Иногда, ворчливое недовольство таких участников / акционеров перерастает в открытое желание хоть как-то насолить как своему предприятию, так и его должностным лицам, и «обделённые» участники начинают действовать по принципу: "Беда не в том, что у тебя корова сдохла, а что у соседа жива!" ©.
В этом деле, давно уже бывший директор предприятия — участник ООО с долей в уставном капитале — 36% и несколькими непогашенными личными потребительскими кредитами, решил поправить своё финансовое положение за счёт «своего» предприятия, путём пересмотра (естественно в сторону увеличения) размера дивидендов по итогам финансового года.
Не удовлетворившись отчетом директора и главного бухгалтера ООО на очередном собрании участников, и решением общего собрания об отсутствии оснований для выплаты дивидендов, будущий истец решил «вывести всех на чистую воду» и доказать (видимо самому себе) что реальный доход от деятельности предприятия намного выше официально декларируемого, и достаточен для выплаты дивидендов, на которые он так рассчитывал.
Не придумав ничего лучшего, обиженный участник, занялся рассылкой безграмотных жалоб и заявлений о возбуждении уголовных дел на директора и главного бухгалтера — второго участника ООО с долей в уставном капитале — 64%.
Однако, получив отовсюду отказы в возбуждении уголовных дел и привлечении должностных лиц и самого ООО к административной ответственности (эту часть нашей работы мы пока освещать не будем) решил обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением:
о предоставлении для ознакомления документов о доходах и расходах предприятия, о заработной плате работников ООО «А» и отчетов по налоговой и пенсионный фонд.
С учётом того, что все бухгалтерские документы Общества уже были предоставлены обиженному участнику, а так же изучены вдоль и поперёк им, и всевозможными проверяльщиками по его заявлениям, а руководством предприятия потрачена уйма средств, времени и нервов, было принято решение о проведении «воспитательной работы» с кляузником, дабы отбить у него желание впредь создавать помехи в работе предприятия.
В ходе судебных заседаний, представители Общества заняли позицию уточнения, конкретизации, и правового обоснования требований истца о представлении каждого документа, т.к. в его заявлениях, они именовались как угодно, но только не так, как это предусмотрено законодательством.
Кроме того, мы акцентировали внимание суда на том, что требования истца в действительности направлены вовсе не на получение сведений о деятельности самого ООО (в чём ему никто не отказывал), а на получение документов, содержащих персональные данные директора и другого участника, и являются злоупотреблением правом.
После нескольких неудачных попыток сформулировать свои требования в соответствии с требованиями законодательства, истец отказался от иска, и производство по делу было прекращено.
После вступления определения суда в законную силу, Обществом было подано заявление о взыскании с истца судебных издержек, которое было (вполне ожидаемо) удовлетворено частично, т.к. суд учел материальное положение истца, а так же отказал во взыскании расходов Общества на досудебной стадии и премии за достигнутый по делу результат.
P.S. Документы размещены без купюр — разрешение доверителя на публикацию материалов этого дела имеется.
P.P.S. Некоторые участники ООО считают, что пословица: "Не плюй в колодец..." их не касается… но решения будущих общих собраний, могут стать для них сюрпризом… но это уже совсем другая история.