- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Кратко об изменениях, которые коснулись главы 14 Налогового кодекса, регулирующих налоговый контроль:
- Увеличен срок для представления возражений на акт проверки;
- Увеличен срок для представления возражений на акт о выявлении налоговых правонарушений;
- Установлен срок для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля;
- Уточнены правила направления налогоплательщику требования о представлении документов.
Ранее же для предоставления письменных возражений, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, был установлен срок 15 дней. Данное изменение несомненно улучшает положение лица, в отношении которого проводится налоговая проверка.
Обращаю внимание, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что часть 7 статьи 6 вышеуказанного Закона устанавливает переходные положения. Они заключаются в том, что если течение срока, предусмотренного п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ в редакции комментируемого Закона (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу Закона (ч. 1 ст. 6 Закона), то этот срок исчисляется по новым правилам.
2. Согласно пункту 2 статьи 100.1 Налогового кодекса РФ, дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением статей 120, 122, 123 Налогового кодекса РФ) рассматриваются в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса РФ.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть проведены такие мероприятия как осмотр (статья 92 Налогового кодекса РФ), истребование документов при проведении налоговой проверки (статья 93 Налогового кодекса РФ), истребование документов о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (статья 93.1 Налогового кодекса РФ), выемка документов и предметов (статья 94 Налогового кодекса РФ), допрос свидетеля (ст. 90 Налогового кодекса РФ), проведение экспертизы (статья 95 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, при выявлении правонарушений составляется акт. В нем, в частности, указываются факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства. На основании пункта 5 статьи 101. 4 Налогового кодекса РФ, если налогоплательщик не согласен с данными фактами, он вправе в течение одного месяца со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения. Ранее же срок на представление возражений составлял 10 дней.
Теперь, после вступления в силу поправок, срок на представление возражений будет составлять один месяц.
3. Данным законом установлен срок для ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительными мероприятиями налогового контроля.Так согласно абз. 2 п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе до вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) знакомиться с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.
Ранее же Налоговым кодексом не был установлен срок для ознакомления с вышеперечисленными материалами, по разъяснениям официальных органов данный срок определял самостоятельно руководитель налогового органа (Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).
Исходя из судебной практики, непредоставление срока для ознакомления, вело к отмене решения, вынесенного по результатам проверки, так как согласно п. 14 ст. 101 НК РФ, если инспекция не обеспечила налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, а также представить свои объяснения, то решение, вынесенное по результатам проверки, должно быть отменено.
4. Настоящим законом уточнены правила направления налогоплательщикутребования о представлении документов.Так на основании пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ, налоговый орган вправе при проведении проверки истребовать у налогоплательщика необходимые для контроля документы.
Однако, согласно данному закону налоговый орган сначала должен вручить требование налогоплательщику лично под расписку, только если должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, находится на территории налогоплательщика. При невозможности вручить требование таким образом, оно направляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ, т.е. может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Ранее же, налоговый орган сначала должен был вручить требование налогоплательщику лично под расписку или отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а вот если требование передать невозможно, то его следовало направлять по почте заказным письмом. В судебной практике не было единой позиции по данному вопросу, так ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23.05.2012 № А52-2540/2011 признал нарушенной процедуру направления соответствующего требования, поскольку инспекция сразу направила его по почте, а в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 № А56-71958/2011 содержится противоположный вывод.
Данный закон вносит и другие изменения в Налоговый кодекс, но я хотела обратить внимание именно на те изменения, которые касаются прав и обязанностей лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка.