Как это не странно звучит, но практически все выездные налоговые проверки бизнеса, где руководитель или собственники обращаются за квалифицированной юридической помощью, в лучшем случае, после получения на руки акта ВНП, приводят к серьезным и «неожиданным» до начислением сумм, подлежащих уплате в бюджет.
Есть примерно 5 типовых фраз, которыми заканчивается чтение акта, составленного по результатам ВНП:
Мы же им все представили! Все контрагенты ответили на «встречки»! Как так получилось?
Эта типовая фраза номер 1
У нас же такие хорошие отношения! Мы же их поздравляли все праздники! Я же сразу давал (а) им всю информацию по телефонному звонку! Откуда такие начисления?
Это типовая фраза номер 2
Мы представители реального сектора экономики. Мы производим… Создаем рабочие места. Не занимаемся «обналом» или «транзитом». Несем колоссальную налоговую нагрузку. Они обязательно разберутся и уберут доначисления! Они просто ошиблись!
Это типовая фраза номер 3
Я звонил Иван Ивановичу! Он держит ситуацию на контроле. Скоро все решится само собой.
Это типовая фраза номер 4
Найди, кому можно дать денег, чтобы решить. Ты знаешь этого Федю?Это типовая фраза номер 5
К сожалению, осознание проблемы приходит уже после того, как можно было реализовать наиболее эффективное решение — и с этим ничего не поделаешь.
Сколько не говори, сколько не пиши про то, что чем раньше к сопровождению ВНП подключатся профессионалы, тем дешевле и легче будет ее решение, все бесполезно — ведь «тетеньки» или «дяденьки» с налоговой улыбаются, с ними «прекрасные отношения», «мы дарили им подарки на новый год» и так далее.
А общаться с неким юристом или адвокатом, который галдит про каких-то там контрагентов, какие-то там риски, просит подготовить кипу каких-то непонятных документов, да еще платить этому юристу/адвокату, как то психологически не комфортно.
Коробка конфет, бутылка виски, бутылка коньяка, цветы — разве это не гарантирует, что «добрые самаритяне» как минимум предупредят в случае угрозы?
А бухгалтерия, которая «в абсолютном порядке» — это, разве это не гарантия отсутствия до начислений в случае проверок?
Нет, не гарантирует. Нет, не предупредят.
Поэтому в дань уважения «Праворубу», постоянно снабжающему наиболее качественной и актуальной информацией, родилась и эта небольшая заметка, которая, надеюсь, будет полезна и представителям субъектов налоговых проверок и профессиональным участникам портала.
Итак, 13 наиболее часто встречающихся ошибок, которые приводят к фатальным последствиям для налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки:
1. Расчет на собственные силы, штатного юриста или главного бухгалтера
Это «стандартная» ошибка № 1.
Действительно, например в Москве, штатный юрист может получать за сотню тысяч рублей в месяц.
Главный бухгалтер еще в 2-3 раза больше. Плюс стоят расширенная версия «Консультант+», «Гарант», «Caselook», «СПАРК» и так далее. Для чего нужны еще специалисты из консалтинга?
Ответ прост — для того, чтобы решить любую проблему, нужно выйти из проблемы. Главный бухгалтер всегда психологически вовлечен в процесс. Штатный юрист — это штатный юрист, у него другие задачи и функции.
Терапевт, в принципе, может сделать несложную хирургическую операцию — но к чему это приведет, если нужно оперировать мозг или сердце? Да и другие органы, он же терапевт, а не хирург. А финансовая хирургия не проще традиционной.
2. Расчет на «хорошие отношения» с налоговиками
Любой «нормальный человек», общаясь с другими «нормальными людьми» и делая им те или иные полезные/приятные вещи, помогая, оказывая знаки внимания, вполне резонно ждет того же в свой адрес.
Как правило, состоя на налоговом учете в той или иной налоговой инспекции, в какой-то период времени начинают складываться «хорошие» отношения с инспекторами.
Камеральные налоговые проверки, налоговые разрывы, запрос той или иной информации — и бухгалтер (главный бухгалтер) с коробками документов улыбается «хмурому дяденьке» или «хмурой тетеньке» с ФНС. Проходит какое-то время и вот уже есть сотовый телефон, хмурость ушла.
Еще какое-то время и в инспекцию относятся шоколад/кофе/мартини/виски/коньяк и так далее. Возникает иллюзия того, что в случае угрозы «Алла Николаевна» предупредит.
Нет, не предупредит. В хороших отношениях нет ничего плохого, но нужно отдавать себе отчет в объемах и пропорциях этих отношений.
3. Приходить в инспекцию и предоставлять документы по звонку инспектора
Никих документов, никакой информации, ничего не стоит предоставлять без официального запроса. «Хорошие отношения» здесь не получатся, у ФНС свои задачи, у налогоплательщика свои и, как правило, первые диаметрально противоположны вторым.
Есть запрос — есть ответ.
4. Создание и контроль контрагентов первого звена
Да, безусловно, свои «технички» — контрагенты первого звена, оформленные на формально не связанных, но фактически подконтрольных налогоплательщику лиц, создают некий буфер/щит безопасности для основного предприятия.
Но все течет, все стремительно меняется. ФНС уже отслеживает IP-адреса, опрашивает/допрашивает/запрашивает все, всех и вся и обеспечить ореол «независимости/неподконтрольности» с каждым кварталом становится все сложнее и сложнее.
Будущее ФНС — аналог «IRS» (Internal Revenue Service) со всеми вытекающими последствиями.
5. Расчет на «идеальный документооборот»
Да, безусловно, идеальный документооборот — это гигиена налоговых правоотношений.
Но для гарантии налоговой безопасности такой же документооборот (как и реальное подтверждение совершаемых хозяйственных операций) должен быть у всех контрагентов.
Мы ведь в ответе, за тех, кого приручили.
6. Хорошая покрышка
Если кто помнит, то в конце девяностых годов бизнесменам стало модно дружить с «силовиками». Время шло, силовиков становилось как-то больше, коммерсантов меньше. Сегодня сложно предположить, что некий (пусть даже генерал) вмешается в выездную налоговую проверку, если налоговики делают свое дело более или менее умело, а не «кошмарят» бизнес.
«Иван Иванович» уже не тот.
7. Расчет на банкротство как спасательный круг
Банкротство не спасает от налоговых санкций к юридическому лицу. Банкротство не спасает от уголовного преследования в случае превышения определенного предела. Наоборот, налоговики очень умело банкротят юридические лица, чтобы получить доступ к активам их бенефициаров.
8. Уход в глухую оборону — не давать информации, документов (сами устанут и отстанут)
Молчать, не давать документы, не отвечать на запросы — это игра не против, а за налоговиков. Любое сомнение они трактуют в свою пользу. Чем меньше документов — тем хуже для налогоплательщика. Другой вопрос — что это за документы, кому, от кого и как они представлены.
9. Не понимание сути ВНП
Выездная налоговая проверка — это плотный, тяжелый коммерческий акт, осуществляемый со стороны государства, направленный на отъем (изъятие) активов у налогоплательщика.
Мероприятие для государства достаточно дорогостоящее, поэтому реализуя его оно стремится получить максимальную прибыль.
10. Фатальная вера в «обвинительный уклон»
Примерно 82-85% споров выигрывается налоговиками и эта цифра растет. Каждый год налоговая служба проверяет меньше, а взыскивает больше.
Но! И сами налогоплательщики играют в этом процессе немаловажную роль. Экономя на защите, давая (сдавая) добровольно всю доказательственную базу в руки проверяющим, игнорируя создание более или менее сильной доказательственной базы защиты.
Как и в уголовном процессе, явка с повинной, досудебное соглашение, желание «сотрудничать» могут сыграть фатальную роль.
Для примера. Возражения на акт налоговой проверки — это не переписывание формулировок, отраженных налоговиками в своем ракурсе с указанием противоположной судебной практики, а большая и кропотливая работа по собиранию и предоставлению доказательств, которая иногда схожа с работой адвоката по уголовному праву.
Доказательства — вот ключ к решению ВНП.
11. Поиск информации / консультаций / разъяснений / путей спасения в интернете
95% информации по ВНП, размещенной в интернете — шлак. Это либо реклама, обещающая «все» и «вся», либо устаревшая информация. Безусловно, есть «Праворуб», но он доступен не всем.
12. Стремление сэкономить
Скупой платит дважды, в делах по ВНП — трижды. Понятно, что осознание приходит тогда, когда уже нужно возместить причиненный бюджету ущерб в полном объеме, включая штрафы и пени, чтобы не сесть лет на пять. Пройдет еще 5-10 лет до того момента, когда субъекты предпринимательской деятельности начнут понимать ценность юриста/адвоката по налогам.
13. Обман самого себя
Ну если человек «налит», даже через цепочку контрагентов из 4-5 звеньев — ну он же налит. Порой самовнушение достигает такой степени, что осознание так и не приходит.
Налоги должны платить все, это обязанность закреплена Конституцией.
Лес то рубят уже вовсю, от щепок не уберечься.
Добавлено: 15:35 10.06.2025


Уважаемый Александр Алексеевич, спасибо за очень подробную и доходчивую статью! Буду давать на неё ссылку всем своим потенциальным доверителям, самонадеянно уповающим на своего главбуха, штатного юриста, и давнее знакомство с «одной тётенькой» из налоговой.
Сжатое, чёткое, но подробное изложение основных ошибок налогоплательщиков, и я надеюсь, что хотя бы часть из них прочтёт эту статью и задумается, а не просто пойдёт на «заклание».
P.S. Несколько раз жал на «Да» (Y) — надеялся «уговорить» бездушную машину поставить больше плюсов за эту публикацию, но как и ФНС, её бессмысленно уговаривать :(
Уважаемый Иван Николаевич, большое спасибо за такой отзыв!
Уважаемый Александр Алексеевич, эх, некогда предприимчивым предпринимателям изучать подобные публикации. Гораздо чаще они обращаются к адвокатам с уже совершенными ошибками и… надеждами. И вот здесь их ожидает весьма неприятный, холодный душ:
Возражения на акт налоговой проверки — это не переписывание формулировок, отраженных налоговиками в своем ракурсе с указанием противоположной судебной практики, а большая и кропотливая работа по собиранию и предоставлению доказательств, которая иногда схожа с работой адвоката по уголовному праву.
Спасибо за очень полезный материал.(Y)
Уважаемый Владимир Михайлович, благодарю! Писал «от души», наболело) Вы правы, мало кто из определённой публики читает, мало кто прочитает. Но кто прочитает, надеюсь, «проймет»
Уважаемый Александр Алексеевич, интересная и полезная информация.
Уважаемая Ольга Викторовна, Благодарю. Постарался кратко, но доступно и емко открыть понятие «выездная налоговая проверка». Мы ведь все спешим, все на бензине)
Уважаемый Александр Алексеевич, 13 ошибок это какая-то не очень хорошая цифра, надо добавить четырнадцатой: Вера в то, что смена директора, учредителя и миграция фирмы в Казань поможет избежать проблем, связанных с ВНП
Уважаемый Анатолий Сергеевич, да, в точку. Казанский маркетинг отупляет. 30 — 50 тыс и «о проблемной фирме можно забыться»
Уважаемый Александр Алексеевич, спасибо за статью! Актуально, интересно, полезно! Налогоплательщиков спасает только не очень высокое качество работы проверяющих. Если бы инспектор по результатам проверок получал процент от доначисленных и взысканных в бюджет сумм, то налогоплательщикам пришлось бы несладко.
Уважаемый Игорь Михайлович, благодарю! Но ФНС тяп за ляпом, но потихоньку сжимает кольцо
Уважаемый Александр Алексеевич, спасибо большое! Полностью с Вами согласен!
Уважаемый Александр Евгеньевич, рад стараться! Благодарю!
Уважаемый Александр Алексеевич, из личного опыты- при ВНП с инспекторами в любом случае нужно с самого начала «общаться» на предмет предполагаемой суммы санкций. Они же не с пустыми руками приходят, а с актом предвыездной проверки...
План есть план, нужно договариваться…
Уважаемый Юрий Фазильевич, общаться то да, но в ноль то никто же отпустит за красивые глаза. А план, сами знаете, похож на позднюю советскую экономику — оторван от реалии
Уважаемый Александр Алексеевич, план это конечно замечательно… но! Выходит что ГБ фирмы менее образованна чем ФНС? А если нет… то тут обычный умысел на недоплату налогов… Или ФНС что незаконное делает? Ну тогда это как минимум 286-159… И спасибо Вам застатью! Статья шикарная!
Уважаемый Дмитрий Николаевич, речь ведь не идет об образовании, опыте, т.е. квалификации ГБ.
Вы ведь прекрасно знаете, что ФНС — это мощная и, самое главное, постоянно развивающаяся машина, которая по своим функциям вскоре опередит Федеральную Службу Безопасности
Учитывая, что мы живем в едином мировом пространстве, ФНС станет аналогом американской IRS (а что может быть серьезнее?)
По умыслу всегда ведь есть уточненки, да и Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» фактически является контринструкцией для налогоплательщика.
Мое мнение — серьезные проблемы возникают у налогоплательщиков в 95% только из-за того, что они экономят на хороших юристах/адвокатах, в принципе не понимая, что они могут.
Благодарю за такой отзыв! Рад стараться!
Уважаемый Александр Алексеевич, написано очень хорошо, а самое главное понятно и доступно любому читателю, даже без юридического образования.:)
Уважаемый Сергей Юрьевич, на это и был расчет, благодарю! Так сказать «Выездная налоговая проверка» — краткая инструкция по безопасному применению)
Уважаемый Александр Алексеевич, спасибо. Очень нужная и актуальная статья.
И, могу точно сказать, что приведенные ошибки «универсальны», то есть такие ошибки совершаются при проведении проверки не только налоговыми органами, но и другими «проверяльщиками»: федеральная антимонопольная служба, МВД и т.д. и т.п.
Уважаемый Дмитрий Владиславович, благодарю за отзыв! Да, Вы правы. Человек всегда верит только в то, во что он хочет верить. Выездная налоговая проверка, ФАС, визит МВД — все это оправдывается «внешними» причинами — конкуренты, происки врагов. Так же, как и ошибки, совершенные самим субъектом — во всем виноваты кто угодно, только не он. А ошибок ведь всегда можно избежать, не пожмотившись на хорошего консультанта.
Уважаемый Александр Алексеевич, ошибка №1 — это, собственно, и есть наше все. За ней уже — снежный ком.
Напротив, ее своевременное исправление предотвращает все последующие ошибки.
НО… (давайте поставим себя на место несчастного коммерсанта)… найти квалифицированного специалиста, который будет гарантированно лучше того, что у него в штате за 100 с лишним тысяч — ох, как непросто. Мы же знаем, что у нас с рынком юридических услуг.
Уважаемый Олег Витальевич, Вы правы. Шанс открыть компьютер, набрать «сопровождение выездной налоговой проверки» или «хороший адвокат по налогам» и попасть на искомое, на вскидку — 2-3%. Добраться до «Праворуба» — 4-5%. И 95% вероятности попасть на специалиста по подвешенному языку. Информационный потоп, будь он неладен.
Очень хорошая статья. Количество ВНП сильно уменьшилось. Но темы не изменились — прибыль, НДС, проблемные контрагенты.
Уважаемый Камиль Ринатович, благодарю за отзыв. Да, под гребенку попадают и «хорошие» и «плохие». Есть и плюсы в собираемости налогов в части выездных налоговых проверок, а есть и банальный рэкет с его заказчиками.
Уважаемый Александр Алексеевич, как всегда емко и убедительно!
И ведь не понимают, налогоплательщики, что «просто так» проверки уже давно не начинают, инспекторами проводится серьезная подготовительная работа, и «начиная» имеют представление о доначислениях, поэтому обращаться к профи нужно как можно раньше.
Уважаемый Василий Герольдович, благодарю! Да, почуял неладное — готовься к серьезной обороне, а не ищи халявы в интернете. Каждое действие имеет противодействие. Выездная налоговая проверка — мероприятие не приятное, но не фатально необратимое.
Как всегда на высоте! Многократно убеждаюсь в том, что знания имеющие серьёзную практическую ценность, можно получить в полном объеме только на Праворубе, спасибо! Продолжайте в том же духе
Уважаемый Михаил Меликович, я с Вами согласен на 1000%. ни один ресурс такого не дает. Читаю — беру, пишу — отдаю. Вроде тратим время, энергию на «Праворуб» — но это самый лучший тренажер для мозга и профессионального роста.