Публикация коллеги Сергея Николаевича Волкова Прекращение дела об административном правонарушении помогла вспомнить о собственном опыте направления запроса о предоставлении видеозаписей хранящихся в государственной информационной системе «Единый центр хранения и обработки данных» и их представлении в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.
Поскольку дело об административном нарушении по ч. 3 ст. 12.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривалось в отношении меня самого, интерес в освоении порядка использования новых технологий, был, что называется, самым шкурным.
Нарушение мое заключалось в том, что, двигаясь по улице Тверской в г. Москве, я совершил разворот под зеленую стрелку светофора, что называется – на излете, т.е. на последних мгновениях зеленого с переходом на желтый. По моим субъективным ощущениям, я начал разворот на последних миганиях зеленого, когда загорелся красный уже пол корпуса моей машины было на «встречке» и мне необходимо было завершить маневр. Мою уверенность в собственной правоте дополнительно подтверждал такой же маневр, совершенный следовавшим за мной автомобилем. То есть, если он считал возможным закончить разворот, то уж я то и подавно успевал.
Инспектор ДПС воспринял ситуацию по-другому и остановил обоих.
Я попытался заявить о своем несогласии с якобы допущенным нарушением, не помогло, протокол был составлен, и я был уведомлен о предстоящем рассмотрении дела в суде.
В порядке защиты собственных интересов, поскольку видеорегистратора на машине не было, я озаботился получением записей с городских камер видеонаблюдения, понимая, что в центре их более чем достаточно.
Пришлось разбираться как эта система работает. Поиск информации в сети позволил выявить несложную схему работы.
Прежде всего необходимо учитывать, что заявку на получение записей с городских камер можно подать в течение пяти суток с момента события. Иначе все остальные мероприятия теряют практический смысл. Как пояснили в дальнейшем, специалисты Департамента, объем информации очень большой и постоянно пополняемый, поэтому долго хранить всю информацию невозможно чисто технически.
Для того чтобы получить видео с городских камер, нужно в течение пяти дней с момента происшествия позвонить на горячую линию системы видеонаблюдения 8 (495) 587-00-02, кратко охарактеризовать ситуацию и попросить сохранить запись в архиве, указав время и место, которые вас интересуют. Оператор системы по общей схеме уточнит и подскажет, какие камеры имеются вблизи того места, которое вас интересует. Чтобы более предметно сориентироваться самому и более корректно и полно провести разговор с оператором, можно сначала посмотреть какие камеры есть поблизости от интересующего места на сайте самого Департамента. Заявке присваивается номер, его необходимо записать, поскольку на него необходимо будет сослаться в запросе.
После регистрации заявки и присвоения номера, интересующие записи с камер видеонаблюдения будут храниться в архиве в течение 30 дней. В этот срок необходимо получить или оформить запрос и подойти в Департамент с флешкой или диском, в зависимости от предполагаемого объема информации.
У меня по моему запросу хватило объема одной флешки, поскольку меня интересовал достаточно небольшой промежуток времени. По запросу одного из доверителей пришлось предоставлять внешний диск, поскольку там мы запрашивали суточные записи с дворовых камер.
Записи можно получить по адвокатскому запросу, как в моем случае.
С присвоенным номером заявки, в общем случае, можно обратиться и в полицию, где в рамках проводимой проверки могут быть истребованы и получены записи по вашей заявке.
Доступ к архиву со своих рабочих мест также имеют сотрудники управ, префектур, службы ЖКХ, ОАТИ и другие инспекционные службы.
Применительно к моему процессу, я оформил запрос без ссылки на номер и дату соглашения, указал номер производства по делу об административном правонарушении и все сработало. Пример запроса я приложил.
В тексе запроса обращает на себя формулировка: «Обязуюсь использовать полученную информацию в соответствии с регламентом доступа пользователей к информации, содержащейся в государственной информационной системе «Единый центр хранения и обработки данных», исключительно в указанных в настоящем запросе целях и не передавать ее каким-либо иным лицам, за исключением суда, арбитражного суда, органов дознания (следствия), органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении (уголовному, гражданскому делу), в рамках которого запрашивается информация».
Это не моя придумка. Как выяснилось в процессе общения со специалистами Департамента, это обязательное требование по их форме запроса. Еще часть «дежурных» требований Департамента была вывешена на входе в качестве объявления для сотрудников правоохранительных органов, поскольку, как я понял, они составляют подавляющее большинство заявителей.
В суде я приобщил видеозаписи и фотоматериалы, подготовленные на их основе, с подробными пояснениями, где и в каком положении находился мой автомобиль в момент включения запрещающего сигнала светофора, как мне казалось, вполне наглядно продемонстрировал отсутствие события нарушения.
При этом, несмотря на заявленное мной ходатайство никаких материалов из ГИБДД, кроме протокола и рапорта сотрудника ДПС получить не удалось, служебные видеорегистраторы у них, как водится оказались в нерабочем состоянии
Однако суд оказался выше моей линии защиты и представленных доказательств и ограничился фразой, типа, по этой записи я не могу идентифицировать ваш автомобиль.
Инспектор к тому времени уже был допрошен и покинул зал, его объяснений оказалось вполне достаточно для однозначного вывода о наличии вины.
В приложениях я привел ряд документов, формулировки из которых, возможно, смогут пригодиться специалистам по аналогичным делам.
В целом могу отметить, что получение видеозаписей с городских камер видеонаблюдения может оказать неоценимую помощь в подготовке доказательств по делу, даже несмотря на целиком и полностью обвинительный уклон нашей судебной системы. Дела и обстоятельства бывают разные. Настроение у судей тоже имеет свойство меняться время от времени.