Это дело редкость в силу того, что стороне защиты удалось впервые поймать за руку прокуратуру на проведении проверки сообщения о преступлении (доследственная проверка). Напомню, что проверка сообщения о преступлении в рамках УПК РФ проводится исключительно органом дознания, следователем, начальником следственного отдела (ст. 144 УПК РФ). Вместе с тем, по особой любви, прокуроры, используя право предоставленное им ст. 37 ч. 2 п. 2 УПК РФ, весьма часто направляют следователям материалы, свидетельствующие о выявлении ими фактов нарушения уголовного законодательства. С учетом косноязычности нашего законодателя из текста указанного правомочия невозможно установить каким образом прокуроры получают указанные материалы (материалы ли это прокурорской проверки) и прочие обстоятельства необходимые для обеспечения режима законности по делу. Ну, да Бог с ними. Помнится мы бились над тем, чтобы прокуроры, когда у них было предварительное расследование, прекратили опрашивать лиц в рамках доследственных проверок, не прошло и 10 лет, нас услышали…
Суть в том, что прокуроры натуральным образом стали проводить проверки сообщения о преступлениях, а точнее подменять органы дознания, имитируя оперативно- розыскную деятельность. Выглядит это примерно следующим образом. Прокуратура, используя какой-нибудь совершенно непотребный повод – обращение, инициирует прокурорскую проверку, в рамках которой без обеспечения прав, предусмотренных ст. 144 УПК РФ использует полный спектр предоставленных ей полномочий с тем, чтобы сформировать видимость наличия в действиях лица признаков преступления, после чего оформляет это постановлением и направляет для возбуждения в следствие ( ст. 140 ч. 1 п. 4 УПК РФ). Как вы понимаете, никакие сроки здесь не действуют, УПК РФ к этой деятельности не имеет никакого отношения, полный простор для деятельности. Применяются такие схемы либо по заказным делам, либо по особой любви.
Схеме этой лет 8-9, обычно при каких – либо жалобах на нарушение режима законности, в крайнем случае, прокуроры делали круглые глаза и говорили, что не проверяли никакого сообщения о преступлении, оно само выплыло при проверке, неожиданно, никакого злого умысла тут не было.
И вот впервые удалось добыть документальное свидетельство того, что прокуратура превысила полномочия, именно проверяла сообщение о преступлении.
При ознакомлении с материалами в отношении подполковника Министерства обороны, обратившегося за пересмотром приговора суда, в материалах дела обнаружились два документа, в которых военные прокуроры сами непосредственно указывают, что проводят проверку мошеннических действий Доверителя.
Нарушение порядка производства подобного рода отнесены ст. 389.17 ч. 1, ч. 2 п. 4 УПК РФ к существенным нарушениям Уголовно- процессуального закона, так как, с одной стороны нарушают принцип законности (ст. 7 УПК РФ), что влечет признание недопустимыми всех доказательств по делу, с другой стороны, ущемляет право на защиту, лишая гарантированных прав, предусмотренных ст. 144 УПК РФ (самостоятельное основание ст. 389.17 ч. 2 п. 4 УПК РФ), а это безусловное основание для отмены приговора.
Площадка для торга, доложу вам, – лучше не придумаешь. Доверитель в общем отделался легким испугом по итогу (но это чуть другая история).
Подытоживая, даже в наперстки можно иногда выиграть, если самому лично читать материалы дела в суде, а не полагаться на светокопии Доверителя, и последнее – они не приватизировали закон, они просто не понимают его ценности, закон сильнее даже прокурора.


День добрый, Рустам Павлович! Прошу вас помочь мне разобраться. Меня так же коснулась «прокурорская проверка». Я состоял на бирже труда с 2 марта 2020 по 4 ноября 2020 (во время пандемии, где действует Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460
↓ Читать полностью ↓
«Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»).
В частности в этом законе есть пункт — 17. Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В нашем же районном центре занятости нас заставляли звонить куратору и отмечаться по телефону (а сейчас, с Августа, вообще ввели обязательное посещение ЦЗН в прежнем режиме). Я пропустил два раза эти звонки и мне приостановили выплаты, после чего я обратился к юристам областного центра занятости, которые провели проверку и восстановили мне эти выплаты через заявление.
Далее директор нашего районного ЦЗН, видимо затаив обиду, подозревая меня, что я где-то работаю и получаю помимо биржи незаконный доход, инициировал прокурорскую проверку (у нас маленький город, до этого случая я выиграл суд по административке — отменил протокол и написал заявление на имя начальника полиции на возможные неправомерные действия его подчиненных. После суда я это обращение отозвал. Возможно проверка так легко началась еще и в связи с этими фактами), вследствие которой участковый изымал данные компьютера в офисе, где предполагалось, что я работаю, пытался вызвать меня на опрос, досаждал телефонными звонками и т.д.
Когда ей удалось встретить меня в отделе полиции, куда я пришел по другому делу, я ей там сказал, что предмета опроса никакого не вижу, так как претензий лично ко мне со стороны центра занятости нет. Претензии в нарушениях чего-либо мне не высказывались и никаких доказательств этих нарушений мне так же предоставлено не было. Поэтому, чем вызвано обращение в прокуратуру директора ЦЗН не понимаю и опрашиваться не желаю.
Более того, в момент, когда я снимался с учета ЦЗН, я под диктофонную запись зафиксировал и спросил — есть ли ко мне какие-либо претензии, на что никаких претензий мне высказано не было. Так же я узнал, что запросы в пенсионный фонд за всё время моего нахождения на бирже делались только 1 раз при постановке на учет. На время инициирования прокурорской проверки такие запросы сделаны не были и основанием к этой проверке послужили лишь подозрения самого директора ЦЗН, а возможно его личный мотив.
Прошу вас подсказать, правильна ли моя позиция в данной ситуации и как реагировать на давление со стороны полиции?