- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Кратко об изменениях, которые коснулись главы 14 Налогового кодекса, регулирующих налоговый контроль:
- Увеличен срок для представления возражений на акт проверки;
- Увеличен срок для представления возражений на акт о выявлении налоговых правонарушений;
- Установлен срок для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля;
- Уточнены правила направления налогоплательщику требования о представлении документов.
Ранее же для предоставления письменных возражений, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, был установлен срок 15 дней. Данное изменение несомненно улучшает положение лица, в отношении которого проводится налоговая проверка.
Обращаю внимание, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что часть 7 статьи 6 вышеуказанного Закона устанавливает переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (ч. 1 ст. 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.
2. Согласно пункту 2 статьи 100.1 Налогового кодекса РФ, дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением статей 120, 122, 123 Налогового кодекса РФ) рассматриваются в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса РФ.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть проведены такие мероприятия как осмотр (статья 92 Налогового кодекса РФ), истребование документов при проведении налоговой проверки (статья 93 Налогового кодекса РФ), истребование документов о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (статья 93.1 Налогового кодекса РФ), выемка документов и предметов (статья 94 Налогового кодекса РФ), допрос свидетеля (ст. 90 Налогового кодекса РФ), проведение экспертизы (статья 95 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, при выявлении правонарушений составляется акт. В нем, в частности, указываются факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства. На основании пункта 5 статьи 101. 4 Налогового кодекса РФ, если налогоплательщик не согласен с данными фактами, он вправе в течение одного месяца со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения. Ранее же срок на представление возражений составлял 10 дней.
Теперь, после вступления в силу поправок, срок на представление возражений будет составлять один месяц.
3. Данным законом установлен срок для ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительными мероприятиями налогового контроля.Так согласно абз. 2 п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе до вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) знакомиться с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.
Ранее же Налоговым кодексом не был установлен срок для ознакомления с вышеперечисленными материалами, по разъяснениям официальных органов данный срок определял самостоятельно руководитель налогового органа (Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).
Исходя из судебной практики, непредоставление срока для ознакомления, вело к отмене решения, вынесенного по результатам проверки, так как согласно п. 14 ст. 101 НК РФ, если инспекция не обеспечила налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, а также представить свои объяснения, то решение, вынесенное по результатам проверки, должно быть отменено.
4. Настоящим законом уточнены правила направления налогоплательщикутребования о представлении документов.Так на основании пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ, налоговый орган вправе при проведении проверки истребовать у налогоплательщика необходимые для контроля документы.
Однако, согласно данному закону налоговый орган сначала должен вручить требование налогоплательщику лично под расписку, только если должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, находится на территории налогоплательщика. При невозможности вручить требование таким образом, оно направляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ, т.е. может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Ранее же, налоговый орган сначала должен был вручить требование налогоплательщику лично под расписку или отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а вот если требование передать невозможно, то его следовало направлять по почте заказным письмом. В судебной практике не было единой позиции по данному вопросу, так ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23.05.2012 № А52-2540/2011 признал нарушенной процедуру направления соответствующего требования, поскольку инспекция сразу направила его по почте, а в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 № А56-71958/2011 содержится противоположный вывод.
Данный закон вносит и другие изменения в Налоговый кодекс, но я хотела обратить внимание именно на те изменения, которые касаются прав и обязанностей лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка.


Уважаемая Евгения Юрьевна!
Очень интересная и познавательная статья, т. к. помимо информирования о нововведениях даны соответствующие ссылки на законодательные акты, указано на значимость (улучшение) правовых норм, приведена судебная практика по делам данной категории.(Y)(F)
Спасибо, Евгений Алексеевич!(handshake)
В целом, изменения расцениваю как положительные, т.к. объёмы материалов налоговых проверок могут быть весьма значительными, и для ознакомления с ними и подготовки возражений, требуется немало времени.
Спасибо за чёткий анализ произошедших изменений.
Отличная публикация Евгения Юрьевна, большое спасибо. В целом, изменения о которых вы рассказали, направлены на совершенствование процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, что безусловно хорошо.
Статья нужная и своевременная.(Y)
Спасибо, Евгения Юрьевна!(handshake)
Но, имеется один уточняющий вопрос к автору публикации.
Как Вы думаете, уважаемая Евгения Юрьевна, способствует ли целям и задачам законодательства подобное регулярное, я бы даже сказал, систематически-постоянное изменение столь важной для общества отрасли права — налогового законодательства?
Уважаемый Владимир Михайлович, изменения, касающиеся увеличения срока для представления возражений считаю позитивным, более того, полагаю, что у лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка, появится больше времени для подготовки и выработки позиции.
По поводу предоставления срока для ознакомления с материалами налоговой проверки полагаю, что это положительное изменение и теперь лицо, в отношении которого проводится налоговая проверка, не будет зависеть от воли руководителя налогового органа. Но в то же время считаю его недостаточным, так всего 2 дня, а исходя из практики материалы проверок порой имеют очень большой объем.
Поэтому общий итог освещенных в статье изменений способствует целям и задачам законодательства.
Спасибо, Евгения Юрьевна, не успела заметить изменения в законодательстве. Очень полезная публикация.
Плюс, за отличную подачу материала.
Полезные знания. Может пригодятся. Голосую «за». (F)
Спасибо, что обратили наше внимание на изменения. Публикация очень хорошая. Так держать!
Спасибо за отличную академичную статью!