I.Уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных
В статье 3 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее закон о перс данных) дано определение оператора персональных данных. Оператор — государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющие обработку персональных данных.
Оператор определяет цели обработки персональных данных. Например, оформление и исполнение заказов для клиентов, ведение кадрового учета для сотрудников, анализ посещаемости для посетителей сайтов.
Оператор определяет состав персональных данных, подлежащих обработке. Например, ФИО, паспортные данные, адрес, эл. почта и т.д.
Оператор определяет действия (операции), совершаемые с персональными данными. Например, сбор, запись, хранение, уточнение, использование, передача, блокирование, удаление.
Таким образом, закон о персональных данных касается каждого индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Почти каждый оператор должен пройти регистрацию в Роскомнадзоре. Основанием является уведомление по форме, утвержденной приказом Роскомнадзора от 28.10.2022 № 180.
Некоторые операторы вправе без уведомления Роскомнадзора осуществлять обработку персональных данных. К ним отнесены случаи, когда,
-персональные данные включены в государственные информационные системы персональных данных (ЕГРИП, ЕГРЮЛ);
-оператор осуществляет деятельность по обработке персональных данных без использования средств автоматизации;
-персональные данные обрабатываются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
Касательно обработки персональных данных без использования средств автоматизации следует руководствоваться Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 (Положение).
Обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы (далее — персональные данные), считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека (п.1 Положения).
Обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что персональные данные содержатся в информационной системе персональных данных либо были извлечены из нее (п.2 Положения).
Адвокатам, чтобы понять относятся ли они к операторам, осуществляющим обработку персональных данных без использования средств автоматизации, необходимо сделать анализ субъектов персональных данных.
Основной субъект — доверитель. Цель обработки — составление Соглашения о юридической помощи.
Состав персональных данных — ФИО, паспортные данные, адрес, эл почта и т.д.
Действия (операции) — использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека (то есть, на бумажном материальном носителе). Такой же анализ провести по другим субъектам персональных данных.
Оператор, осуществляющий обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, должен отправлять уведомление в Роскомнадзор в следующие сроки. До начала обработки персональных данных, при этом, конкретных сроков представления сведений в составе уведомления законодательство не содержит. При любых изменениях сведений (например, при изменении целей или сроков обработки персональных данных) — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие изменения.
Если оператор не представит уведомление в Роскомнадзор о планируемой обработке персональных сведений до 30 мая 2025 года, его оштрафуют по ст. 19.7 КоАП РФ, с 30 мая 2025 года размеры штрафов за нарушения будут повышены ч. 10 ст. 13.11 КоАП РФ:
-для граждан — в размере от 5000 до 10 000 руб.;
-для должностных лиц государственного или муниципального органа либо некоммерческой организации — от 30 000 до 50 000 руб.;
-для юридических лиц, (не являющихся государственным, муниципальным органом или НКО), и ИП — от 100 000 до 300 000 руб.
До подачи уведомления должны быть сформированы локально — нормативные акты, отражающие систему работы с персональными данными организации, поскольку уведомление должно отражать эти документы.
Но безопаснее срочно подать уведомление до 30 мая 2025 года, даже если пока не сформированы локально-нормативные документы. Впоследствии подать уведомление с изменениями сведений.
II. Сайты
Все операторы, у которых есть сайт, обязаны соблюдать требования Роскомнадзора.
Кроме того, сайт не должен нарушать требования к трансграничной передаче данных (необходим аудит технический и юридический для выявления нарушений, они могут быть в коде сайта, и оператор может даже не знать об этом).
Трансграничной передачей персональных данных является использование иностранного программного обеспечения или интернет-сервисов, позволяющих собирать, хранить или обмениваться персональными данными с помощью сети «Интернет».
Алгоритмы Роскомнадзора — это новая система контроля, которая сейчас осуществляется автоматизированно. Алгоритмы Роскомнадзора видят не только внешние (видимые), но и внутренние (невидимые) нарушения. Контроль становится массовым и не требует человеческого ресурса со стороны госоргана так, как это было раньше.
Операторам необходимо следующее:
1.Опубликовать на сайте актуальную Политику оператора обработки персональных данных.
2.Опубликовать на сайте актуальную Политику конфиденциальности сайта.
3.Согласие на обработку персональных данных посетителя должно быть во всех в формах связи на сайте.
4.Согласие для посетителей сайта о собираемых «Cookie».
5.Разместить контактные данные юридического лица (владельца сайта).
6.Привести в соответствие предлагаемых на сайте товаров или услуг кодам ОКВЭД (виду деятельности) организации.
Касательно трансграничной передачи — отключить программы.
III. Меры по обеспечению выполнения оператором обязанностей по обработке персональных данных
ст. 13.11 КОАП РФ предусматривает ответственность для юридических лиц (ИП, приравненных к ним), должностных лиц, граждан. Рассмотрим способы снижения риска быть подвергнутым штрафам.
1) Юридические лица (ИП, приравненные к ним)
Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных законом о перс данных (ст. 18.1). Добросовестное выполнение этой обязанности важно и полезно для оператора.
При определении пакета мер допустимо использовать Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211, ред. от 15.04.2019 г. (ПП № 211). Несмотря на то, что оно предназначено для государственных органов, никто не запрещает его использовать и другим организациям. Использование в качестве шаблона ПП № 211 дает основание полагать, что приняты меры необходимые и достаточные.
Первый документ пакета мер следует назвать «Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» (Перечень). Во вступительной части следует написать, что он составлен руководствуясь Перечнем, утв.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211. В Перечне следует указать все правила, перечни, типовые формы, действия, необходимые для выполнения обязанностей оператора персональных данных.
Затем необходимо составить все документы и совершить действия, перечисленные в Перечне.
Дополнительно необходимо выполнить требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения закона о персональных данных (Утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27.10.2022 № 178).
Тем самым оператор подтверждает для контролирующего органа, что принял меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения тех обязанностей, которые предусмотрены законом о перс данных.
Надо понимать важность и значение этого пакета мер.
Ответственность несут лица, виновные в нарушении законодательства (ч.1 ст. 24 закона о перс данных).
В соответствии с ч.4 ст. 2.1 КОАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Рекомендуемый пакет мер послужит доказательством перед контролерами того факта, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности в случае нарушения законодательства о персональных данных его должностным лицом или работником, так как невиновно.
2) Должностное лицо
Квалифицирующим признаком является то, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КОАП РФ).
Руководители и другие работники не государственных организаций несут административную ответственность как должностные лица в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (Примечание к ст. 2.4 КОАП РФ).
Одной из мер выполнения обязанностей в области персональных данных является назначение лица, ответственного за организацию обработки персональных данных (по приказу). Допустимо назначить лицо, не являющееся должностным лицом или не управомоченное выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Руководитель организации утверждает Перечень, другие документы, перечисленные в Перечне. Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных (Ответственный), осуществляет проверки соответствия обработки персональных данных установленным требованиям.
Ответственный докладывает руководителю о результатах проведенной проверки и мерах, необходимых для устранения выявленных нарушений.
Руководитель организации издает распоряжение, предусматривающее устранение нарушений.
Ответственный осуществляет ознакомление работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства о персональных данных, организуют их обучение.
Эти меры послужат доказательством перед контролерами того факта, что юридическое лицо и должностное лицо не подлежит административной ответственности в случае нарушения законодательства о персональных данных его работником, так как невиновны.
3) Гражданин
После принятия мер, снижающих штрафы для юридического лица и должностного лица, остается риск наложения штрафа на работников организации. Но размеры этих штрафов самые низкие.
Тем не менее, оператору следует проявить заботу о работниках, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных. Действия, способствующие снижению этих штрафов, описаны ниже в тексте.
IV. Контрольные мероприятия
Контролирующий орган проводит контрольные (надзорные) мероприятия либо без взаимодействия с контролируемым лицом либо во взаимодействии.
1) Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются в соответствии с законом о перс данных. Рассмотрим два случая.
а) Контролирующий орган доводит до оператора запрос — требование о выявлении неправомерной обработки персональных данных. Случаи неправомерной обработки установлены в статье 13.11 КоАП РФ.
К ним относятся: обработка в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных (ч.1); либо обработка несовместимая с целями сбора персональных данных (ч.1); либо обработка без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч.2); либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч.2); невыполнение оператором обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ (ч.8).
Для оператора установлена обязанность по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных (ч.1,3 ст.21 закона о перс данных). Получив запрос контролирующего органа, оператор обязан прекратить неправомерную обработку, не подлежащую исправлению, блокировать неправомерную обработку, подлежащую исправлению и внести исправления.
О выполнении обязанности по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, оператор в течение 10-ти дней (ч.4 ст. 20 закона о перс данных) уведомляет контролирующий орган. В уведомлении надлежит сообщить об исполнении обязанности об устранении допущенных нарушений в соответствии с ч.1,3 ст. 21 закона о перс данных. Просить признать факт надлежащего исполнения обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных. Уведомление послужит доказательством перед контролерами того факта, что сотрудники не подлежит административной ответственности, так как невиновны.
б) Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных (п.3 ч.3 ст. 23 закона о перс данных).
Для оператора установлена обязанность по устранению нарушений законодательства по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных (ч.1,2 ст.21 закона о перс данных). Получив требование контролирующего органа, оператор обязан его выполнить. В течение 7-ми рабочих дней (ч.2 ст.21 закона о перс данных) направить уведомление в адрес контролирующего органа.
В уведомлении сообщить об исполнении обязанности об устранении допущенных нарушений в соответствии с ч.1,2 ст. 21 закона о перс данных. Просить признать факт надлежащего исполнения обязанности оператора по устранению нарушений законодательства по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных.
Уведомление послужит доказательством перед контролерами того факта, что сотрудники не подлежит административной ответственности, так как невиновны.
2) Контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (закон о гос контроле).
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (Акт).
Часть 2 статьи 87 закона о гос контроле предоставляет право контролируемому лицу устранить выявленные нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Контролирующий орган должен в Акте указать факт устранения нарушения.
Для этого лицу, ответственному за организацию обработки персональных данных, надлежит постоянно сопровождать контроллеров, реализуя право оператора на присутствие при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (ст. 36 закона о гос контроле) и выяснять установленные ими нарушения. Доказательствами устранения нарушений являются пояснения оператора по вопросам проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Если контроллер в Акте не указал факт устранения нарушений и оформил предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, контролируемое лицо вправе подать жалобу на предписание контролирующего органа в течение 10 рабочих дней с момента получения предписания (п. 57 Постановления Правительства РФ от 29.06.2021 N 1046 (ред. от 16.12.2021) «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»).
Активная позиция оператора снижает риски быть подвергнутым штрафам.
V. Критерии отнесения объектов государственного контроля к категориям риска
Отнесение объектов государственного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется на основании критериев отнесения объектов государственного контроля к определенной категории риска, установленных согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 29.06.2021 N 1046 (ред. от 16.12.2021) «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных». Эти критерии влияют на плановые контрольные мероприятия.
Категории риска причинения вреда: высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого. Чем выше категория, тем чаще проверка. При высокой категории — проверка один раз в два года, при низком риске — плановые контрольные мероприятия не проводятся.
Но не исключаются проверки, связанные с рассмотрением обращений граждан или юридических лиц (ч.5 ст. 23 закона о перс данных).