
Налоговая реконструкция по НДС, налогу на прибыль, при дроблении бизнеса — практически единственный способ налогоплательщика как-то отбиться от серьезных претензий налоговиков, если не берем «решалово».
При этом, необоснованность налоговой выгоды, полученной налогоплательщиком при осуществлении своей деятельности, может быть надуманной, а может и нет.
Ведь не секрет, что мы живем в эпоху «Ситуативного Права», когда закон может применяться по ситуации — в зависимости от состава участников, их финансового и административного ресурса.
Камеральные и выездные налоговые проверки и их последствия, не являются исключением. На последних попробуем остановится более подробно.
Налоговая реконструкция или дача взяток?
Как-то не принято замечать и отдавать должного внимания тому факту, что когда какого-то чиновника или служивого «принимают» на взятке или ином преступлении, то никто из пойманных не играет в Павлика Морозова. Чиновники и служивые начинают рассказывать и про то, что было и то, чего в помине не было. По итогу, для профилактики и статистики вырезают «всю грибницу».
И, так может случиться, что коммерсант по прошествии нескольких лет с момента, как «порешал вопрос» с удивлением узнает, что стал фигурантом коррупционного дела, где «порешать» нельзя от слова «совсем».
Здесь все-таки не ради страшилки, а ради объективного изложения информации, стоит напомнить, что особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Срок давности привлечения к ответственности по ст. 291 УК РФ может составлять до 15 лет. Т.е. «порешав вопрос с людьми» нужно закладывать 15 лет, в течение которых может прилететь еще один вопрос.
Кто-то скажет, да где мы, а где они — отвечу, наступает матерая «цифра». Она уничтожит чиновников-коррупционеров и все, что с ними связано. Возможно, будет переворот в их среде — но это другая история. Пока алгоритм постепенно и последовательно меняет правила игры.
Здесь вдумчивый матерый читатель возразит, что ведь практически все выездные налоговые проверки закрываются через «решалово». Когда официально объявляется сумма подлежащая уплате в бюджет, а также сумма, которая идет на неофициальное вознаграждение.
Остановимся для скептиков на этом моменте подробнее.
Итак. Как оно есть сейчас (конечно, по предположениям)
Обычно, по результатам выездной налоговой проверки получается «вилка», где размер итоговых доначислений может состоять из двух вариантов:
1) Сумма доначислений превышает порог, установленный примечанием 1 к статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов»
2) Сумма доначислений не превышает указанный порог
Саму налоговую проверку проводят, как правило, сотрудники налоговой инспекции, сотрудники ОЭБиПК, курирует заместитель начальника территориальной налоговой инспекции и заместитель начальника вышестоящего налогового органа. Все в курсе.
К слову, претензии по налоговой недоимке можно придумать к любому юридическому лицу, тем более на общей системе налогообложения.
Берешь любых контрагентов и признаешь их «техническими организациями», а сделки по техничкам фиктивными.
Судебная защита по налоговым спорам, в данном контексте отсутствует примерно с 2019 года. Если налоговики написали «однодневка», арбитражный суд никогда их в этом посыле не поправит. А если и поправит, то на то будут очень веские погонистые основания.
То есть, ООО «Ромашка» закупала материалы у ООО «Лютик», ООО «Фиалка», ООО «Тюльпанчик», ООО «Роза» уменьшала налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
ООО «Ромашка» не платила абонентскую плату за то, чтобы никто не видел и не слышал нарушения. ООО «Ромашка» и (или) ее бенефициары имеют имущество, за счет которого может быть произведено гашение налоговой недоимки.
На предприятие открывается выездная налоговая проверка с уже известными цифрами начислений (вариант «А» — уголовка по ч.1 ст. 199 УК РФ; вариант «Б» — уголовка по ч.2 ст. 199 УК РФ).
Первая часть легко прекращается по срокам, по второй части — в Москве и Московской области судимость, не связанная с лишением свободы. В ряде регионов — лишение свободы на год, два, три.
По результатам выездной налоговой проверки коммерсанту предлагается либо заплатить в бюджет и оплатить услуги проверяющих в коррупционном порядке и получить минимальные начисления. (Оставляем доначисления по ООО «Лютик», ООО «Фиалка», остальных «сомнительных» контрагентов убираем. Сразу - на компьютере простыми нажатиями клавиш.
Например, насчитали 120 млн с учетом штрафа и пени. Порешали и коммерсант — 30 млн платит в бюджет, 10 в кассу, 2-12 заберет посредник.
Итог — 42-52 млн затрат
Либо, насчитали 120 млн, не порешали. Далее уголовное дело и банкротство предприятия.
Два варианта и, казалось бы, первый куда симпатичнее. Ведь судебная защита по налоговым спорам отсутствует — спорь не спорь, бюджет всегда прав, если проверяющее более или менее оформили свой труд. Доказывать, что контрагент реальный (даже если это действительно так) не имеет смысла.
Но! Все налоговые инспекции, учреждения рядом с ними, заведения общепита, оборудованы системами сбора данных. Количество тех, кто сообщает информацию в органы государственной безопасности, год от года растет. Собирается аналитика по выездным налоговым проверкам, массово заводятся дела оперативного учета.
И то, что данному порядку государство позволяет существовать, это не результат недосмотра, а результат попущения.
Откуда такая уверенность? Из простой логики. Если одновременно арестовать всех мздоимцев, то бюджет сразу же потеряет колоссальные налоговые поступления. С другой стороны, допускать, чтобы суммы взяток прямо обозначались в кабинетах или за столами заведений общепита тоже нельзя. Плюс статистика и борьба с коррупцией. Отсюда регулярные громкие коррупционные дала, связанные с полицейскими и налоговиками.
Плюс, как уже было изложено выше — действует принцип грибницы и Павлика Морозова. Тот, кого принимают на взятке, понимает, что ни один из адвокатов «не отмажет» его по полуполитической статье. И чиновники, исходя из информации, которую регулярно публикуют в открытых источниках, любят активно стучать.
Личное мнение, что весь этот колоссальный массив взяткодателей и взяткополучателей исчезнет как раз в течение 15 лет — по мере замены чиновников искусственным интеллектом.
Для адвоката-налогового решалы единственный способ соскочить «из под молотков» — уйти на мошенничество (и сдать всю грибницу). Так стоит ли оно того?
Теперь рассмотрим «иной путь» решения налоговых споров. Нужно не спорить с налоговым органом, касаемо природы самих контрагентов — это тупиковый путь. А пересчитать размер действительных налоговых обязательств с тем, чтобы налоговый орган скорректировал сумму налоговых претензий.
Налоговая реконструкция
Налоговая реконструкция — способ расчета сумм доначислений по налогам исходя из реального экономического смысла сделок.
Т.е. не снятие расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и вычетов по налогу на добавленную стоимость «под ноль», а проведение расчетов таким образом, если бы товары поставлялись, а услуги оказывались следующим звеном.
Налоговая реконструкция по ст. 54.1 НК РФ
Знаменитая и даже «громкая» в свое время ст. 54.1 НК РФ „Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов“ была принята в „далеком“ 2017 году и тогда примерно год-два позволила осуществлять соблюдения прав налогоплательщиком в законном порядке.
После того периода сформировалось то, что принято называть „правоприменительной практикой“ — читай выше. Потекли колоссальные потоки — как в бюджет, так (возможно, только предположения) и личные карманы уполномоченных лиц. Такой порядок дел был вполне приемлем до недавнего времени — эпохи внедрения искусственного интеллекта, т.к. и закрывал проблему «человеческого фактора», давая гипермотивацию работы, так и наполнял бюджет.
Было создано целое сословие, мягко говоря, очень состоятельных людей, которые приобрели фабрики, заводы, пароходы. Сословие с крепким зданием капитала, но без фундамента происхождения средств.
Но все течет, все стремительно меняется. И мы стоим на переломном моменте, когда скоро полностью исчезнет элемент коррупции в том числе в налоговых спорах.
Об этом подробнее.
В НК РФ нет понятия «налоговая реконструкция», есть ряд писем ФНС, в том числе от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@:
Налогоплательщик может рассчитывать на вычеты по налогу на прибыль и НДС, если им была проявлена должная осмотрительность и он не знал и не должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию и о предоставлении исполнения иным лицом.
Для учёта вычетов и расходов налогоплательщик должен предоставить информацию из первичных документов реального исполнителя по сделке. Если операции с реальным исполнителем не задокументированы, для их учёта надо представить документы и информацию, подтверждающую их совершение.
Если реальным исполнителем является непосредственно сам налогоплательщик, налоговым органом могут быть учтены расходы и вычеты по НДС в отношении приобретённых материалов
а также от 10 октября 2022 г. № БВ-4-7/13450@.
По практике налоговая реконструкция становится «трендом» и применяется в подавляющем большинстве случаев за тем исключением, если предварительно налогоплательщик не пытался зайти и порешать вопрос.
Налоговая реконструкция по НДС
Налоговая реконструкция по НДС применяется следующим образом. К слову, суть НДС (налога на ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ) мало кто понимает.
Если максимально упрощенно, то ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ — это наценка, разница. Купил за рубль, продал за рубль пятьдесят, вот 50 копеек и есть добавленная стоимость. Или произвел по себестоимости за рубль, продал за 1 рубль 50 копеек — вот она и добавленная стоимость в размере 50 копеек.
Если речь идет о цепочке с присутствием «техничек», то упрощенно налоговая реконструкция по НДС выглядит следующим образом:
ООО «Ромашка» купила товар у ООО «Лютик» за 1 рубль 20 копеек, в том числе 20 копеек — НДС (приношу извинения за арифметику, даю ее в максимальном упрощении).
Выездная налоговая проверка, ООО «Лютик» признается техничкой, 20 копеек «входного НДС» снимается под ноль.
При применении налоговой реконструкции налогоплательщик показывает, что ООО «Лютик» купил данный товар у ООО «Фиалка» за 50 копеек, в том числе НДС 10 копеек. Убираем «Лютик», оставляем «Фиалку». И тогда, применение налоговой реконструкции позволяет снизить сумму претензий с 20 копеек до 10 копеек, т.е. в 2 раза. Это колоссальные суммы
Есть «входной» НДС вычеты по которому принимаются в качестве уменьшения налогооблагаемой базы.
Налоговая реконструкция по налогу на прибыль
Налоговая реконструкция по налогу на прибыль применяется следующим образом. Допустим, контрагент ООО «Ромашка» — ООО «Лютик» признан технической организацией. И налоговый орган исключил все расходы ООО «Ромашка», которые та учла по взаимоотношениям с ООО «Лютик». Т.е. если товары/услуги, которые ООО «Ромашка» получила от лютика составили 50 млн рублей, то эта сумма полностью исключается из расходов, на которые уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль.
Но ведь не может остаться «воздух». Как правило, что-то создано, построено, поставлено — откуда оно взялось? Смотрим дальше.
ООО «Ромашка» получило товары от ООО «Лютик» на сумму 50 млн рублей, а ООО «Лютик» купил эти товары у ООО «Роза» на сумму 35 млн рублей. Тогда, при применении налоговой реконструкции из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль снимается не 50 млн рублей, а только 35 млн рублей.
Т.е. налогоплательщик соглашается, что ООО «Лютик» — техническая организация, но настаивает на реальности поставок/оказания услуг.
Налоговая реконструкция и как ее использовать
Главное, что нужно, к сожалению, уяснить налогоплательщику и юристам, адвокатам, сопровождающим налоговый спор, это тот факт, что не закон, а понятия первичны в нашем государстве.
Если налоговая проверка носит заказной характер и (или) налогоплательщик что-то пообещал «великим», то применяй налоговую реконструкцию, не применяй налоговую реконструкцию — против фискального лома нет иного приема (только если нет другого фискального лома).
Обычно, налогоплательщик бросается в две крайности — либо старается «порешать» либо доказать, что налоговики не правы в корне, а контрагенты являются настоящими организациями. К сожалению, это утопический подход.
Бюджет для суда — это святое. Можно спорить по процедуре, можно спорить по размерам и суммам доначислений, но не стоит пытаться доказать, что «на самом деле» контрагенты не являются техничками. Это никого не интересует, ведь речь идет о бюджете.
Задача всех фискальных органов состоит лишь в том, чтобы была соблюдена процедура проведения налоговой проверки и оформления ее результатов. И все!
И никакие ликвидации, реорганизации и банкротства не спасают от фискального катка. Мы стояли у истоков реорганизации присоединением в 2011-2012 году. Мы стояли у истоков ликвидации через упрощенную процедуру банкротства. Поверьте, есть глубокое понимание вопроса. Впереди колоссальный кризис в рядах чиновничье-служивого аппарата, т.к. кормушки закрываются с приходом искусственного интеллекта.
Налоговая реконструкция судебная практика
Официальная судебная практика по налоговой реконструкции закреплена письмом от 10 октября 2022 года №БВ-4-7/13450@. В нём ФНС закрепила официальный подход по вопросам действительных экономических обязательств при налоговых проверках.
Налоговая реконструкция применяется практически всегда, за тем исключением, что налогоплательщик, порой, должен сам провести работу с контрагентами 2-го и последующего звеньев. Спасение утопающих часто дело рук самих утопающих. Но настоящие цифры, а не туфту.
И здесь ведь не стоит задача «уйти под ноль» — главное, избежать последующего внимания Следственного комитета РФ, который, все-таки научился расследовать налоговые преступления и выжимать из коммерсантов даже там, где, казалось бы, выжимать уже нечего.
Налоговая реконструкция при дроблении бизнеса
Порядок налоговой реконструкции при дроблении бизнеса закреплен письмо ФНС от 14 октября 2022 года №БВ-4-7/13774@. В письме, в частности, указано, что в расчётах инспектор должен учитывать суммы налогов по каждому элементу схемы «дробления бизнеса» в отношении дохода от искусственно разделённой деятельности.
Дробление бизнеса, налоговая амнистия, освещены в другой публикации.
К данной статье приложены следующие документы (для PRO статуса):
- Письмо ФНС России от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Обязательно к применению налоговыми органами!
- Письмо Федеральной налоговой службы от 10 октября 2022 г. № БВ-4-7/13450@ О направлении обзора судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки
- Письмо Федеральной налоговой службы от 14 октября 2022 г. N БВ-4-7/13774@ О возложении на налоговый орган обязанности возвратить сумму налога, излишне уплаченную в связи с применением упрощенной системы налогообложения с начислением на данную сумму процентов
Что в итоге?
Хотите верьте, хотите не верьте, кармический долг исполнен. Пока готовил данную публикацию, вспомнил два момента.
В 2003 или 2004 году, в Астрахани, во время проведения аудиторской проверки, у меня на руках оказались авансовые отчеты подотчетных лиц крупного предприятия на проведение банкетов в шашлычных у южных предпринимателей по суммам в 2-2,5 млн рублей (теми деньгами, буквально). На мой тезис руководителю предприятия (он же тогда был мэр Астрахани), что так нельзя, он посмеялся и ответил, что можно, т.к. представительские расходы не превышают 4% от фонда оплаты труда.
По закону он был прав, мне было 23 года, а дядьке лет 50. Потом уже он — бывший мэр Астрахани получил 10 лет за взятку, никак не связанную с авансовыми отчетами, но, видимо, потому, что нельзя так было работать.
В 2014-2015 годах ездил по бухгалтерским организациям Москвы и, можно так назвать, читал лекции по ответственности за налоговые преступления (если статья того периода на «Клерке» — как не сесть при налоговых маневрах).
Тогда все улыбались, кивали, но никто не верил, что оно будет так, как произошло в период с 2014 года по наши дни. Весь тот обнал и транзит отражен в сегодняшних делах о банкротстве и уголовных делах по налоговым преступлениям. А ведь нужно было прикидывать на несколько лет вперед, т.к. год от года «питон» сжимает свои кольца. Ситуативное право и понятия заменит алгоритм.
Сегодня повторю свой тезис в том, что в течение среднесрочного периода, пройдет «государственная коса» по коррупционным преступлениям. Большая часть замаранных чиновников и служивых (9/10 или того меньше), приблатненных бизнесменов исчезнут, как исчезли «братки из 90-х». Примерно сколько «братков» сумело легализоваться, такое количество останется и чиновников со служивыми. Что самое удивительное, ничего «хорошего» и «положительного» в этом, скорее всего, нет.
Мы вступаем в новое время. Лютое время. Цифровое время. И то, «как оно сегодня» будет вспоминаться как райские дни «завтра».
Это не страшилки, а предложение измениться в духе времени. Ведь c той пропорцией, как будут закрываться «коррупционные кормушки», будут «поедаться их участники самими участниками.
Быть добру!
P.S. По налоговой реконструкции, аудиторской и адвокатской поддержке в налоговых проверках — звоните/пишите. Найдем и документы по всем звеньям и правильно пересчитаем и снизим размер доначислений. Регион принципиальной разницы не имеет. Оформим все в виде аудиторского заключения и (или) налоговой экспертизы. Главное, что все в рамках правового поля.
По более глобальным вопросам — ссылка на телеграм-канал
Добавлено: 18:45 10.06.2025