Мной подготовлено такое количество публикаций, связанных общей темой – «запрос из полиции, и что с ним делать», что, казалось бы, тема полностью исчерпана и добавить к сказанному больше нечего, но, похоже, как безгранична фантазия авторов этих запросов, пусть идущая и параллельно с требованиями закона, не пересекаясь с ними, так и у меня появляются новые поводы вернуться к этой теме.
На этот раз поговорим о запросах, направляемых посредством мессенждера WhatsApp, создатели которого, наверняка, и предположить не могли, в какие руки попадет их детище, и как оно будет ими использоваться.
Как правило, направление такого запроса предваряется телефонным звонком от абонента, представляющегося оперуполномоченным ОЭБиПК некого подразделения полиции.
Вам, очень часто в ультимативной форме, предлагается предоставить информацию на запрос, который, как вы правильно догадались, будет направлен вам по WhatsApp.
Почему именно таким образом?
Для этого у вашего собеседника найдется масса причин – по почте долго и дорого, а денег нет, курьеров тоже нет, все люди в разъездах, и т.д.
Из запроса, который вы, или ваш сотрудник, получает на свой личный телефон, следует, что объем информации, который вы должны предоставить таков, что только интимная сторона вашей жизни осталась без внимания любопытного оперуполномоченного ОЭБиПК.
Обо всем остальном, включая личные данные ваших сотрудников и ваших действительных и предполагаемых контрагентов, представляет интерес для автора запроса.
Сам же запрос оформлен в виде копии, правда, никем не заверенной, но со штампом о том, что подлинник его подписан электронной подписью начальника соответствующего подразделения.
Чтобы полноценно подготовиться к ответу на такой запрос – о форме ответа поговорим немого погодя, обратим внимание на некоторые базовые моменты.
Мы, люди наученные горьким опытом звонками разных мошенников, выступающих о имени «служб безопасности» банков, интересующихся вашими транзакциями, разумеется, становимся крайне осторожными.
Поэтому, не будем слепо доверять первому попавшемуся абоненту, представившемуся сотрудником полиции, а проверять – действительно ли позвонивший вам является тем, кем он вам представился, совсем не обязаны – для этого есть «специально обученные люди».
Они же, кстати, и должны будут выяснить, откуда у звонившего имеется номер вашего телефона, разумеется, если он не используется в рекламе вашей организации.
Вы же, как лицо, не обладающее специальными познаниями в области коммуникаций, не можете проверить абонента, обратившегося к вам с запросом через WhatsApp.
Копия полученного вами запроса очень похожа на изготовленную с подлинного запроса?
Так, как говаривал незабвенный О.И.Бендер – «при современном достижении печатного дела на западе…» — а сказано это было, напомню, почти сто лет назад, с тех пор достижения науки и техники шагнули вперед.
Теперь перейдем к изучению самого текста запроса.
Основанием для направления запроса является некий материал, зарегистрированный…- так, номер есть, а вот где он зарегистрирован, об этом в запросе не упоминается, и дата его регистрации уже вызывает некоторые вопросы, поскольку материал, на который идет ссылка, зарегистрирован более года назад.
Напомню, что согласно п.4 ст.13 ФЗ «О полиции», предоставление информации является обязательной в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.
Если, в данном случае, речь идет о КУСП, в котором регистрируются заявления и сообщения о совершенных преступлениях, то по такому материалу давным-давно должно быть принято процессуальное решение в порядке ст. 144 УПК РФ:
— не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения;
— по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя — до 10 суток;
— а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Разгадка причины такой волокиты проста – речь идет о, т.н. ДОУ – деле оперативной проверки; что это такое – я уже рассказывал в одной из своих более ранних публикаций – повторяться не буду, поскольку желающие легко найдут ее на «Праворубе».
Напомню лишь, что никакого отношения материалы ДОУ к основаниям, предусмотренным ФЗ «О полиции», для направления запросов об истребовании информации не имеют.
Да и в самом запросе имеется ссылка на ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который, как я уже неоднократно говорил, не обязывает граждан оказывать помощь полиции в проведении ОРМ.
Поскольку мы с вами уверены, что в полиции служат юридически грамотные сотрудники, не позволяющие себе подобных «ляпов», которые связаны, как с формой направления запроса, так и его содержанием, мы направляем на имя руководителя того подразделения, из которого исходит запрос, заявление с просьбой провести самую тщательную проверку – не скрывается ли за таким запросом мошенник, который в своих противоправных целях, заодно, использовал имя начальника данного подразделения, и бросил тень на доброе имя и безупречную репутацию сотрудников полиции.
Как правило, после такой отповеди, либо, о вас забудут, либо, будут действовать с большей осторожностью.
Главное, при этом помнить, что умелое использование своих прав избавит вас от необходимости нести надуманные обязанности.