Хотя Президент Нурсултан Назарбаев в своем новогоднем обращении подчеркнул, что в 2012 году главная задача — это повышение уровня благосостояния граждан, и страна будет только набирать обороты, однако, верится в это с трудом. А у многих казахстанцев при просмотре праздничного обращения главы государства складывалось впечатление, что он говорит про какую-то другую страну…
Окинув взором одну лишь сельскохозяйственную отрасль страны, становится понятно — все очень запущено. Казахстанская промышленность сегодня, как и 20 лет назад, практически ничего не производит, в основном все продается в виде сырья. Единственное спасение, казалось бы, наладить производство сельскохозяйственной продукции, благо, территория и климат позволяют, но и в аграрной, и в животноводческой сфере сплошные многоточия…
Возьмем наше многострадальное животноводство. За 20 последних лет Казахстан восстановил поголовье всех видов скота и птицы к 1990 году лишь на 54%. На конец 1990 года в Казахстане содержалось 9,757,2 тыс. голов крупного рогатого скота, 35,660,5 тыс. голов овец и коз, 3,223,8 тыс. голов свиней, 1,626,3 тыс. голов лошадей, 143 тыс. голов верблюдов и 59,9 млн. голов птицы.
Под занавес 2010 года наблюдается совершенно иная картина. К началу 2011 года в Казахстане насчитывалось 6,175,3 тыс. голов крупного рогатого скота, 17,988,1 тыс. голов овец и коз, 1,344 тыс. голов свиней, 1,528,3 тыс. голов лошадей, 169,6 тыс. голов верблюдов и 32,8 млн. голов птицы.
В итоге за период с 1990 года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 36,7%, овец и коз на 49,6%, свиней на 58,3%, лошадей на 6% и птиц на 45,2%. Только количество верблюдов увеличилось на 18,6%, благо эти корабли пустыни кормят себя сами и служат человеку практически безвозмездно.
В Казахстане за один лишь 2011 год поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы снизилось в среднем на 3,5%. Но и это далеко не всё, аналогичная ситуация с производством основной животноводческой продукции, упали абсолютно все показатели — мяса, молока, и чего уже давно не было — яиц. В этой ситуации планы по экспорту 60 тыс. тонн нашей говядины в Россию и Европу как нельзя кстати. Но, если дело так пойдет и дальше, то к 2016 году мы сами забудем ее запах.
Но чиновники решили бороться с проблемой увеличения поголовья по-своему. Вместо того, чтобы поднимать селекционную работу, создавать племенные хозяйства, укреплять кормовую базу, строя цеха по производству комбикормов, высокопротеиновых добавок, они решили просто завезти продуктивный скот из-за рубежа, опять вогнав крестьян в долги, как это было с навязыванием дорогостоящего лизинга. То, что от местной соломы у изнеженных забугорных буренок несварение желудка с последующим летальным исходом, чиновников не волнует. Их больше привлекает возможность быстрого освоения государственных средств. Такую лихость освоения государственных денег селекционными методами не обеспечишь.
Теперь насчет кормов. Казахстанский рынок кормов близок к состоянию девственности. Практически во всех регионах страны в хозяйствах преобладают натуральные формы обеспечения кормами сельскохозяйственных животных. Исключение составляет в некоторой степени сегмент птицеводства. Реализованные совсем недавно проекты в этой сфере увеличили емкость рынка потребления кормов, хотя и здесь новые птицеводческие хозяйства стремятся к вертикально интегрированной системе работы своих хозяйств.
Мелкотоварная структура животноводства в Казахстане крайне ограничивает развитие крупного товарного кормопроизводства и некоторым образом сдерживают инвестиции в эту сферу. Производство кормов как отрасль практически сошла на нет. Об этом говорят факты и сами аграрии. В конце прошлого года фуражный ячмень вырос в цене и превзошел по стоимости мукомольную пшеницу (на конец декабря 129 долларов/тонна пшеница и 157 долларов/тонна ячмень). Один из агрономов с многолетним стажем из СКО признался, что найти на рынке готовые корма, изготовленные на местном рынке по современным технологиям невозможно.
В виду этого слова аграрного министра о том, что в Казахстане в этом году много кормов, кажутся несостоятельными. Напомним, Асылжан Мамытбеков заявил, что рост цен на мясо временный. И озвучил свою версию происходящего в эфире Седьмого телеканала. «Есть такой объективный фактор, что в этом году очень много кормов, и фермеры не стали отправлять молодняк под нож. Благодаря этим заготовленным кормам они оставили у себя поголовье, и таким образом сократилось поголовье, которое идет на убой. За этим последует снижение цен», — заверил министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков.
Что там говорить об экспортном потенциале продукции животноводства, если налицо дефицит этой продукции на внутреннем рынке и как следствие рост цен на нее. Как уже сообщалось, стоимость кг говядины за прошедший месяц (с 12 декабря 2011 года) выросла в Актобе на 50 тг — до 1500 тг, в Астане на 100 тг — до 1300 тг, в Талдыкоргане на 100 тг — до 1500 тг, в Караганде на 100 тг — до 1700 тг, в Кокшетау на 200 тг — до 1400 тг и в Костанае на 300 тг — до 1500 тг. Понизились цены лишь в Кызылорде и Таразе.
Получается, что Казахстан еще и не вышел толком на экспортный рынок говядины, но цены уже стремятся к экспортным. В этом, наверное, и кроется тайная стратегия МСХ.
Чем меньше казахстанцы будут кушать говядину, тем быстрее экспортный потенциал превратится в реальный. А лучше, чтобы казахстанцы вообще от нее отказались, включая лиц, которые не употребляют другое мясо, например, свинину, по религиозным соображениям. Тогда уж точно планы экспорта этого мяса можно будет реализовать уже в этом году.
О каких успехах говорит Президент? О том, что в Казахстане за один лишь 2011 год поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы снизилось в среднем на 3,5%? Но и это далеко не всё, аналогичная ситуация с производством основной животноводческой продукции, упали абсолютно все показатели — мяса, молока и чего уже давно не было — яиц. Это при том, что 60 тыс. тонн нашей говядины уже одной ногой в Европе. Но, если дело так пойдет и дальше, то к 2016 году мы сами забудем ее запах.
И когда казалось, что 2011 год может стать голодным годом, подсластили сельскохозяйственную пилюлю аграрии. Собрав рекордный урожай — порядка 30 млн. тонн, труженики полей дали чиновникам возможность покрасоваться с красивыми данными о результатах уборки в телеэкране, а также попробовать себя в роли газетного писаки. Но все ведь понимают, заслуга государства в сборе большого каравая не значительна, главными «кузнецами» рекорда стали сами аграрии, которые завершали уборку в убыток собственному благосостоянию. Чего не скажешь про чиновников Минсельхоза, те-то уж себе в убыток работать не привыкли.
Итоги уходящего сельскохозяйственного года смотрятся, по меньшей мере, не впечатляюще. Среди сельхозников даже поговаривали, мол, министр сельского хозяйства, скорее всего, сложит свои полномочия, но не тут-то было.
Асылжан Мамытбеков, несмотря на полный крах намеченного курса в АПК, остался у руля, и будет впредь работать «на благо» своей родины. Ситуация неоднозначная, многие ожидали, что, узнав о накопившемся вагоне проблем и катастрофической ситуации в сельскохозяйственной отрасли страны, Президент республики повторит, ставшую уже эпичной фразу «Нахрена вы там сидите тогда», но, к сожалению, воздержался.
Более того, в канун Нового года Асылжан Мамытбеков избран еще и председателем совета директоров акционерного общества Национального холдинга «КазАгро». При этом новый председатель сохраняет за собой должность министра сельского хозяйства. Таким образом, практически все самые значимые рычаги государственного управления и контроля переходят в одни руки. Причем руки эти не самые чистые, за два с небольшим года своей трудовой деятельности в должности председателя правления «КазАгро» не было достигнуто существенных успехов, чего не скажешь о благосостоянии его чиновников, которое улучшалось год от года.
Из-за недостатков механизмов и методики определения затрат выдача кредитных средств нацхолдингом «КазАгро» с 2008 по 2010 годы проходила бессистемно.
Допущены случаи завышения объемов финансирования отдельных субъектов АПК. Как итог, постоянный приток денежных средств в карманы нынешнего главы МСХ.
Также за время пребывания Мамытбекова на посту председателя «КазАгро» были установлены факты предоставления кредитов аффилированным лицам. Средства облигационного займа, заимствованные у Национального фонда, конечным заемщикам — субъектам АПК — выдавались по ставке 12% годовых. Между тем, на уровне нацхолдинга «КазАгро» ставка вознаграждения устанавливалась в размере 1,02%, а на уровне дочерних организаций — 6,98 %.
Только в 2008 году «КазАгро» на реализацию программы по созданию продовольственного пояса вложило семь миллиардов тенге. Которые растворились как дым, лишь в кулуарах шептались и гадали, на что были потрачены эти баснословные деньги. Ответ один — деньги упали на счета тогдашних руководителей национального холдинга.
Если так пойдет и дальше, то в скором времени Асылжан Мамытбеков может стать еще и министром транспорта страны, чтобы на казённые деньги удобнее было ездить отдыхать в теплые страны. Или, к примеру, во избежание остановок на дорогах ДПСниками стать министром внутренних дел. А что? По образованию он юрист, так что имеет полное право. Глядишь, под военной присягой из головы министра уйдут нули, откаты и курсы валют.
Подтверждает коррупционный хаос в рядах чиновников МСХ и проведенный на сайте «Казах-Зерно» опросhttp://www.kazakh-zerno.kz/index.php?option=com_poll&id=42:2011-12-21-02-58-14, в котором мог принять участие каждый. Но так как тематика сайта узконаправленная, в основном в опросе участвовали аграрии, мукомолы, трейдеры — все те, кто имеет непосредственное отношение к сельскохозяйственной отрасли.
Вопрос звучал следующим образом: «Рекордный урожай в этом году вскрыл множество проблем в АПК, но в то же время показал возможности Казахстана в выращивании зерновых. Какие затруднения зерновая отрасль должна преодолеть в первую очередь, чтобы развиваться дальше?».
Абсолютное большинство проголосовавших — 68,5% — считает основной проблемой коррупцию в рядах чиновников и уж потом проблемы с обеспечением качественной инфраструктурой. И это верно, потому что на костях новой жизни не построишь. Коррупция на сегодняшний день проникла всюду, бесконечные подати уже стали чем-то нормальным, и с этим необходимо бороться. Сегодня нагреться хотят все — от владельцев элеваторов до самых высоких чинов в МСХ. А если система прогнила, выход один — менять эту самую систему.
При всем уважении к Нурсултану Назарбаеву остается не ясно, почему же глава страны так доверяет Асылжану Сарыбаевичу, который зарекомендовал себя в сельскохозяйственных кругах не самым лучшим образом? Или, может быть, рука руку моет? Если нет, то пора бы принимать меры, потому что получать вместо обещанных золотых гор лишь тачку с навозом казахстанским сельхозникам уже надоело.
Но мало того, что чиновникам Минсельхоза не стало стыдно от оперативной сводки «семимильного прогресса» в АПК за 2011 год, они к Новому году сделали себе хороший подарок. Как рассказал собственному корреспонденту издания «КазахЗерно.kz» достоверный источник в МСХ, к Новому году всем сотрудникам Министерства была выдана премия в размере от 3 до 5 окладов. Говорят, что считать чужие деньги не совсем хорошо, однако, народ имеет право знать — за какие великие заслуги столь щедрые дары?
Гораздо гуманнее, на мой взгляд, было бы выдать премии аграриям, которые буквально на своих плечах вытащили хлеб в 2011 году. Ведь средняя заработная плата сотрудников МСХ составляет сегодня порядка 180 тыс. тенге, тогда как аграрии, по официальной информации Агентства РК по статистике, получают всего 49 тыс. тенге в месяц, хотя и эти данные занижены почти в два раза. Так, по словам агронома одного из хозяйств СКО, средний месячный заработок агронома в хозяйстве составляет 25 тыс. тенге. Стоит отметить, что зарплата у представителей сельского хозяйства остается самой низкой среди всех отраслей последние 5 лет, и эта ситуация, видимо, еще не скоро изменится.
Впереди у Министерства сельского хозяйства еще очень много работы. Грядет тяжелая посевная, многие крестьяне, дабы расквитаться с кредитами, залезли в долги, поэтому сеяться им будет не на что. Плюс ко всему, абсолютная капитуляция плана по экспорту зерна, вместо положенных 1 млн. тонн в месяц едва удается отгрузить 750 тыс. тонн. Этот факт неизбежно приведет к тому, что вовремя снова не удастся подготовить мощности к приему нового зерна.
P.S. Проблемы в АПК с каждым днем растут, этот ком не растает с приходом весны, все трудности только копятся. Но чиновники не переживают по этому поводу. Это не их проблема. Разгребать проблемы, как всегда, будут сами крестьяне. А у чиновников и так дел полно. Впереди новые обещания, совещания и заседания, отчеты и доклады, распилы и откаты, ленточки и воздушные замки. В общем – «каждому свое». Именно такая мудрость приглянулась организаторам фашистского лагеря «Освенцим», висевшая на входе. Каждому свое. Кому-то незаслуженные золотые горы, а кому-то тачка с навозом и потом политые гроши. Когда это кончится и как исправить это положение дел? Вопрос так и остается открытым.
Лия Стрик
Газета «КазахЗерно.kz»