Коррупционные скандалы последнего времени с выявлением полковников-миллиардеров и удивительных людей из СК РФ, к которым, как к добрым знакомым, приходят видные представители криминалитета для обсуждения путей решения возникших у них проблем, не могут не вызвать вопрос о «питательной среде», без которой существование, и богатых полковников, и прочих персонажей из системы, которую, вероятно, по инерции, относят к правоохранительным органам, было бы невозможным.
Такую среду создают, в том числе, и представители малого бизнеса слишком нервно реагирующие на различные проверки, устные «приглашения» на беседы, посещения должностных лиц, условно говоря, правоохранительных органов.
Для начала, разберем наиболее часто встречающийся пример, когда предприниматель получает запрос из какого-нибудь ОЭБиПК с требованием срочно предоставить длинный перечень документов, включая всю бухгалтерскую документацию за последние 2-3 года.
При этом сам предприниматель вполне искренне недоумевает о причинах столь пристального внимания к его персоне.
Прежде, чем разобраться, что делать, попробуем разобраться – каким образом рождаются данные запросы.
Существует несколько причин их появления, но для этого нужно понять некоторые тонкости работы ОЭБиПК
. Как и их предшественники – ОБХСС, ОБЭП, и т.д., эти службы работают на выявление преступлений, совершенных в экономической сфере, т.е., получив информацию о том, что некая организация или индивидуальный предприниматель, под видом осуществления предпринимательской деятельности, на самом деле занят в каких-либо неблаговидных делах – будь то нелегальное производство алкоголя, изготовление контрафактной продукции, или, не мудрствуя лукаво, создает автосалон, который, собрав пару-другую миллионов рублей с доверчивых граждан, через неделю после своего появления исчезает, эти органы должны выявить таких криминально настроенных предпринимателей, и собрав необходимое количество доказательств их преступной деятельности, передать материалы в следственные органы.
На самом же деле бывает и по другому – сочетание «приятного с полезным» — когда поступает информация, в том числе, и от «дружественного» органам предпринимателя о том, что есть некое ООО, или, некоторый индивидуальный предприниматель, конфликт с которыми, конечно, можно разрешить и в гражданско-правовом порядке через арбитражный суд, но не хочется – много времени займет, да и результат непредсказуем, и затраты могут не окупиться, занимается деятельностью, которая может заинтересовать «органы».
О том, что является «приятным», а что «полезным, и как их получить, я скажу ниже.
Разумеется, «помощь другу» не ограничивается одним «попавшим под раздачу» предпринимателем — в ОЭБиПК мыслят куда масштабнее, поэтому, далее, возможны несколько вариантов развития событий, но, в конечном итоге приводящих к одинаковому финалу.
Вариант 1. На основании некой информации, полученной от «источника», проводится ОРМ, скажем, «проверочная закупка», в результате которой выявлены некие, явные, или вымышленные нарушения по принципу «я так вижу».
Следует сразу отметить, что терминология, используемая в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» может пониматься настолько широко, насколько это позволяет человеческая фантазия, значительно расширяющая рамки того понятия, которое понимается законодателем.
И «проверочная закупка» здесь не исключение.
Раз нарушение выявлено, готовится запрос на истребование документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности «нарушителя», а, зачастую, эта документация, а также системные блоки компьютеров, ноутбуки, находящиеся в офисе, просто изымаются.
Во втором случае это называется оперативно-розыскным мероприятием «обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Именно на этой стадии перепуганный предприниматель допускает массу ошибок, например, не требует обязательного, в таких случаях, распоряжения о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.
Лично я не могу привести пример, когда, уже после проведения данного ОРМ, предприниматель мог похвастаться наличием у него копии такого распоряжения…
Итак, имея в «чистом остатке» факт установленного, явного, или мнимого нарушения, а также, отсутствие документации, позволяющей вести финансово-хозяйственную деятельность, а, бывает, что и лицензий (именно лицензий, а не их копий), на осуществление определенного вида деятельности, например, реализацию алкоголя, что, согласитесь, для ресторана, пусть не смерти подобно, но уж разорению – точно, перед предпринимателем возникает дилемма – действовать ему по закону, т.е., заключив соглашение с адвокатом отстаивать свои права на законных основаниях, или, по уже сложившейся традиции – «договариваться».
Как правило, выбирают второе, и вот тут и возникает то самое сочетание «приятного с полезным», о котором говорилось выше.
Приятным является «благодарность» выраженная во вполне материальных денежных знаках, коими предприниматель готов поделиться в обмен на изъятою у него документацию, а также, электронные носители, а полезным – та информация, которую оперативники ОЭБиПК уже получили, и, которой, безо всякого сомнения, воспользуются.
Правда, среди коммерсантов находятся оригиналы, пытающиеся (и небезуспешно), сочетать несочетаемое, а именно, найти адвоката из категории, т.н. «решал», знающих, как и к кому подойти, чтобы снять проблему, возникшую у данного коммерсанта.
Основная ошибка здесь в том, что они обращаются не к адвокату, а к «лицу, похожего на адвоката», т.е., это лицо может иметь адвокатский статус, но, по сути и методам работы, адвокатом не являющееся.
И вот тут у коммерсанта два пути – или, при удачном раскладе (если это можно назвать удачей), он принимает «правила игры», соответственно, далее играет по этим же правилам все более криминализируя свой бизнес, поскольку дорожка за материальным воплощением благодарности к нему уже протоптана, а для того, чтобы обладать возможностями благодарить и далее, нужны неучтенные, уведенные от налогообложения денежные средства, либо, он попадает на скамью подсудимых вместе в «решалой» и «благодетелем» — у ФСБ свои показатели, за достижение которых с них свое начальство спрашивает…
Вариант 2. – часто вытекающий из первого, который я называю – «бить по площадям».
Используя информацию о контрагентах предпринимателя, полученную ранее, оперативник начинает рассылать контрагентам уже «использованного» предпринимателя запросы с требование предоставить им документацию, уже об их финансово-хозяйственной деятельности, в связи с, когда-то, заключенными договорами между ними и этим предпринимателем.
Получившие такой запрос чаще всего, делают тактическую ошибку, высылая все запрошенное и являясь для дачи объяснения, забывая при этом, что любая, полученная от них информация может быть использована против них самих, что в свою очередь, дает им возможность воспользоваться правом, предусмотренным ст.51 Конституции РФ, в частности, не свидетельствовать против себя.
Для получения интересующей их информации оперативники ОЭБиПК довольно часто прибегают к запугиванию, как в письменной, так и в устной форме.
Письменная форма – это, выраженная в запросе угроза о привлечении «к установленной законом ответственности».
Давайте разберемся – что же это за ответственность такая, которой нужно бояться до такой степени, что можно и будущее своего бизнеса на кон поставить.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», полиции, для выполнения возложенных на нее обязанностей, предоставляется право, в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
А какое же наказание ждет упорствующих в нежелании предоставлять запрашиваемую информацию?
Ответ мы найдем в ст. 19.7 КОАП РФ:
«Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде…
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
Как поется в известной песне – «Думайте сами, решайте сами»…
Но, если внимательно вчитаться в приведенный выше п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», то становится очевидным один из способов законного отказа в предоставлении информации; правомерность направления запроса о предоставлении информации возможна только в трех случаях:
— если информация запрашивается в связи с расследуемым уголовным делом;
— если информация запрашивается в связи с находящимися в производстве полиции делами об административных правонарушениях;
— если информация запрашивается в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях.
Разумеется, есть и другие, действенные и законные способы не рисковать своим бизнесом и спокойствием способы непредоставления информации по запросам ОЭБиПК.
Устные способы запугивания, не смотря на свою примитивность, тем не менее, воздействуют на многих предпринимателей, как действие магнита на канцелярскую скрепку; тут и угрозы привлечения к уголовной ответственности, и обещание приехать с обыском, и угрозы «доставить принудительно», и ведь верят люди!
Могу сразу успокоить: решение вопроса о привлечении к уголовной ответственности – исключительная прерогатива следствия, а ОЭБиПК не относятся к органам предварительного расследования; проведение обыска возможно только при наличии возбужденного уголовного дела и на основании постановления следователя, а в жилище – на основании постановления суда; принудительный привод, как мера процессуального принуждения, допускается только в предусмотренных законом случаях, к коим непредоставление запрошенной информации или неявка в ОЭБиПК для дачи объяснения не входит.
Вариант 3. Используется при наличии дружеских, или иных, основанных на взаимных интересах оперативника ОЭБиПК и дружественного ему следователя.
В этом случае следователь, по просьбе оперативника, в рамках имеющегося у него в производстве уголовного дела, совершенно не относящегося к предмету, интересующего оперативника, выдает ему, т.н. «отдельное поручение» для производства следственных действий, как правило – допроса интересующего оперативника предпринимателя. Заодно, от имени следователя, предпринимателю направляется запрос о предоставлении информации, но уже за подписью следователя.
Тут все выглядит, что называется, «по-взрослому» — и повестка, выписанная в порядке ст. 188 УПК РФ, в которой указываются неприятные последствия в случае неявки в виде привода, и ссылка на номер уголовного дела, в рамках которого, якобы, запрашивается информация.
Но и тут впадать в панику не стоит – такие действия следователя, фактически, в лучшем случае, носят характер служебного проступка, в худшем – преступления – злоупотребление служебным положением, поэтому, для того, чтобы умерить неуместное любопытство «дуэта» следователь-оперативник, иногда, достаточно звонка следователю или его непосредственному руководителю с вопросом о том, какое отношение вы имеете к расследуемому уголовному делу, и выраженную Вами готовность предоставить требуемые документы на основании выемки, о чем должен быть составлен протокол.
Вполне понятно, что следователя совсем не радует перспектива совершения такого следственного действия с указанием на каждый изъятый во время выемки документ, за который он несет личную ответственность.
Поэтому, велика вероятность, что от вас отстанут, если же интерес к вам не угасает, лучше всего обратиться к адвокату, который владеет целым набором методов, позволяющих избавить вас от назойливых любителей в погонах сочетать «приятное с полезным».
Но и для того, чтобы не стать «питательной массой», нужно, кроме желание жить согласно закона, еще и помнить, что помочь можно только тому, кто сам готов бороться за свои законные права и интересы…