вышестоящим налоговым органом. Да, обычно вся вертикаль в курсе того, что происходит. «Зам» из вышестоящего налогового органа знает, что делает «зам» из нижестоящего. Последний знает, что делает «главный выездник» и так далее.
Вместе с тем бывают и исключения. Если цепочка по каким-то основаниям нарушена (кто-то решил сделать собственный гешефт, произошли кадровые ротации, пришла директива сверху или что-то еще), то вышестоящий налоговый орган вполне может не спускать жалобу налогоплательщика вниз, а рассмотреть ее объективно и вынести законное и обоснованное решение, серьезно снизив размер недоимки.
Резюме
ФНС России работает круто. То, что определенные должностные лица формируют определенный фон — особенность «системы» в целом.
Осуществляя предпринимательскую деятельность в текущем году, нужно отдавать себе отчет, что следующий год будет жестче в плане произвола, беззакония, экономических условий и т.д. Ни понятия ни кодексы ни ресурс не могут что-то гарантировать в текущих условиях. Это с одной стороны.
С другой стороны, формируется пул неравнодушных людей, c которыми можно взаимодействовать и работать. Идет глобальное отсеивание человеков, деление на две большие группы, два лагеря: «нолей» и «единичек». Кому, куда и с кем — каждый определяет сам.
Современный менталитет таков, что заплатить 10 — 15 млн рублей за решение вопроса и получить в конце еще большую проблему — это нормально. Заплатить в десять — двадцать раз меньше легально и получить максимально эффективное решение — это «дорого».
И пока мы не изменимся, «система» не изменит своего направления.
Всем мира и добра.