Прежде чем раскрывать особенности налоговой амнистии при дроблении бизнеса, реализуемой в рамках ФЗ от 12.07.2024 № 176-ФЗ, необходимо несколько слов сказать о самой сути того, что происходит в деловом климате страны.
В России нет ни одного более или менее серьезного бизнеса, который не был бы связан с чиновниками и (или) силовиками. Все, что приносит нормальные деньги, контролируется кланами и (или) корпорациями.
То, что в тени, не особо оседает в карманах предпринимателей, а аккумулируется и передается тем, кто дает заработать — распределяет подряды, заказы, гранты, субсидии и так далее. Все прозрачно, все обо всем знают. Любую информацию можно узнать даже из комиксов «телеги».
Если бы не подобные «правила игры», то с учетом политики ЦБ, членства РФ в международных организациях, отсутствия планов, стратегии экономического развития, вообще бы не было того, что сегодня называется экономикой. Домик законности построен на фундаменте не обязательности их соблюдения.
Параллельно в информационном поле «коучи», «бизнес тренеры», «менторы», недобросовестные налоговые консультанты, юристы, адвокаты, маркетологи, директологи и прочие "-тологи" формируют параллельную реальность, в которой можно «максимизировать прибыль за счет минимизации налогообложения», использовать «белые схемы оптимизации НДС и налога на прибыль» и так далее.
Там же, в этой параллельной реальности, копирайтеры из соседних стран сочиняют истории про состязательность при судебной защите по налоговым спорам. Коммерсанты средней и малой руки, наслушавшись и насмотревшись этих клоунов, начинают думать, что можно попробовать тупой дробленки или покупного НДС без фискального абонемента. В итоге клоуны продолжают свой цирк, а люди получают судимость, теряют предприятия и остаются с миллионными долгами.
И мы имеем то, что имеем — крупняк прибит и зафискален. Неприбитых «малышей» (средний и малый бизнес без фискальной крыши) отлавливают и доят. Иногда бизнес просто отбирают, когда нет времени.
Коучи и менторы в свое время насоветовали представителям среднего бизнеса для сохранения возможности применения упрощенной системы налогообложения использовать несколько юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В сети до сих пор очень много красочных семинаров, тренингов, сессий, которые, скорее всего, были изучены и представителями Федеральной налоговой службы. Как, скорее всего, были изучены и те, кто проявлял интерес к семинарам по налоговой оптимизации.
Не так давно был наглядно продемонстрирован «кнут», — последние дела по «дробленке» у всех на слуху. Налоговые преступления и налоговые споры — полуполитические дела и если кто-то из фискалов посчитает, что субъекта необходимо «казнить», то закон просто «поставят на паузу». Отбиться можно, но крайне сложно.
Теперь пришло время «пряника». Среднему и малому бизнесу, который использует «дробленку» (распыление финансовых потоков на группу лиц) предлагают сдаться с тем, что государство поймет и простит.
Что нужно знать по «налоговой амнистии» 2022-2026
1. Амнистия за дробление бизнеса не распространяется на вынесенные решения по налоговым проверкам, вступившие в силу до 12.07.2024 (ч. 3 ст. 6 Закона №176-ФЗ)
В этих случаях сохраняется прежний порядок — затягивание, размазывание в рамках «железного марафона» или по «классической схеме».
2. Амнистия предусматривает приостановление действия не вступивших в силу на 12.07.2024 (дата начала действия статьи 6 Федерального закона № 176-ФЗ) решений по налоговым проверкам за 2022 — 2024 годы с доначислениями, связанными с дроблением бизнеса.
Указанное приостановление не отменяет право налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа.
Для тех, кого «поймали, но еще не наказали», амнистия — единственный легальный выход уйти от стандартных клещей исполнительной власти.
Также законодатель предлагает добровольно присоединиться к амнистии и тем субъектам предпринимательской деятельности, кто использует «дробленку», но кого еще «не поймали»:
- По периодам (2022 — 2024) предлагается «добровольно» отказаться от схем дробления бизнеса;
- Добровольный отказ — исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона №176-ФЗ).
Т.е. налоговая амнистия — далеко не бесплатное мероприятие, как может показаться из названия.
Для тех «кого поймали» (но решение по «дробленке» не вступило в силу):
- Обязанность по уплате налогов, возникшая за налоговые периоды 2022 — 2024 годов, а также пеней и штрафов в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, может быть прекращена при добровольном полном или частичном отказе от этой схемы в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов.
- При «добровольном отказе» лица, участвовавшие в схеме, определяют свой налоговый режим исходя из суммирования по всей группе лиц критериев/требований, установленных для применения специальных режимов налогообложения (доходы, численность сотрудников и др.).
- При выполнении установленных условий амнистия может освободить от обязанности по уплате налогов, возникшей за налоговые периоды 2022-2024 годов, соответствующих пеней и штрафов, в части правонарушений, связанных с дроблением бизнеса. Соответствующие налоговые обязательства прекращаются.
- под амнистию могут попасть только налоговые обязательства (налоги, пени, штрафы), связанные с дроблением бизнеса.
2025 и 2026 годы – это своего рода «контрольные» годы для проверки добровольного отказа от дробления бизнеса и применения амнистии.
3. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов не выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, связанных с «дробленкой», прекращается с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов.
В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок (!), указанная обязанность прекращается с наиболее поздней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.
4. В случае, если выездная налоговая проверка налогоплательщика за налоговые периоды 2025 и 2026 годов налоговыми органами не назначена, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу 1 января 2030 года. Одновременно с этим прекращается обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, ранее доначисленная по «дробленке»
5. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов выявлено дробление бизнеса, решение, вступление в силу которого приостановлено, вступает в силу одновременно с вступлением в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов.
6. При установлении факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается в соответствующей части.
Что в итоге:
Налоговая амнистия может позволить привести свои налоговые обязательства в соответствие с нормами законодательства о налогах и сборах. А может и нет — конъюнктура в стране очень быстро меняется. Сегодня формально амнистировали, завтра неформально деамнистировали — во власти много неординарных нестандартных субъектов.
Законодатель декларирует возможность проведения выездных налоговых проверок в отношении добровольцев «по-новому», т.е. без рэкето-доначислений. Как оно пойдет — время покажет.
Что дешевле — продолжать ситуативно закладывать деньги на неформальные вознаграждения или поменять бизнес-модель, каждый должен решать сам. Оптимальный путь всегда по грани.
Пройдет год/два, ситуация изменится и амнистированных вытолкнут в не правовое русло, откуда так настойчиво предлагали вернуться. Бюджет получит дополнительные поступления. Решальщики и налоговые консультанты дополнительный фронт работы.
Все дополнительные издержки лягут на плечи рядового потребителя.
Карусель продолжиться крутится, малыши веселиться на «Дурацком острове» и все будут делать вид, что оно «как-нибудь само собой все рассосется».