Рано или поздно с таким событием как выездная налоговая проверка сталкивается каждая организация или индивидуальный предприниматель. Что из себя представляет такая форма налогового контроля как выездная налоговая проверка, мы постарались в общих чертах изложить в  настоящей статье.
 
1) Что такое выездная налоговая проверка
 
Выездные налоговые проверки как вид проводимых налоговыми органами налоговых проверок налогоплательщиков наряду с камеральными налоговыми проверками предусмотрены пп. 2 п. 1 ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В п. 2 ст.87 НК РФ определено, что целью как выездной, так и камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В отличие от камеральной налоговой проверки выездная налоговая проверка предполагает более глубокое изучение деятельности налогоплательщика.
 Как отметил в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О Конституционный Суд РФ, «выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра и выемки документов и предметов».
 
Проведение выездной налоговой проверки регламентируется статьей 89 НК РФ. Выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но если налогоплательщик не может предоставить инспекторам помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).
 
Как следует из вышесказанного, основной целью налогового органа при проведении выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Для реализации данной цели НК РФ наделяет налоговые органы широким спектром полномочий, так в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого лица налоговые органы могут осуществлять следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 89, 90 — 97 НК РФ):

  1.  истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2.  допрос свидетелей;
  3.  назначение экспертизы;
  4.  выемка документов и предметов;
  5.  осмотр;
  6.  инвентаризация имущества;
  7.  привлечение специалиста, переводчика.
 
2) Назначение выездной проверки, сроки проведения
 
Основанием проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В пункте 2 статьи 89 НК РФ установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 89 НК РФ.

При этом решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной проверки — это документ, на основании которого проверяющие получают доступ на территорию (в помещения) налогоплательщика (п. 1 ст. 91 НК РФ), неограниченный доступ к налоговой и бухгалтерской документации (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Налоговым кодексом  (п. 2 ст. 89 НК РФ) специально определены сведения, которые должны содержаться в решении, а форма решения согласно абз. 9 п. 2 ст. 89 НК РФ утверждена ФНС России и является обязательной для применения налоговыми органами (п. 3 Приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

· полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
· предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
· периоды, за которые проводится проверка;
· должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
 
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, однако,  при повторной выездной проверке в связи с подачей уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате, проверять можно только период, за который подана декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ), даже если он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки, независимо от того, в какую сторону корректируется налог.

Кроме того, налоговые органы не вправе в рамках выездных проверок проверять дважды один и тот же период по конкретному налогу (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ). Из этого правила имеются исключения, один и тот же период можно проверить, если:

  1.   проводится повторная выездная проверка (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  2.   проводится выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ);
  3. общая выездная проверка организации с учетом обособленных подразделений проводится после самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) или наоборот (абз. 3 п. 5, абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).
  4.  решение о необходимости проведения проверки сверх ограничения принято руководителем ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ).
 
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, исчисляемых со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении (п. 6 ст. 89 НК РФ). Указанный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев( п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев  в соответствии с Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ могут являться:
 
1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

  • четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;
  • менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
  • десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Таким образом, перечень оснований для принятия решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств.
 
При этом, как разъяснено в  Письме Минфина России от 15 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-328, если срок проведения проверки продлен до 4 месяцев, то эти четыре месяца не плюсуются к времени, которое отводится на изучение деятельности налогоплательщика в общем случае, а составляют максимальный срок проверки.

Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд РФ в свое время пришел к выводу, что нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки не отнесено Налоговым кодексом к существенным нарушениям процедуры проведения выездной налоговой проверки (Определение ВАС РФ от 9 июня 2009 г. N ВАС-6921/09).

К таковым причислено лишь необеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК). Иные нарушения процедуры проверки могут, но не обязательно служат поводом для отмены решения, которое принято по итогам выездной налоговой проверки (абз. 1, 3 п. 14 ст. 101 НК).
 
3) Приостановление выездной налоговой проверки
 
Налоговый орган, который проводит выездную проверку, может ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ). Основаниями для приостановления выездной налоговой проверки могут являться:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному истребования документов (информации), допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, если проверка была приостановлена в связи с получением информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Таким образом, в данном случае срок приостановления выездной проверки не должен превышать девять месяцев.
 
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
 
Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении. Возобновляется проверка с даты, указанной в решении о возобновлении проверки.
 
В ходе проведения налоговой проверки, налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.(пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Документы и предметы, которые сотрудники налоговых органов получают или оформляют в ходе мероприятий налогового контроля, являются частью материалов выездной проверки. Именно на их основании принимается решение по итогам проверки.
 
4) Оформление результатов налоговой проверки
 
Результаты выездной проверки оформляются актом. До его составления сотрудники налоговой инспекции должны составить справку о проведенной выездной проверке (п. 15 ст. 89, п. 1 ст. 100 НК РФ).

Составление справки означает, что сотрудники налоговых органов должны покинуть территорию налогоплательщика и не могут далее осуществлять мероприятия налогового контроля на основании решения о проведении данной выездной проверки.

В то же время, отдельные мероприятия могут проводиться и после окончания проверки. Так, при рассмотрении материалов проверки руководитель инспекции (его заместитель) может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О).
 
Составленную справку проверяющие должны вручить налогоплательщику или его представителю лично. Справка вручается в тот же день, когда составляется, т.е. в последний день проведения проверки (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ).
В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она должна быть направлена по почте заказным письмом (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ).

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, по итогам проведенной выездной проверки составляется акт. В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.

Акт составляется в любом случае, даже если нарушений не обнаружено. Этот вывод следует из положений п. 1 и пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ а также из Письма ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@.
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утверждены форма акта выездной проверки и Требования к составлению акта налоговой проверки.

В п. 3 ст. 100 НК РФ перечислены обязательные требования к содержанию акта выездной проверки, так в акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты начала и окончания налоговой проверки;
10) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;
11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
 
Итак, сотрудники налоговых органов вручили Вам акт выездной налоговой проверки, прежде всего, с помощью специалистов изучите акт выездной проверки и решите для себя, согласны ли вы с изложенными в нем выводами и доначислениями( а они будут, пусть даже и необоснованные).

Обратите внимание, в соответствии с положениями  п. 3.1. ст. 100 НК РФ, к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
 
Действия налогоплательщика после  получении акта налоговой проверки имеют весьма существенное значение в дальнейшем, при оспаривании результатов выездной налоговой проверки в суде, в связи с чем рекомендуем особенно внимательно отнестись к данной части.
 
Если полученный акт по существу не вызывает у вас никаких возражений, то, предпринимать какие-либо действия смысла нет, получайте решение, оплачивайте доначисления и все.
 
Если же не согласны с Выводами проверяющих, то здесь прежде всего необходимо выяснить какого рода, допущены ошибки сотрудниками налоговых органов и целесообразно ли указывать на них на данной стадии:
 
Формальные нарушения

Формальные нарушения – это всякого рода неточности, опечатки, ошибки в названиях организаций, именах и фамилиях физических лиц, реквизитах документов, номерах статей и так далее.
Существенные формальные нарушения могут явиться основанием отмены решения при условии, что они будут отражены в решении налогового органа по проверке.

Поэтому, если в акте выездной налоговой проверки неверно указана статья  по которой налоговый орган привлекает Вас к налоговой ответственности,  или неверно указаны (не указаны) реквизиты документов, подтверждающих позицию налогового органа, допущены ошибки  в описательной части акта, то указывать на такого рода ошибки в возражениях на акт выездной проверки не стоит.
Таким образом, вы просто подскажете налоговому органу, какие ошибки из акта не должны быть отражены в решение о привлечении к налоговой ответственности.
 
Нарушения  норм материального права
 
Если же вы обнаружили в акте  ошибки, связанные с тем, что сотрудники налоговых органов  неправильно, по-вашему мнению, истолковали или применили норму права, не учли существенные для решения обстоятельства, проигнорировали имеющиеся документы и доказательства, доначислили налог за период, к которому проверка не относилась, неверно исчислили налоги, пени и штрафы, то о таких нарушениях  целесообразно говорить  в возражениях на акт, которые вы вправе представить на основании п. 6 ст. 100 НК РФ в течении 15 дней (рабочих) дней со дня получения акта налоговой проверки.

Это может стать аргументом для вынесения налоговым органом решения об отказе в привлечении к ответственности по результатам рассмотрения материалов выездной проверки (очень маловероятный, но иногда возможный результат), либо частично уменьшить сумму предъявляемых к Вам налоговых претензий.

Кроме того, указание на существенные фактические ошибки в акте выездной проверки будет выступать аргументом в вашу пользу в случае обжалования решения в вышестоящий налоговый орган и суд.
Однако,  надо учитывать, что зачастую подача налогоплательщиком обоснованных возражений влечет за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, соответственно,  и решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе дополнительных мероприятий. Поэтому необходимо чрезвычайно тщательно подходить к процедуре подачи возражений на акт выездной налоговой проверки.
К возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие документы или их заверенные копии (п. 6 ст. 100 НК РФ).
 
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, предоставленного налогоплательщику для представления возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с п.7 ст. 101 НК РФ, по итогам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
 
Налогоплательщику должны быть вручена копия соответствующего решения.
При этом решение должно быть вручено в течение пяти рабочих дней с момента его вынесения (подписания). Однако нарушение этого срока никак не влияет на правомерность решения и вашу обязанность его исполнить, поскольку решение вступит в силу по истечении 10 дней с момента вручения.

В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Поэтому уклоняться от получения решения бессмысленно, фактически ничто не мешает налоговому органу на 10-й день просто отправить Вам решение по почте.
 
5) Обжалование решения
 
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе, об этом прямо говорит п.5 ст.101.2 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – 10 дней с момента получения решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
 
Вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст.140 НК РФ).
 
Как видим, процедура проведения выездной налоговой проверки достаточно сложна и имеет множество нюансов, в связи с чем при проведнии в отношении Вас выездной налшогвой проверки, целесообразно будет заручиться  поддержкой специалистов.

Да 16 16

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Сохань Мария, Monstr, Шерин Александр, Морохин Иван, Цыганков Владимир, Местная Лика, Романов Александр, Пятахин Эдуард, Колмогорова Алена, +еще 3
  • 10 Февраля 2012, 14:20 #

    Отличная статья, Александр Сергеевич, и нужные рекомендации(Y)

    +3
  • 10 Февраля 2012, 14:25 #

    Зачем же такой монументальный труд выкладывать в пятницу в конце рабочего дня, когда мозг и так на грани, а в холодильнике уже есть? :)

    +5
  • 10 Февраля 2012, 14:25 #

    Как Ваша статья во время:), теперь буду инспекторов конкретно проверять на предмет ошибок.

    +3
  • 10 Февраля 2012, 14:42 #

    Добавлю — при вручении актов проверки, налоговики обычно «забывают» про документы-приложения к акту, а ото могут быть сведения полученные в ходе проведения встречных проверок, протоколы допросов, заключения экспертов и т.п., поэтому необходимо внимательно сверять все упоминаемые в акте приложения, дабы потом не выцарапывать их отдельно.

    +6
    • 10 Февраля 2012, 14:48 #

      Да, Иван Николаевич, это вопрос надо контролировать особенно, просто так, по-хорошему, документы проверки далеко не всегда достаются налогоплательщикам до суда.

      +4
  • 10 Февраля 2012, 15:08 #

    Считаю, что всегда нужно обращаться к специалистам, чтобы снизить риски доначисления от налоговых органов и потом отстоять свою правоту в суде:)

    +1
  • 10 Февраля 2012, 15:19 #

    Александр Сергеевич кропотливо разложил все по полочкам. Полагаю, что многие организации найдут время для изучения данного труда и воспользуются предложенными рекомендациями. При этом не следует ожидать семинаров по данным вопросам от налоговых инспекторов.
    На это они обычно отвечают, что вы должны знать закон.

    P.S. Александр Сергеевич, буквально сегодня я по электронной почте получил довольно интересный вопрос и ответил на него: Скажите пожалуйста если вышестоящая инспекция не удовлетворяет апелляционную жалобу, то в арбитраж оспаривается акт налогового органа или апелляционный отказ инспекции? Заранее благодарен. Как бы вы ответили на него, Александр Сергеевич, с учетом дополнения к данной публикации?
    Полагаю, что ответ будет интересен читателям.
    Заранее спасибо!

    +2
    • 10 Февраля 2012, 17:33 #

      Владимир Михайлович,  в настоящий момент практика исходит из того, что воможно одновременно обжаловать решение налогового органа и в вышестоящий орган и в суд, в связи с чем в суд обжалуется непосредственно решение налогового органа. При этом ничто не запрещает обжаловать и решение УФНС, в моей практике был случай, кога налогоплатльщик одновременно обжаловал в суде решение инспекциb, решение УФНС и решение ФНС по итогам расмтрения жалоб на решение Инспекции :)

      +4
  • 10 Февраля 2012, 16:57 #

    Самое главное, что налоговая пока еще о своем приезде предупреждает заранее: есть время для того, чтобы порепетировать «проверку» с адвокатом и успеть убрать из офиса все лишнее…

    +3
  • 10 Февраля 2012, 22:46 #

    Есть у них такой прием, как повысить сбор по штрафам. Приходит девушка с решением о выездной проверке. Бухгалтер по ее «устному» требованию дает все документы, та сидит все смотрит. Ушла, ну и Слава Богу!

    А за 1-2 дня до окончания срока проверки приходит письмо с требованием о представлении документов необходимых для проверки. А следом приходит по почте справка о проведенной проверке. Сроки предоставления документов вроде бы уже за теми границами срока, определенного по закону и многие не представляют, делая ссылку на то, что справка есть, срок проверки вышел-чего вы хотите.

    И тут налоговики расправляют крылья. Они Вам ни в жисть не скажут, что есть письмо Минфина от 2008 года, где подобная ситуация ими рассмотрена, а суды при отсутствии иной «информации» вынуждены принимать сторону налоговой. И попадает «бедный» налогоплательщик еще на N-ую сумму штрафа за каждый непредставленный в срок документ.

    Я с этим столкнулся сам, но меня никто не поставил в известность, что проводится проверка, а когда узнал, спросил, что кроме решения она представила. Ответ — ничего. Утверждение — ждите в последний день требования о представлении документов. Тогда мне никто не поверил, но так и случилось.

    +3
    • 12 Февраля 2012, 14:37 #

      Штраф штрафом, но не забывайте, что Ваши документы или их копии также нужны проверяющим. Тут палка о двух концах. Проверяющий посмотрела документы и ушла. Но при этом у нее нет никакой гарантии, что эти же самые документы будут ей представлены официально. А как тогда формировать доказательную базу Ваших нарушений? Такие случаи тоже бывают. Если бухгалтер грамотный, да еще и умный, то на основании «устного» требования ничего давать не будет или умышленно даст, но на основании перечня таких неформально представленных документов сразу сделает необходимые выводы…

      +2
  • 12 Февраля 2012, 14:29 #

    Изложение положений НК РФ, касающихся выездной налоговой проверки приведено подробное. В этой связи не устаю повторять — к сожалению по формальным основаниям «развалить» налоговую проверку крайне сложно. Суды, по крайней мере в ЦФО, в полный рост используют по данной категории дел правовую доктрину «существо над формой». Это, в свою очередь, дает налоргам повод писать в актах и в решениях все что угодно. Самое малое из этого — ссылки не на те статьи, а равно на несуществующие решения о назначении проверок, и даже на несуществующие акты проверок. Судьи все это выслушивают, но все равно рассматривают дело по существу, а не по форме.
    Другая тенденция, наметившаяся в последнее время — бизнес, а особенно небольшие компании, попросту не хотят судиться по налоговым спорам. И не потому что боятся. По их мнению, выгодней обанкротить фирму или продать ее в отдаленный регион, чем вступать в затяжную тяжбу с налоргами, да еще и платить тем самым специалистам, поименованным в данной статье.

    +3
  • 13 Февраля 2012, 09:54 #

    Александр Сергеевич, спасибо за статью, думаю, данная информация будет крайне полезна всем налогоплательщикам!

    +2

Да 16 16

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Выездная налоговая проверка. Некоторые вопросы» 3 звезд из 5 на основе 16 оценок.

Похожие публикации

Продвигаемые публикации