Здравствуйте, коллеги!
Пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает ряд оснований для назначения гражданину досрочной страховой пенсии по старости. Обратившись с заявлением в Управление Пенсионного фонда по месту регистрации гражданина, и предоставив необходимый пакет документов, решением комиссии должно быть назначено пенсионное обеспечение ранее установленного срока. Но так написано, на практике же мы имеет совершенно иную картину.
На мой взгляд, примерно 75% обратившимся за досрочным пенсионным обеспечением, просто отказывают и порой достаточно нагло и немотивированно. Сотрудники Пенсионного фонда выдумывают самые изощренные причины, лишь бы отказать в назначении пенсии, это и отсутствие надлежащей записи в трудовой книжке, и исправления отдела кадров в карточке сотрудника, и отсутствие кода должности, когда-то занимаемой гражданином, и еще много и много чего.
Так что же кроется за данными отказами? Банальная экономия государства на выплатах наиболее уязвимым слоям населения. Именно это и есть реальная причина. «Схема» достаточно проста и гениальна, гражданину отказывают в назначении досрочной пенсии по выдуманной коллективным «разумом» комиссии пенсионного фонда причине, выдают (а иногда и не выдают, пока не наступить на горло) решение, в котором все красиво расписано, в общем как учили в институте, а далее расчет идет на то, что гражданин не пойдет обжаловать данное решение в суд.
Из общей массы обратившихся, большая часть просто не обращается в суд за обжалованием выданной им писульки. Причины бывают разные, это и отсутствие юридических знаний у людей пожилого возраста, и нехватка средств на оплату квалифицированной юридической помощи юриста по пенсиям. Те же граждане, которые обращаются в суд, практически всегда завершают дело успешно, и писулька, выданная грамотеями Пенсионного фонда, летит в ведро.
Обжалование отказа пенсионного фонда, дело не простое. При подготовке иска возникает необходимость в изучении не только нюансов запутанного российского пенсионного законодательства, но и различных моментов работы кадрового делопроизводства, а порой и советского законодательства, которое к слову сказать было на мой взгляд более структурированным и понятным простому гражданину.
27.07.2018 года мой доверитель обратился в Управление Пенсионного фонда в г.Новокузнецке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» — страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам».
Ключевым в данном пункте является наличие подземного стажа, который должен подтверждаться записью в трудовой книжке, либо иными документами, истребованными из предприятия, в том числе карточкой сотрудника.
Отказ в назначении пенсии моему доверителю был мотивирован тем, что отсутствуют основания для зачета в специальный стаж по Списку №1: периода военной службы в СА по призыву и периода обучения в Читинском горном техникуме, так как данное учебное заведение не относится к системе государственных трудовых резервов и профессионально-технического образования.
Кроме того, комиссией не был рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода работы в должности электромеханика участка № 1 рудник «Западный» Депутатского ГОКа объединения «Якутзолото». Для включения данное периода работы в специальный стаж, было необходимо подтверждение того, что мой доверитель осуществлял свою трудовую деятельность более 50% под землей от общей продолжительности рабочей смены.
Данный период, по сути, был ключевым в обжаловании, так как включение только данного периода в специальный стаж работы, уже предоставлял право заявителю на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Именно на нем мы и решили сконцентрировать все свои силы в суде.
Сам отказ в досрочной пенсии скромно умалчивал о данном периоде, обращаться в пенсионный фонд с новым заявлением о включении данного периода в специальный стаж было совсем не охота, да и времени это бы заняло достаточно много, поэтому решили обжаловать период как отказной в одном иске.
В итоге, в исковые требования о признании незаконным решения УПФР об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости было включено три периода.
В рамках работы по данному делу, нами была получена архивная справка о месторождении Депутатского ГОКа (рудник «Западный»), согласно которой данное предприятие занималось добычей олова из россыпных и рудных месторождений. Данная добыча осуществлялась круглогодично, и самое важное, что было указано в данной справке, так это то, что Рудник «Западный» разрабатывал Депутатское месторождение подземным способом. Да, в справке не был указан процент занятости под землей, но уже это дало нам возможность включить данный период работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Так как иных документов, согласно вышеуказанной справке, в архив не поступало, то было невозможно какими-либо иными способами подтвердить 50% занятость в течении рабочей смены, моего доверителя под землей.
Суд принял в качестве основного доказательства данную справку, учел подземный характер работы ликвидированного предприятия и включил спорный период в специальный стаж. Данное решение было обжаловано ответчиком в вышестоящую инстанцию, однако не было отменено и вступило в законную силу.
Автор: Юрист Стрыгин Иван Викторович
Контакты: +7 903 069 11 00. WhatsApp.
E-mail: 9030691100@yandex.ru
Я в социальных сетях:
https://www.facebook.com/yurist.strygin
https://www.instagram.com/st.rygin
https://twitter.com/jurist_strygin
https://my.mail.ru/mail/jurist.strygin
Оказание юридической помощи по гражданским делам на всей территории Российской Федерации. Подготовка процессуальных документов. Консультации очно и через Skype.